"Я воспринимаю жизнь как дыхание" - Иван Суворов
Голос "Европы Плюс" в "лихих 90-х", создателя крупнейшей российской компа нии про производству радиорекламы, созерцателя и трудоголика, человека, который умеет слушать и слышать - знакомьтесь, Иван Абрамов, более известный рекламному сообществу и поклонникам радио под псевдонимом "Иван Суворов".
Досье:
Родился 3 октября 1967 года
Учился в Высшем театральном училище им.М.С.Щепкина при Академическом Малом театре на актерском отделении и в Московском Гуманитарном Университете на факультете рекламы.
Не женат.
Сыну 16 лет.
Опыт работы:
1993-1998 - автор и ведущий музыкальных программ на "Европе плюс", менеджер по спецпроектам дирекции программ.
1998-2008 - организовал и возглавлял первую независимую российскую синдикейшн&продакшн компанию АГНИ ("Агентство независимой
информации"). В настоящее время АГНИ - группа компаний, оказывающая своим клиентам весь спектр услуг в области радиовещания и рекламы.
Параллельно с АГНИ:
2002-2003 - управляющий партнер, генеральный директор Рекламного Агентства "Initial" Информационно-издательского холдинга ПрофМедиа
2001-2004 - Член жюри 11 и 12 Московского международного фестиваля рекламы,
Председатель и член жюри 1-го, 2-го и 3-го Томского всероссийского фестиваля аудиорекламы "Сибирский децибел", член жюри 6-го и 7-го Международного студенческого фестиваля рекламы, член жюри Фестиваля независимых
региональных радиостанций "Звучать!" (Н. Новгород) и Фестиваля рекламы "Идея!" (Сочи)
2003- по н/в - преподает на факультете рекламы Московского гуманитарного университета, ведет открытые уроки на факультете Международной журналистики МГИМО.
2005-2006 г. - консультант ГУ "Объединенная редакция МВД РФ", руководитель музыкально-информационного вещания (Генеральный продюсер) радиостанции "Милицейская волна" 107,8 ФМ.
- Иван, расскажите, как Вы были актером, и что привело Вас в бизнес?
- После школы я поступил в МАИ, год отучился, но понял, что не мое, и бросил. Службу проходил в Театре российской армии, а когда вернулся, поступил в театральное училище им. Щепкина. Работал в Ленкоме. Но в начала 90-х было такое время - не лучшее для театров. Приходишь на спектакль, а там на сцене десять человек, а в зале - трое. Театр находился в упадке, а у меня была масса амбиций.
Я ушел из театра, подрабатывал водителем, записывал песни, писал прозу "в стол". И как-то в 1993 году утром на студию позвонил мой приятель, который сказал, что на "Европу Плюс" нужен человек, который может и вести передачи, и писать их. Я пошел и там и остался. С того момента и началась моя профессиональная медиа- и радиодеятельность.
- От актера до диджея, от занятия творчеством до бизнеса - перепады однако... Кто же Вы по натуре? Творческая личность или расчетливый бизнесмен?
- По своему характеру, по образу мышления я не бизнесмен, я - продюсер. Бизнесмен занимается тем, что может принести ему прибыль. Он составляет бизнес-план, вкладывает в его реализацию свои силы, связи, деньги, и все его действия нацелены на получение прибыли. Когда наконец проект начинает приносить доход, бизнесмен развивает его и всячески поддерживает. Это уже экономика. У меня несколько другой склад ума. Мне интересно придумывать проект, реализовывать его, внедрять в некую систему ценностей, но как только он начинает жить самостоятельной жизнью, мне почему-то становится скучно.
- То есть Вам интересен сам процесс, а не результат?
- Да, именно так. А потом уже наступает время для бизнесменов, которые будут заниматься этим проектом и следить, чтобы он приносил деньги - в идеале, конечно.
Поэтому моя жизнь построена по принципу чередования периодов бурной деятельности и затишья. Вот сейчас у меня, например, затишье, пауза. Я обдумываю новые проекты, разбираюсь с новыми идеями, занимаюсь созерцанием внешнего и приведением в порядок своего внутреннего мира. У Ильфа и Петрова такое состояние называлось "диванным периодом".
Но рано или поздно наступает момент, когда либо мне в голову приходит свежая идея, либо кто-нибудь что-нибудь предлагает - и наступает период запойного трудоголизма. С этого момента для меня ничего не существует - я занимаюсь только проектом, а все остальное рассматривается по остаточному принципу. И если мне что-то мешает, то я скорее откажусь от этого, чем от проекта. Инерция этого движения такова, что уже и проект заработал, и главная цель достигнута, а я еще какое-то время им занимаюсь, занимаюсь... И только в тот момент, когда маховик уже не остановить, я понимаю, что пора уходить. И опять наступает пауза - можно заняться личной жизнью, своим домом, сыном.
- А эти "диванные периоды" у Вас долго длятся?
- Паузы - по-разному. Пока не буду готов к дальнейшему движению.
- А как они у Вас протекают?
- Сижу дома. Разбираю архивы, много читаю, как губка впитываю окружающий мир и раскладываю все по полочкам, чтобы прийти в согласие с самим собой. Пытаюсь настроить свой "внутренний инструмент" на какое-то "новое звучание". Изучаю разные варианты: "а что будет, если попробовать так, а может быть лучше эдак...", прислушиваюсь, что мне по этому поводу говорит интуиция, внутреннее чутье. Это моя личная лаборатория, внутри которой рождается новый "внутренний продукт", о котором я уже смогу говорить во всеуслышание. Я смешиваю разные ингредиенты, ставлю пробирку на огонь, и когда произойдет реакция, я смогу понять, что мне делать и куда двигаться дальше.
- Вы говорите, что уходите в проект с головой. А есть ли разница: сколько он будет длиться? 3 года, 10 лет - сколько может длиться такой "период трудоголизма"?
- Можно посмотреть по отдельным работам. К 41 году в моем профессиональном активе есть три основных, по-настоящему успешных проекта. Это программа "Хит-парад Европы Плюс", которой я занимался в течение 5,5 лет, компания АГНИ, которой в прошлом году исполнилось 10 лет, и ныне существующая "Милицейская волна". Первый проект дал мне известность и фамилию Суворов. Второй кормил в течение 8,5 лет. И понятно, почему не все 10: первые 1,5 года были периодом вкладывания денег, времени и сил. И на тот момент было не важно, что ты куришь "Приму" и пьешь пртвейн - я работал практически за идею. 1998-й год, кризис, мы только стартовали... Только через 1,5 года экономическая ситуация в стране наладилась, и проект начал нас кормить, и продолжал делать это все последние годы. И третий - "Милицейская волна". Это был настоящий "антикризисный" проект - перезапуск практически "с нуля", а денег на закупку оборудования, набор персонала, разработку концепции вещания, программирование практически не было. И вот 1 февраля исполнилось 3 года с момента перезапуска станции.
- Люди, с которыми Вы работаете - откуда они к Вам приходят?
- При отборе людей я всегда придерживался единственного принципа: я беру на работу людей, которых понимаю. Людей, для которых главные принципы в работе - здравый смысл и желание работать. Я смотрю человеку в глаза, слушаю, что он говорит, и если мне кажется, что у него получится работать по проекту - мне не важно, что сейчас он совершенно в нем не ориентируется. В какой-то момент я увидел, как выросли мои ученики. Уходя из АГНИ, я оставил компанию на своего управляющего директора. Он пришел ко мне 19-летним парнем, который до этого торговал на рынке электропроводами и сосисками и рыбой. И я ему в тот момент объяснил, что если у тебя получалось продавать сосиски, то ты сможешь с тем же успехом торговать программами для радиостанций. А нынешнему исполнительному директору АГНИ было на момент его начала работы в компании 22 года, а за спиной только опыт работы IT-администратором, компьютерщиком. А через некоторое время он защитил диплом по 3D-брендингу, и на сегодняшний день является серьезным профессионалом в этой области.
- Вы ушли из АГНИ?
- Да, в конце 2008 года я вышел из состава акционеров АГНИ и передал руководство компанией вот этим двум своим ученикам. Я понял, что "дети выросли". Чтобы они могли развиваться и двигаться дальше, им нужна свобода и возможность самостоятельной работы. Я не знаю, насколько хорошо это у них получится, но у моих воспитанников уже есть собственное мнение, и я не хочу им мешать - пусть попробуют.
- А вдруг не получится?
- Ну что ж, это уже их компания, я там не работаю :. В моей жизни была похожая ситуация. Когда я только пришел на "Европу Плюс", мы делали программу "Хит-парад" вдвоем с Юрием Аксютой, который сегодня является директором музыкальной дирекции Первого канала. Тогда он тоже только-только начинал свою карьеру "Большого начальника" и набирал людей "под себя". Ему нужен был русский хит-парад, и я стал его автором и ведущим, а он был звукорежиссером или, как сейчас говорят, саунд-продюсером, и "вдохновителем и утвердителем" идей, которые я придумывал и приносил на обсуждение. Так вот, всему, что я умею и знаю на радио, меня научил Аксюта. Сначала мы вместе вели запись, а в последние пару лет своей работы на "Европе Плюс" я, освоив азы звукорежиссуры и монтажа, делал это уже полностью самостоятельно. Я перестал быть учеником, и стал самостоятельной фигурой, как мне тогда казалось.
Когда я понял, что достиг "потолка в плане профессионального и личностного развития в данном конкретном проекте и месте работы", мы с одним из звукорежиссеров ушли с "Европы Плюс" и сделали АГНИ. Мой компаньон как-то быстро отошел от дел, а я остался и занимался проектом в течение следующих 10 лет. Сначала я был один - принимал решения, набирал людей для компании и воспитывал себе сотрудников. При этом я всегда был достаточно демократичен, и в какой-то момент понял, что мнение остального коллектива стало по своему весу сравниваться с моим. И решил: зачем мешать? У "детей", кстати, уже есть свои ученики, так что в отношении АГНИ я уже "дедушка". И сейчас я говорю: посмотрим, что получится. Тем более на фоне нынешнего кризиса я совершенно не представляю, что будет дальше.
- Расскажите чуть поподробнее об АГНИ. Эта компания занимается созданием и продажей радиорекламы?
- Не совсем так. Изначально мы планировали сделать broadcast syndication company. Это очень распространенный формат в Европе и в Америке, при котором станции покупают готовые радиопрограммы у компаний, занимающихся их производством. Иногда это делается под заказ, но чаще всего это продукт, который сначала производится в пилотном варианте, выкладывается для ознакомления на сервер и затем, при наличии определенного количества заявок на него, ставится на поток. Покупателями являются радиостанции-подписчики. Они оплачивают счета и получают пароли, а далее просто закачивают программу на неделю, "врезают" туда своих спонсоров и запускают в эфир. За 10 лет существования АГНИ ее клиентами стало более 300 радиостанций России. Кто-то приходил и уходил, кто-то оставался с нами надолго. Сейчас есть радиостанции, доля покупных программ у которых составляет порядка 40%. Ведь не у всех есть возможность, например, приглашать известных людей. Станция в Воронеже или в Петропавловске-Камчатском тоже хочет предоставить своим слушателям возможность услышать точку зрения, скажем, главного тренера сборной России по футболу - и тогда они обращаются к нам. Принцип зарабатывания денег здесь очень прост: радиостанция покупает пакет программ на месяц, допустим за 100 долларов. Рекламодатель платит ей за выход в эфир 300 долларов. В итоге мы получаем свои 100, а станция - свои 200 долларов прибыли.
И, практически сразу, когда у АГНИ еще даже не было собственного производства, пошла радиореклама, мы начали участвовать в различных конкурсах и все их выигрывать. Мы были победителями всех фестивалей, какие проходят в России, так что, можно сказать, что у нас получился весьма качественный продукт.
- А "Милицейская волна" - это Ваш первый опыт по созданию радиостанции?
- Да, для меня тогда было очень важно попробовать сделать радиостанцию. В "Объединенную редакцию Управления информации МВД" я пришел в октябре-ноябре 2005 года. Радиостанция занимала тогда 11-12 места в рейтинге. 1 февраля 2006 года мы перезапустились, а к концу лета того же года станция вышла на 6-е место, и вот уже 2,5 года остается на нем, неотрывно следуя за пятеркой лидеров, при этом практически без каких-либо финансовых вливаний. Я начинал с разработки платформы бренда, и надо отдать должное сотрудникам МВД, которые сейчас занимаются "Милицейской волной" - они скрупулезно поддерживают то, что было заложено нами на начальных этапах.
- Вы создаете новый проект и так легко уходите... Вам не жаль расставаться с плодами рук своих?
- Нет, не жаль. Моих проектов и так хватило бы на несколько успешных карьер. Но мне этого мало - как когда-то было мало успеха в театре. Тогда я поменял сферу деятельности, и из актера превратился в диджея. Потом занялся радиорекламой, с которой дожил до седых волос. В какой-то момент захотелось заняться чем-то другим. Решил сделать одну радиостанцию - получилось, и опять стало неинтересно, хочется еще что-нибудь попробовать. Возможно я слишком творческий человек. Благодаря своим проектам, я проживаю несколько жизней и примеряю на себя разные роли: актер, диджей, бизнесмен, продюсер радиостанции... Я считаю, что мне повезло: я всю жизнь занимался только тем, что мне нравится.
- На дворе кризис. Не страшно зависнуть в "диванном периоде"?
- Да, кризис путает планы. Прошло время концертов Димы Билана за 50 тысяч долларов. И, похоже, что все происходящее всерьез и надолго. Никто сейчас не понимает, до какой степени на нас всех это повлияет. Сейчас я рассматриваю несколько разных проектов. У меня уже были встречи, я провел ряд аналитических работ для некоторых крупных структур и хорошо понимаю, где именно сейчас я могу принести максимальную пользу.
- Вы где-нибудь учились рекламе?
- В 2007 году я закончил Московский гуманитарный университет, в котором сейчас преподаю. Так что я теперь дипломированный специалист по рекламе.
- А какой курс Вы ведете?
- Я проводил открытые уроки по радиожурналистике в МГИМО, а сейчас в Московском гуманитарном университете веду курс режиссуры аудиорекламы - в течение одного семестра общаюсь со студентами 4 курса.
- Что Вы можете сказать о будущих рекламистах? В последние 15 лет в рекламу попадали люди необученные, а сейчас на рекламистов готовят в ВУЗах - изменилось ли что-нибудь на рынке?
- Раньше диджеями становились актеры и журналисты, да и в рекламу приходили люди с самым разным образованием. У нас не было рельс, не было наезженной колеи, поэтому мы делали неожиданные, нестандартные проекты. Сегодня, во-первых, клиенты стали лучше разбираться в маркетинге и, в частности, в составлении брифа. Они изначально задают определенные рамки, в которых сложнее работать. Это все равно, что писать портрет на заказ. Во-вторых, наши студенты, которые изучают маркетинг в ВУЗе, выходят оттуда, уже имея в своей голове определенные установки. И если раньше были откровенно провальные работы, но были и очень яркие, то сегодня практически нет откровений - мы приходим к стабильному среднему уровню.
Это, в общем-то, оправдано самим рынком. Когда у тебя нет постоянного производства, а есть аудио-бутик, ты можешь сделать гениальный проект и сидеть потом пару месяцев без денег. А чтобы реклама стала бизнесом, она должна превратиться в своего рода фаст-фуд, аналог Макдональдса, где не очень вкусно кормят, зато и не отравят.
- Чему учите своих студентов?
- Я пытаюсь дать им не только интуитивное умение различать "хорошие" и "плохие" работы, но и понимание того, чем они отличаются друг от друга. Мои студенты пишут ролики, режиссерские сценарии... Сейчас я даю им то, чему нас учили французы в 1993 году на "Европе Плюс". И это востребовано на рынке. Даже в больших агентствах на 10 хороших копирайтеров приходится только один, который умеет писать именно радиоролики.
- А почему это так сложно? Для посетителей BTL.RU радиореклама - малоизвестная область. Расскажите немного об этой категории рекламы.
Радио - довольно специфическое средство массовой информации, где для обращения к аудитории необходимо использовать метод персонификации. Информация поступает к человеку в фоновом режиме - это как разговор за соседним столом. Я не вникаю в него, пока меня что-то не зацепило. Если же мелькнула интересная для меня информация, я начинаю прислушиваться. И чтобы сделать хороший радиоролик, необходимо очень хорошо представлять себе человека из целевой аудитории, на которую рассчитана реклама. Поэтому я заставляю своих студентов буквально писать сочинения о таком человеке: где он живет, в каком доме, на какой машине ездит. У него должно сложиться полное впечатление, что диктор обращается непосредственно к нему. И если тебе удалось установить личный контакт, человек будет тебе доверять, заинтересуется услышанной информацией и обратится по указанным координатам. Поэтому самое главное - это точность обращения по радио.
Радио - это звук. В отличие от визуальной рекламы, радио не дает картинку - она возникает в голове у каждого человека, и у каждого она будет своя. Готовый образ в журнале может кому-то нравиться, а кому-то нет. Радио же формирует ассоциации, а образ человек создает себе сам. И если речь идет, например, о доме в 15 километрах от МКАД, то слушатель увидит именно свой дом, такой, о котором он давно мечтал.
Сейчас аудиорекламой зачастую занимаются люди, которые патологически не умеют этого делать. У них в голове раскадровка, картинки. И моя задача объяснить студентам, что надо думать другими категориями, использовать другие средства, потому что на радио срабатывает только реклама, несущая какую-то идею, озвучивающая мысль.
- Вы озвучивали ролик про самого знаменитого рекламного кота. Как Вы им стали?
- Очень просто. Мой приятель в 1999 году работал креативным директором агентства Grey. Они тогда запускали компанию для продвижения бренда "KittyCat", и клиент никак не мог утвердить диктора. Ни один из заявленных на кастинг 30-40 человек его не устраивал. Беда была в том, что англоязычный диктор был настолько "кот" по звучанию, что ни один из предложенных голосов не подходил на эту роль. И вот приятель звонит мне и говорит: "Я тебя очень прошу, я все понимаю, что ты генеральный продюсер, но мне нужен твой голос, деньги - любые". Я и согласился - тогда еще за 150 долларов. Пришел на студию, записали - клиент в восторге! И эта история продолжается уже 10 лет... Я безуспешно пытаюсь закончить ее, но пока не получается. Сначала я воспринимал это как шутку, потом как поднадоевшую шутку, а сейчас уже - как традицию.
- Театр, радио, шоу-бизнес, а в кино не пробовали сниматься?
- Я снимался в кино, у меня есть картина "Зловредное воскресенье", я там одну из главных ролей играл. Это было еще до армии, да и сейчас бы еще поснимался с удовольствием.
- Кем Вы еще были в своей жизни?
- Копирайтером, например. Получилось это несколько неожиданно, еще во времена моей работы диктором на "Европе Плюс". Коллеги из немецкого агентства маялись с проблемой адаптации ролика чипсов PRINGLES, и я сочинил им слоган, который используется и поныне - "Попробовал раз - ем и сейчас". Это было первое, что я придумал в рекламе :. Уже потом была студия, параллельные заказы по производству, а позже и по размещению рекламы. Так я стал продюсером. Все шло естественным путем.
- Как Вы относитесь к скандальной, эпатирующей рекламе? К вездесущему гламуру?
- Да, это сейчас популярно, заметно, бросается в глаза... В своем время была даже премия за самую эпатажную рекламу - "VIP Позолоченная муха", она умерла где-то на второй-третьей своей церемонии. Для меня эпатаж, гламур, что в рекламе, что в жизни - одного порядка вещи. Посмотри человеку в глаза. Если там ничего нет, он будет прятать их за очками, кожей, латексом.
Для меня самоценен сам человек, и неважно, на какой машине он приехал и во что он одет. Весь мой опыт учит меня, что сегодня он водитель, завтра - президент какой-нибудь крупной компании, а послезавтра - стареющий брюзжащий домовладелец, который сидит и пьет по-черному, потому что, по его мнению, жизнь не удалась. У меня есть яркий пример из жизни: моя коллега по "Европе Плюс" была модным обозревателем. Я тогда работал за пультом, как диджей, а она читала обзоры моды. И вот за два дня до родов она была в эфире, у микрофона, и через неделю после родов она была в эфире. А пока она рожала - я запускал записанные ею ранее программы. Сейчас она главный редактор крупного издания и один из ведущих экспертов в области моды, и при этом она совершенно не "зазвездилась". Вот таких людей я очень уважаю.
- Можно ли сказать, что к созданию радиорекламы надо иметь талант?
- Радиорекламу должны делать люди, у которых есть как минимум способности к этому. Причем талантливый человек обычно талантлив во всем, что так или иначе касается его дара. Я своим воспитанникам когда-то объяснял, что есть ты умеешь продавать, у тебя есть коммерческая жилка, ты будешь менеджером или коммерсантом. Умеешь готовить - можешь быть поваром. Но талантливый человек - это творческая личность. Он не придерживается шаблонов, а может импровизировать в зависимости от цели и средств.
Продюсер должен быть, своего рода, хорошим садовником, искусство которого заключается в том, чтобы дерево выглядело максимально естественно. Так и с проектами: надо убрать, отсечь все лишнее, иногда добавить удобрение, иногда полить, сорняки выпалывать.
- Существует ли для Вас понятие этичной и не этичной рекламы? Или главное, чтобы цепляла внимание потребителя, а на уровень можно не обращать внимания?
- Ну вот вам пример. Еду за рулем, вдруг из приемника доносится скрип тормозов и звук разбиваемого стекла - это для меня неэтичная реклама, потому что первая реакция водителя - осмотреться вокруг, чтобы выяснить, что произошло. И такой рекламы быть не должно. На мой взгляд, самая хорошая реклама та, которая вызывает улыбку и доносит до человека заложенную в ней информацию.
А еще чтобы ты ни делал - это находит отражение в твоей дальнейшей жизни. После одной тверской водочной рекламной кампании я почувствовал, что меня больше потянуло к алкоголю. И бросил пить совсем. Вот уже 5 лет, как даже пиво не употребляю. И мне кажется, что все, что я делаю, и моя жизнь взаимосвязаны. И если я займусь рекламой псевдолекарств, то и сам наступлю на эти грабли рано или поздно. Так что если мне придется столкнуться с подобным предложением, то я буду думать, и если решу, что это неэтично, то откажусь от проекта.
- Вы верите в судьбу?
- Я не только верю, я буквально каждый день получаю подтверждения. И мой нынешний диванный период необходим, чтобы двигаться дальше. Потому что сначала нужно собрать из осколков мыслей и идей некую мозаику, чтобы почувствовать себя цельным человеком. И будучи продюсером, я понимаю, что главное настроить свой приемник на правильную волну - это залог успеха в любом бизнес-проекте.
- Получается, что Вы работаете на интуиции?
- Может быть. Я воспринимаю жизнь как дыхание. Мы не можем только выдыхать или только вдыхать. А значит есть периоды, когда мы должны вдохнуть, а есть, когда должны выдохнуть. Чем глубже дыхание человека, тем более наполнена его жизнь, и тем лучше продукты, которые он производит, вещи, которые он делает, и проекты, которые он создает. И чем дольше я живу, тем больше в этом убеждаюсь.
- Иван, Вы работаете за деньги или за драйв?
- Я работаю, прежде всего, из интереса, ну а если за это еще и платят - то вообще замечательно. Работа над проектом для меня наверное и есть драйв. А деньги, как правило, приходят следом.
Нет, в принципе деньги конечно не самое главное. У меня был проект в Твери: мы делали масштабную акцию для водочных клиентов, денег нам тогда заплатили много, а вот работать над проектом мне не очень понравилось.
Сейчас, на фоне кризиса немного другая ситуация: раньше я мог позволить себе работать, занимаясь созерцанием окружающего мира. А теперь вынужден искать разумный компромисс. У меня сын и мама-пенсионерка, и я уже не могу себе позволить что-либо делать бесплатно.
- Сколько Вашему сыну сейчас лет? Он похож на Вас по образу мышления, складу характера?
- Уже 16, заканчивает школу. В чем-то похож конечно - тоже творческий человек. Но он не такой скрупулезный. Я мог в детстве собирать какую-нибудь модель часами и сутками, не отрываясь от нее до окончательного завершения. А ему нужно движение, пища для ума. Он такой... "перевариватель" информации. Я по своей внутренней структуре - генератор идей, даже если большинство этих идей не будет реализовано. В оккультизме это называется "медиум", такой своего рода приемник - мне дано улавливать витающие в воздухе идеи. Помните, в фильме "Звездная пыль" были ловцы молний? Вот и я ловлю идеи. И моя задача поймать такую "молнию", спрятать, а потом ее выгодно продать. А у сына уже есть в запасе молния - его не интересует, как ее поймать, зато он знает, как ее можно использовать.
Он долго не мог определить, чем ему заниматься после школы, а на все вопросы на эту тему отвечал, что примерно тем же, что и папа. Но сейчас я вижу, что его занимает обществознание, благодаря немецкой спецшколе у него очень хороший немецкий и весьма неплохой английский. Поэтому, подозреваю, что он выберет иностранные языки или что-нибудь связанное с социологией, потому что после таких факультетов люди, как правило, уходят в пиар, в маркетинг.
- Вы строгий отец?
- Я воспринимаю своего сына, как товарища, компаньона. И мне кажется, что он и относится ко мне не как к отцу, а как к старшему другу. Советуется со мной по всем вопросам, и мое мнение для него нередко оказывается решающим. Кстати, все мои знакомые, которые видели нас вместе, говорят, что мы выглядим как братья.
- Вы упомянули оккультизм. А Вы интересовались когда-нибудь высокими материями, религией?
- Да, у меня был такой период в возрасте лет 20-25. Мне всегда было интересно разобраться, что я за существо. И вот с этой точки зрения было у меня увлечение буддизмом, протестанством - я в юности даже посетил святые места в Германии и т.п. А в последние годы я пришел к выводу, что, как ни странно это звучит, для Руси, куда тысячу лет назад князь Владимир принес христианство, оно является наиболее "приемлемым" вариантом. У православия в России глубокие корни и мощнейший фундамент, и я нашел в нем то, что безуспешно пытался найти в других религиях.
Я был бы очень рад, если бы в России возродилось Самодержавие со всеми вытекающими отсюда последствиями. Самодержавие и православие - ствол моральных устоев русского человека. Нашей стране не нужна демократия, это не русский путь развития. Подождем...
- Возможно ждать придется долго...
- Это зависит от того, куда пойдет страна. Сейчас кризис, может быть что-то и изменится. Вот, например, речь о преподавании Основ православной культуры в школах уже давно идет.
- Вы считаете, это необходимо?
- Да. Мне очень жаль, что я только в 35-37 лет получил ответы на вопросы, которые задавал себе всю свою жизнь. И мне кажется, что тем, кто действительно хочет разобраться в себе - а таких людей немало - Закон божий может дать конкретные ответы на конкретные вопросы. Я знаю молодых людей, которые считают, что православие - это мрачная религия, набор ограничений. А для меня Вера - это свежий ветер в затхлом помещении, настоящая свобода.
- Вы свободолюбивый человек. Не хотите уехать из России?
- Я уже два года назад менял страну. Приобрел недвижимость на Канарах, уехал туда, просидел там 1,5 месяца - и мне стало скучно. В конце ноября приехали туда с сыном, а в середине декабря я уже заскучал и понял, что сейчас мы тут будем делать самый настоящий Новый год со Снегурочкой и Дедом Морозом для наших людей, которые там в это время отдыхают с детьми. И мы это сделали: я был водителем, Рудольфом - оленем Санта-Клауса, мы катали народ и очень хорошо все получилось, даже денег заработали. Потом были и другие деловые предложения... Пока на Канарах мы начали процесс выкупа земли для постройки церкви.
- То есть, в тишине и покое Вам не хватает драйва? :)
- Скорее ощущения "своего места". Кастанеда говорит о "точке силы". Если я чувствую эту точку силы, значит здесь мне и надо быть. В 1998 году меня пригласили в Германию делать радиостанцию для русских эмигрантов. Я провел там несколько месяцев и понял, что это что-то не то. Скучновато как-то. Так что даже если где-то хорошо вдыхается, но плохо выдыхается, лучше поискать другое место, где ты сможешь дышать полной грудью.
И потом, мы ведь родились в этой стране. Мне не очень нравится русская народная пословица "Где родился, там и пригодился", но так оно и получается.
- Ну хорошо, с Россией понятно. А почему Москва, а не, скажем, Питер?
- С Питером у меня сложные отношения. Мне и в Москве жить тяжело - я бы с гораздо большим удовольствием жил за городом, просто пока нет такой возможности. Мечтаю о доме в Подмосковье, с участком, но не садовым, а лесным.
- У Вас очень насыщенная, постоянно меняющаяся жизнь. Вы можете представить, что с Вами будет через год-два?
- В России гадать - бессмысленное занятие. Наша страна интересна своей непредсказуемостью. Я закончил школу в 1984 году. В моем 5-м или в 8-м м классе закончился брежневский этап советского государства, страна изменилась. В 1985 году я ушел в армию - как раз начиналась перестройка. В 1987 году я пришел из армии уже в совсем другую страну. Дальше меня захлестнула театральная стезя, и только в начале 1990-х я сошел с нее. А, надо отметить, что когда ты занимаешься театром, ты им буквально живешь, и ничего другого для тебя не существует - по-другому течет время, иначе воспринимается окружающий мир. И вот я вынырнул в начале 90-х, а у моих друзей уже у кого палатки на рынке, у кого фирма какая-то. Это была уже совершенно другая страна, не та, в которой я закончил школу, и не та, в которую я вернулся из армии. И так каждый год - какой-то новый период.
Чем дольше я живу, чем больше пытаюсь разобраться в том, что вокруг происходит, и тем сильнее понимаю, что опять попал не на тот спектакль. Вроде театр тот же, декорации знакомые, а спектакль играют другой, и режиссер мне опять неизвестен. Поэтому получается, что я никак толком не адаптируюсь. Мне хочется разобраться в правилах игры, но объяснить их никто не может. Возможно поэтому в последние 5 лет меня так привлекает православие, ведь оно устояло на протяжении такого длительного времени, и никакие расколы и богоборчество не смогли его уничтожить.
А может быть, хроническая неустойчивость общества в России дана нам для того, чтобы увидеть, как хорошо, когда все в порядке. Это как с тараканами - они же нужны для чего-то, например, чтобы понять всю прелесть их отсутствия. А вот со мной они почему-то не уживаются. Приезжаю куда-нибудь - они есть, поживу немного - уходят сами, безо всяких специальных средств. Но я еще помню, что такое тараканы :)
- Вы считаете себя известным человеком? Вам когда-нибудь приходилось пользоваться "своим" брендом в обычной жизни?
- Когда я был довольно популярным диджеем, мне было достаточно в Москве позвонить и сказать: "Вам звонят с Европы Плюс" - и передо мной открывалась любая дверь. Но настоящая известность у меня была, оказывается, в регионах. Когда мы туда приезжали, ко мне подходили люди, просили автограф и рассказывали, что учатся по записям моих программ. Я рад, что работаю на радио - лицом не торговал, никогда особо не светился. А по голосу диджея узнать сложно - в эфире и в жизни это два совершенно разных человека. Но был период, когда мы начали вести трансляции по телевизору, и нас показывали на всю страну. Меня стали узнавать в метро, и я понял, что мне это совершенно не нравится. Меня вполне устраивает, что я известен в профессиональной среде, и этого мне вполне достаточно.
- Вы молоды, успешны и... неженаты. Почему?
- Думаю, наверное, уже пора. Мне кажется, что человек должен созреть до принятия решения о создании семьи. У всех это происходит по-разному. Одни готовы к семейной жизни уже в 18 лет, потому что они выросли в доме, с четкими традициями, а другие только к 70 годам приходят к мысли о собственной семье. Хуже, если человек заводит семью, будучи не готовым к этому. Сколько таких случаев, когда мальчик с девочкой в 20 лет женятся, он - младший научный сотрудник, жена тоже работает, а потом он уходит в бизнес, становится обеспеченным человеком, а жена остается все на том же уровне, начинаются размолвки, а кончается дело разводом. Поэтому нужно четко понимать, что семья это твое, часть тебя самого, и ты берешь на себя ответственность за другого человека. А бывают ситуации, как в моем случае: я был женат ради того, чтобы родить сына, который теперь со мной.
- Как выглядит женщина Вашей мечты?
- Ничего не могу сказать и совсем об этом не думаю, потому что женщину, как в сказках, надо выбирать сердцем.
- В определенные периоды своей жизни Вы - трудоголик. А если найдется женщина, которая покорит Ваше сердце, как Вы будете делить жизнь между семьей и работой?
- Вот в Православии все очень просто устроено. Над государством есть Бог, а в самом государстве есть царь и его подданные, которые ему помогают и за которых он перед Богом отвечает. Семья - это маленькое государство. Над ней Бог, а внутри нее есть глава семьи - мужчина, и есть женщина, на которую он опирается. И другого не дано. Внешние формы такого союза могут быть какими угодно. Есть даже семьи, где муж выглядит подкаблучником, но это лишь внешняя его роль. И если семья построена по такому принципу, то и делить ничего не надо: оба человека трудятся каждый на своем месте на благо семьи и своих детей и понимают нужды друг друга.
- Чего Вы ждете от 2009 года? Есть какие-либо глобальные планы? Вы внесёте в них коррективы из-за кризиса?
- От этого года я жду начала следующего этапа. Каким он будет, пока не знаю, потому что не представляю, что будет твориться в окружающей действительности. Когда-то для меня закончился период "Европы Плюс", сейчас завершился этап АГНИ. А я пока рассматриваю несколько проектов и ничего более определенного сказать не могу. Понимаю только, что, наверное, буду двигаться в сторону медиа.
- Что будет с радиорекламой во время кризиса? Рекламодатели еще не бегут с рынка?
- Пока будущее радиорекламы непредсказуемо, как в общем и любого другого сектора рекламного рынка. Надо также учесть, что отношение к радиорекламе в Москве и в регионах сильно различается. В Москве крупные клиенты, широкий охват, а в регионах достаточно продвигать услуги или продукт только в своих территориальных рамках. Кроме того, телевидение значительно дороже, а радио и оперативнее, и можно договориться по скидкам, поэтому доля радиорекламы в регионах всегда была выше, чем в центре. Но сейчас не могу сказать, что будет дальше. Есть факторы, которые вне рамок моей компетенции. Может рынок рухнет на 70-80%, а может быть где-то падения и вовсе не будет. Если бы рынок был самостоятельным, саморегулируемым, соотношение доллара к рублю не было бы привязано к нефти, а формировалось по законам свободного рынка - это одно дело. А у нас доллар и рубль зависят от цен на нефть, и обычные экономические законы тут не действуют.
- Вы любите жизнь? За что?
- Очень глобальный вопрос. Для меня моя жизнь, мое нынешнее существование - это один из периодов. Я благодарен тому или тем, кто мне предоставил возможность прожить ее, за то, что я сейчас нахожусь в этом теле, как в совокупности мышц, костей, внутренних органов, и благодаря этому могу чувствовать и воспринимать этот мир. Как продюсер, я воспринимаю жизнь, как некий проект. Он конечен, что-то было до, что-то будет после него. Так же и семейная жизнь - это тоже своего рода проект. И вступая в него, мы так же подписываем договор о наших целях и действиях, чтобы потом не возникало лишних дебатов.
Я люблю все свои проекты, включая и этот. И в этом и есть смысл жизни Главное, вкладывать себя самого в свою жизнь. Конечно, бывают и депрессии, и разочарования, и проблемы. Но если ты тонешь, есть два пути: можно отчаянно барахтаться, растерять все силы и утонуть. А если ты знаешь, что там внизу не очень глубоко, можно расслабиться, выдохнуть, погрузиться на дно, оттолкнуться от него и выплыть на поверхность. Таким образом, ты и силы экономишь и чисто психологически понимаешь, что можешь спастись. У меня было так в жизни. Между театром и радио как раз был такой момент, когда мне пришлось сначала достигнуть своего дна, чтобы выплыть наверх.
Вот такая вот история успеха. У самураев есть поговорка: однажды побежденный воин стоит нескольких, не знавших горечи поражения. Мне кажется, что для того, чтобы уверенно держаться на плаву, нужно пару раз утонуть и научиться находить выход из любой ситуации. И если тебе кажется, что все у тебя в жизни не сложилось, достаточно выйти на улицу и оглянуться: наверняка ты увидишь того, кому еще хуже, чем тебе.
А еще социологи и психологи говорят, что счастье, успех - заразная штука, равно как и неудачи. Мы перенимаем друг у друга отношение к жизни. Пообщался с хроническим неудачником - и чувствуешь себя больным, повстречался с успешным - и словно зарядился от него энергией, удачей, волей к жизни.
- Вас знают под псевдонимом. Почему Вы официально не смените фамилию? Станете Иваном Суворовым по паспорту, а Абрамов уйдет в прошлое...
- Буквально на днях я решил, что я больше не Суворов. У меня был 15-летний "период Суворова", и он наконец закончился. Теперь я буду представляться самим собой, возможно в следующем периоде буду кем-то другим. А сейчас мне бы хотелось попрощаться с этим персонажем. С ним очень много связано, масса проектов и интервью с ним сделано. Но этот персонаж сыграл свою роль, и это его последняя серия.
Послесловие.
Очередная пауза в жизни Ивана Абрамова завершена. Буквально перед публикацией интервью стало известно, что 2 февраля 2009 года он назначен на должность Генерального продюсера Радио "Дети ФМ 96,8" (Газпром-Медиа Холдинг).
10.02.2009
Комментарии
Написать комментарий