Статьи

Что такое текстовые стили и как ими пользоваться

Что такое текстовые стили и как ими пользоваться

Дмитрий Моровов, дизайнер xDesign и преподаватель курсов «Контент-маркетинг» и «Копирайтинг: пишем профессионально», о том, как оформить текст, чтобы читатель в нём не запутался.

На курсе копирайтинга я рассказываю о дизайне в редактуре, а на курсе контент-маркетинга о графическом контенте. Выяснилось, что студенты не всегда понимают, почему нельзя разукрасить текст статьи разными цветами или сделать все заголовки разных размеров. Поэтому расскажу о базовом приёме дизайна текста — стилях.

Для кого-то эта статья покажется пересказом очевидных вещей. Тем, кто не знаком с дизайном текста, эта статья поможет разобраться в основах оформления.

Логика

Текст по своей сути неоднороден: кроме собственно текста, есть общий заголовок и заголовки разделов. В хороших материалах присутствуют ссылки, сноски, цитаты, заметки на полях (или «фактоиды» в терминологии Бюро Горбунова), списки, внутритекстовые выделения и таблицы. Всё это я называю текстовыми сущностями.

Текстовая сущность — это часть текста с собственной функцией. Заголовки разных уровней разделяют текст на части и помогают ориентироваться читателю. Сноски сообщают источник информации. Списки и таблицы организуют информацию в последовательные блоки. Выделения обращают внимание на важные фрагменты текста. Ссылки — ссылаются, цитаты — цитируют.

Стили

Разные сущности должны выглядеть по-разному, одинаковые — одинаково. Тогда для читателя станет очевидной структура статьи, а вся важная информация будет выделена. Будет легче ориентироваться в тексте, выхватывать основные мысли при быстром просмотре и сложнее перепутать ссылку с заголовком.

Чтобы читатель опознавал эти сущности, их стили должны быть достаточно контрастны по отношению друг к другу.

Ссылка на связанный материал выглядит как заголовок на mel.fm

Контраст — это очевидное отличие вещей друг от друга. Контрастные цвета — например, красный и зелёный — невозможно перепутать. Текстовые сущности тоже должны достаточно отличаться друг от друга.

Некоторые студенты страдают болезнью «почти, но не совсем» — про неё хорошо написал Илья Бирман.

У разных сущностей могут быть разные:

  • начертания (жирность и курсив);
  • кегль (размер шрифта);
  • цвет;
  • гарнитуры (PT Sans и PT Serif) или даже шрифтовые семьи (Georgia и Open Sans).

Интерлиньяж, отступы, форматы, буквицы и капитель пока оставим в покое.

Особенности внешнего вида каждой сущности называются её стилем. Студентов я заставляю заучивать мантру:

Каждой сущности — свой стиль.

Например, в блоге Нетологии стиль обычного текста:

  • паратайповская гарнитура «Circe»;
  • начертание — «regular»;
  • размер — 18 px;
  • цвет — #000000, то есть чёрный.

Стили заголовков:

  • Circe;
  • regular;
  • 30 px;
  • #349bdf.

Важно не перебарщивать. Если сделать все сущности яркими и максимально контрастными друг другу — получится каша.

Реализация

В большинстве программ работы с текстом есть инструменты работы со стилями. В крайнем случае, есть предустановленные, которые можно выбрать, но нельзя изменить. Например, в популярной Оптиме стили нельзя редактировать. В текстовых редакторах вроде Саблайма нет привычных стилей, вроде заголовков, но при этом разные типы данных окрашиваются в контрастные цвета.

Дальше я расскажу, как пользоваться стилями в Ворде, Тильде, Фотошопе и разметке HMTL и CSS.

Microsoft Word

Панель так и называется — «Стили». Вордовские шаблоны содержат предустановленные стили для разных сущностей. Можно создавать свои или изменять существующие. Стили заголовков меньших уровней добавляются автоматически при необходимости.

Панель стилей в Ворде 

HTML и CSS

Для верстальщиков вся статья может показаться диким капитанством, потому что  CSS — это «каскадные таблицы стилей», а HTML — разметка логических сущностей веб-страницы.

Так этот параграф выглядит в html и css

В html-документе мы выделяем тегами обычный текст < p >, заголовки < h1 > … < h6 >, цитаты < blockquote > или < q >, ссылки < a > , списки  < ol > и < ul > и другие сущности. В css — назначаем им стили.

Tilda

Тильда — это генератор сайтов из модульных блоков. Каждый блок — функциональная единица. Обычно один блок — это одна сущность, но иногда встречаются комбинации, вроде «текст+цитата» или «заголовок+текст».

Настройка стиля заголовка конкретного блока в Тильде

Стили текста и заголовков настраиваются сразу для всего сайта. Стили отдельного блока можно менять в его настройках в левом меню.

Photoshop

В Фотошопе (начиная с версии CS6) есть две панели, отвечающие за текстовые стили — «Стили символов» и «Стили абзацев». Adobe в туториалах рекомендует использовать «Стили абзацев» для базовых текстовых сущностей документа, а «Стили символов» для изменений в тексте, которые встретятся не больше пары раз в документе. Короче говоря, пользуйтесь «Стилями абзацев».

Панель стиля абзаца в Фотошопе

Панели со сходными функциями точно есть в Иллюстраторе и Индизайне и, наверное, есть и в других продуктах Adobe.

Удобство

Стили стоит использовать по двум причинам.

  • Удобно читать и ориентироваться. Читатель сможет пробежаться глазами по длинной статье и разобраться, стоит ли сохранить её в закладки, чтобы прочесть потом. Сразу понятно, где главная информация, а где второстепенная. Куда нажать, чтобы перейти к более подробному анализу темы или источникам.
  • Легко изменять. Представьте, что вы пишете диссертацию или диплом. Когда ⅔ текста уже написано, руководитель просит «поменять шрифт» во всех сносках. Или арт-директор просит увеличить кегль заголовков на два пункта на всех страницах сайта. Если делать вручную, на это уйдёт три вечности. Со стилями — три клика.

Пользуйтесь стилями, структурируйте текст, и пусть ваши статьи будут понятными и доступными для читателя.

Дмитрий Моровов, Дизайнер xDesign

19.09.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

О настоящем и будущем PR-коммуникацийО настоящем и будущем PR-коммуникаций
На Днях PR-2017 в Москве Алексей Сафронов рассказал о том, каким будет будущее коммуникаций, по мнению PR специалистов из 11 стран мира.
Нападки на &quot;Российскую газету&quot; – это мотивированный фейкНападки на "Российскую газету" – это мотивированный фейк
В популярном ресурсе Hi-Tech Mail.Ru опубликован материал И. Хайретдинова с очень злыми нападками на «Российскую газету» за её три небольших рекламных ролика в поддержку печатной продукции. Автор публикации пытается убедить широкие читающие массы, что данная акция «РГ» является абсолютно бессмысленной, т.к. бумажная пресса обречена.
Политологи: формируется новый тренд в отношениях власти и бизнеса Политологи: формируется новый тренд в отношениях власти и бизнеса
Государственное регулирование бизнеса вновь стало объектом внимания сенаторов – Совет Федерации отклонил закон о запрете рекламы на платежных квитанциях за ЖХК.
Число смотрящих телевизор россиян за семь лет упало вдвоеЧисло смотрящих телевизор россиян за семь лет упало вдвое
Только 29% россиян выбирают просмотр ТВ-передач в качестве развлечения в свободное время, при этом среди пенсионеров проводят досуг за просмотром телевизора 56%. В возрастной группе от 18 до 24 лет таких менее 10%.
Десять ключевых трендов развития рекламной индустрии в 2018 годуДесять ключевых трендов развития рекламной индустрии в 2018 году
Коммерческий директор московского офиса E-Promo Андрей Амирян рассказывает, чем игрокам рынка запомнится уходящий год и какие тренды повлияют на развитие отрасли.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (2)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 
Московское метро - Подземный Памятник архитектурыМосковское метро - Подземный Памятник архитектуры
Открывается выставка "Московское метро - Подземный Памятник архитектуры". Поход за креативом и вдохновением. Возможность посмотреть как выглядели проекты метро. Реализованные или нет экспонаты выставки интересны дизайнерам.
Художественные сокровища РоссииХудожественные сокровища России (1)
Открылась выставка «Художественные сокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Как всякая новая выставка работа получилась спорная. Новая площадка, попытка нового экспонирования, известные и не известные работы русских мастеров. Стоит пойти и составить собственное мнение.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

13.12.2017 - 11:16
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация