Статьи

Что такое текстовые стили и как ими пользоваться

Что такое текстовые стили и как ими пользоваться

Дмитрий Моровов, дизайнер xDesign и преподаватель курсов «Контент-маркетинг» и «Копирайтинг: пишем профессионально», о том, как оформить текст, чтобы читатель в нём не запутался.

На курсе копирайтинга я рассказываю о дизайне в редактуре, а на курсе контент-маркетинга о графическом контенте. Выяснилось, что студенты не всегда понимают, почему нельзя разукрасить текст статьи разными цветами или сделать все заголовки разных размеров. Поэтому расскажу о базовом приёме дизайна текста — стилях.

Для кого-то эта статья покажется пересказом очевидных вещей. Тем, кто не знаком с дизайном текста, эта статья поможет разобраться в основах оформления.

Логика

Текст по своей сути неоднороден: кроме собственно текста, есть общий заголовок и заголовки разделов. В хороших материалах присутствуют ссылки, сноски, цитаты, заметки на полях (или «фактоиды» в терминологии Бюро Горбунова), списки, внутритекстовые выделения и таблицы. Всё это я называю текстовыми сущностями.

Текстовая сущность — это часть текста с собственной функцией. Заголовки разных уровней разделяют текст на части и помогают ориентироваться читателю. Сноски сообщают источник информации. Списки и таблицы организуют информацию в последовательные блоки. Выделения обращают внимание на важные фрагменты текста. Ссылки — ссылаются, цитаты — цитируют.

Стили

Разные сущности должны выглядеть по-разному, одинаковые — одинаково. Тогда для читателя станет очевидной структура статьи, а вся важная информация будет выделена. Будет легче ориентироваться в тексте, выхватывать основные мысли при быстром просмотре и сложнее перепутать ссылку с заголовком.

Чтобы читатель опознавал эти сущности, их стили должны быть достаточно контрастны по отношению друг к другу.

Ссылка на связанный материал выглядит как заголовок на mel.fm

Контраст — это очевидное отличие вещей друг от друга. Контрастные цвета — например, красный и зелёный — невозможно перепутать. Текстовые сущности тоже должны достаточно отличаться друг от друга.

Некоторые студенты страдают болезнью «почти, но не совсем» — про неё хорошо написал Илья Бирман.

У разных сущностей могут быть разные:

  • начертания (жирность и курсив);
  • кегль (размер шрифта);
  • цвет;
  • гарнитуры (PT Sans и PT Serif) или даже шрифтовые семьи (Georgia и Open Sans).

Интерлиньяж, отступы, форматы, буквицы и капитель пока оставим в покое.

Особенности внешнего вида каждой сущности называются её стилем. Студентов я заставляю заучивать мантру:

Каждой сущности — свой стиль.

Например, в блоге Нетологии стиль обычного текста:

  • паратайповская гарнитура «Circe»;
  • начертание — «regular»;
  • размер — 18 px;
  • цвет — #000000, то есть чёрный.

Стили заголовков:

  • Circe;
  • regular;
  • 30 px;
  • #349bdf.

Важно не перебарщивать. Если сделать все сущности яркими и максимально контрастными друг другу — получится каша.

Реализация

В большинстве программ работы с текстом есть инструменты работы со стилями. В крайнем случае, есть предустановленные, которые можно выбрать, но нельзя изменить. Например, в популярной Оптиме стили нельзя редактировать. В текстовых редакторах вроде Саблайма нет привычных стилей, вроде заголовков, но при этом разные типы данных окрашиваются в контрастные цвета.

Дальше я расскажу, как пользоваться стилями в Ворде, Тильде, Фотошопе и разметке HMTL и CSS.

Microsoft Word

Панель так и называется — «Стили». Вордовские шаблоны содержат предустановленные стили для разных сущностей. Можно создавать свои или изменять существующие. Стили заголовков меньших уровней добавляются автоматически при необходимости.

Панель стилей в Ворде 

HTML и CSS

Для верстальщиков вся статья может показаться диким капитанством, потому что  CSS — это «каскадные таблицы стилей», а HTML — разметка логических сущностей веб-страницы.

Так этот параграф выглядит в html и css

В html-документе мы выделяем тегами обычный текст < p >, заголовки < h1 > … < h6 >, цитаты < blockquote > или < q >, ссылки < a > , списки  < ol > и < ul > и другие сущности. В css — назначаем им стили.

Tilda

Тильда — это генератор сайтов из модульных блоков. Каждый блок — функциональная единица. Обычно один блок — это одна сущность, но иногда встречаются комбинации, вроде «текст+цитата» или «заголовок+текст».

Настройка стиля заголовка конкретного блока в Тильде

Стили текста и заголовков настраиваются сразу для всего сайта. Стили отдельного блока можно менять в его настройках в левом меню.

Photoshop

В Фотошопе (начиная с версии CS6) есть две панели, отвечающие за текстовые стили — «Стили символов» и «Стили абзацев». Adobe в туториалах рекомендует использовать «Стили абзацев» для базовых текстовых сущностей документа, а «Стили символов» для изменений в тексте, которые встретятся не больше пары раз в документе. Короче говоря, пользуйтесь «Стилями абзацев».

Панель стиля абзаца в Фотошопе

Панели со сходными функциями точно есть в Иллюстраторе и Индизайне и, наверное, есть и в других продуктах Adobe.

Удобство

Стили стоит использовать по двум причинам.

  • Удобно читать и ориентироваться. Читатель сможет пробежаться глазами по длинной статье и разобраться, стоит ли сохранить её в закладки, чтобы прочесть потом. Сразу понятно, где главная информация, а где второстепенная. Куда нажать, чтобы перейти к более подробному анализу темы или источникам.
  • Легко изменять. Представьте, что вы пишете диссертацию или диплом. Когда ⅔ текста уже написано, руководитель просит «поменять шрифт» во всех сносках. Или арт-директор просит увеличить кегль заголовков на два пункта на всех страницах сайта. Если делать вручную, на это уйдёт три вечности. Со стилями — три клика.

Пользуйтесь стилями, структурируйте текст, и пусть ваши статьи будут понятными и доступными для читателя.

Дмитрий Моровов, Дизайнер xDesign

19.09.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Amazon захватила онлайн-торговлю в США и готовится забрать рекламный...Amazon захватила онлайн-торговлю в США и готовится забрать рекламный...
Конспект материала The Wall Street Journal о том, как Amazon отнимает долю рекламного бизнеса у технологических и телевизионных гигантов.
Запрет на ответственное информирование оборачивается свободным...Запрет на ответственное информирование оборачивается свободным...
На фармацевтическом рынке раскручивается новый виток борьбы за рекламу. Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел весенний законопроект о тотальном запрете рекламы лекарств по телевидению и радио и вынес отрицательный вердикт. О том, как решение скажется на участниках фармацевтического рынка, о новых методах продвижения рецептурных средств и о принципах регулирования рекламной активности фармкомпаний в XXI веке рассуждает Директор по корпоративным коммуникациям и внешним связям ООО «Натива» Анжелика Хандукян.
Гороскоп как самоRPГороскоп как самоRP
АО НПФ «Сафмар», изучил клиентскую базу застрахованных лиц – более 2 млн своих клиентов – по датам рождения и вывел ряд закономерностей о том, как они копят на пенсию в зависимости от знака зодиака, под которым родились. 
Евгения Ленская, Почта Банк: &quot;Все маркетологи уверены, что...Евгения Ленская, Почта Банк: "Все маркетологи уверены, что...
Вице-президент, директор по маркетингу и общественным связям Почта Банка Евгения Ленская приняла участие в дискуссии Celebrity marketing Эффективное привлечение звезд для продвижения бренда в рамках Russian Sponsorship Forum 2018.
20 экспертов о том, должен ли PR продавать20 экспертов о том, должен ли PR продавать
Должен ли PR продавать? Этот вечный как мир вопрос — предмет ожесточенных споров между пиарщиками и их работодателями. Первые обычно «топят» за то, что PR — это про репутацию, имидж бренда и вообще игра вдолгую. Вторые хотят получать измеряемый в продажах результат здесь и сейчас, и кто их в этом осудит. На чьей стороне правда? Мы в Pressfeed попытались в этом разобраться, поговорив с 20 экспертами. Вот, что получилось.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Форум &quot;Матрица рекламы&quot;: к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! &quot;Серебряный меркурий&quot; расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

18.12.2018 - 21:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация