Интервью

Краудфандинг-креатив

Краудфандинг-креатив

Модный нынче краудфандинг сочетает и поиски денег на проект, и рекламу, которой кампания зачастую должна заниматься самостоятельно. О наработанном в этой области опыте - наш разговор с Катериной Чечулиной, pr-директором Planeta.ru

Кто и как расстается с деньгами в краудфандинге? Как различаются аудитории?

Разница, конечно, есть. Впрочем, это относится не только к краудфандингу, а зачастую к менталитету в общем. Вопрос гораздо более глобальный в существовании или отсутствии самой культуры краудфандинга, и, на мой взгляд, близкой к ней культуры благотворительности. В России они пока в зачаточном состоянии. И есть еще много других факторов. Нельзя пока сказать объективно, например, кто русские или американцы легче расстаются с деньгами. Американцы привыкли к электронным деньгам, платежам в интернете, краудфандинг там существует с 2008 года, они, наверно, более прагматично подходят к краудфандинговым проектам, любят материальные реворды (вознаграждения), например, новые гаджеты, создаваемые по крауд-схеме. Но они также ответственно относятся к благотворительности. У нас люди зачастую щедро могут «отсыпать» безвозмездно любимой группе, потому что просто им понравилась из новая песня, даже не выкупая вознаграждений. По моему ощущению, наши люди более тщеславны, им нравится само ощущение причастности к популярному или известному проекту. В нас меньше прагматичности, больше эмоций.  Но все это лишь догадки, потому что пока еще не проводилось никаких профессиональных маркетинговых исследований по краудфандингу.

По статистике могу сказать, что аудитория сделавшая  переход из Фейсбука, как правило, платит больше и чаще. Но из Вконтакте тоже бывает хорошая конверсия переходов в платежи на определенных, например, музыкальных проектах, что объясняется тем, что во Вконтакте много крупных музыкальных сообществ.

Какие проекты сегодня больше всего вовлечены сегодня в краудфандинг? Меньше всего? Почему?

В России  это в основном творческие, контентные проекты (музыка, кино, видео, искусство) и социальные, общественные, начинают потихоньку выходить компьютерные игры. Мало или почти нет технологических и научных проектов. Приведу примеры. Из 20 миллионов рублей, собранных за год существования «Планеты» доля музыкальных проектов сейчас составляет порядка  40%, а год назад она была 90%. Мы начинали внедрять идею краудфандинга именно с музыки, поскольку у музыкантов большой кредит доверия, лояльная аудитория и есть совершенный основной «продукт» - их творчество.

Больше всех из российских музыкантов - 1.26 млн. рублей собрала группа "БИ-2" на запись своего альбома "Spirit"и миллион они собрали на свой продюсерский проект "Нечетный воин-3", вообще БИ-2 - пионеры краудфандинга в России. Журналисты Colta.ru (бывший OpenSpace) прошлым летом за 20 дней собрали 600 000 рублей, потом открыли новый проект  и собрали почти 900 тысяч. Евгений Гришковец собрал около миллиона на выпуск видео-версии спектакля "+1", сейчас в процессе проект Гарри Яковлевича Бардина, которому нужно 2.2 миллиона, чтобы закончить производство нового мультфильма, собрано пока свыше 600 тысяч". На этой неделе буквально за 6 часов собрали 100 000 на производство новой серии любимой всеми "Масяни".  

 Масяня

Есть примеры в творческом направлении, в социальной и гражданской и благотворительной сфере.  Новые направления -  малый бизнес, технологии, науку, мы считаем тоже перспективным.

Например, 1 июля на "Планете" открылся краудфандинговый проект  LavkaLavka -  им нужно было собирать на открытие нового магазина полмиллиона рублей, а 4 июля уже была собрана необходимая сумма в 600 тысяч рублей, что, как вы понимаете, превысило изначальную финансовую цель. За сутки были выкуплены все самые дорогие реворды (вознаграждений, которые получают те, кто участвует в краудфандинговом проекте)  стоимостью в 100 тысяч рублей - это Карта члена кооперативной семьи LavkaLavka. Но в проекте остались и другие интересные реворды вроде каталонского ужина с Борисом Акимовым, поездки на ферму, или сертификатов на фермерских куриц-несушек. Это очень крутой результат и рекордный сбор для краудфандингового проекта в России. На данный момент в "копилке" уже 631 000 рублей, а до конца срока проекта еще больше месяца.  Проект LavkaLavka - это наш первый опыт сотрудничества с ритейлерами, чему мы очень рады. "Стартовый" удачный пример, всегда дает толчок к развитию нового направления. 

Краудфандинг требует правильной самопрезентации, саморекламы. Как справляются с этим ваши клиенты?

Популярными становятся проекты, в которых видна индивидуальность автора. И еще над краудфандинговым проектом надо работать - и до его запуска и после. Нельзя просто сидеть сложа руки и ждать пока деньги посыпятся с неба. О своем проекте надо, как минимум, рассказать окружающим. Надо изначально понимать кто твоя аудитория, есть ли она вообще, где ее найти, какие инструменты работы с аудиторией задействовать, на каком языке говорить, в какие СМИ обратиться за поддержкой. Нельзя завышать суммы, они должны быть адекватными, вы должны доходчиво объяснить людям зачем и сколько денег вам понадобится.  

Приведите примеры краудфандинг-креатива

Важно записать искреннее или креативное видео, это привлекает внимание, но это не значит, что не нужно подробно описать проект, рассказать о тех, кто его придумал. Приведу пример журнала «Цветоводство», который выходит аж с 1958 года. Они обратились к нам зимой, хотели собрать деньги на печать тиража. Нужно было 200 тысяч рублей. Мы подумали и предложили им собрать деньги на iPad-приложение для журнала, которое стоило 35 000 рублей. Рассудили здраво, что один тираж они напечатают, если, конечно, соберут 200 тысяч. А что дальше? Второй раз и снова на тираж? А приложение  - это универсальный инструмент, он останется навсегда, и в конце-концов, все печатные издания уходят в электронную форму. Мы придумали для «Цветоводства» концепцию «рефреша», перехода на новый уровень и для новой аудитории, и записали видео в стиле даб-степ, которое стало на несколько дней хитом Фейсбука. Проект собрал 38 000

  

Расскажите о способах привлечения участников

Не у всех проектов есть средства на выпуск «материальных»  ревордов, ведь, по сути, это повышает стоимость проекта. То есть тебе нужнно , например, 100 000 на реализацию проекта, и еще 20 000, чтобы напечатать футболки, магнитики и тд. Поэтому  здесь надо спасаться креативом. Один эко-проект предлагал, например, посетить их мастер-класс «фурошики», это, оказывается, древнее японское искусство складывания ткани. Группа «Billy's Band» выставила разбитый контрабас Билли Новика и его фирменные шляпы. В кино-проектах можно вписать человека в титры. Олег Куваев, своим сторонникам, кто сделал внушительные взносы в проект «Новые серии Масяни» обещал сделать по личному мини-мультику с благодарностью. В проекте Гарри Бардина есть уникальные штучные реворды - куклы из мультфильма «Гадкий утенок» и экскурсии по студии, которые проводит лично Гарри Яковлевич. В проекте по сбору средств на проведение московской «Велоночи» есть супермодные бисиклеты, которые отдал спонсор в пользу проекта. У одной молодой группы была даже награда «мы сыграем на концерте одну песню голыми». Colta договаривалась с Большим театром и водила экскурсии в закулисье. Про «Лавку» и сертификаты на куриц-несушек я уже говорила. Придумывайте! Одна интересная «акция» и у вас будет дополнительный инфоповод, используйте это в своих интересах.

Можно вводить новые акции постепенно, когда вы видите, что например, динамика проекта немного снизилась, или делать «лимитированные» вознаграждения, чтобы подогреть интерес.

Новый мультфильм Гарри Бардина

Московская

Краудфандинг способен не просто собрать денег, но и сформировать лояльную аудиторию, то есть, объединить спонсоринг и промоушн и в результате увеличить продажи. Расскажите, какие инструменты здесь нужны, каких успехов удается добиться и о подводных камнях, конечно.  Есть ли у вас наблюдения о том, как изменяется бизнес компании, ее риторика и т.д. после «сеанса» успешного краудфандинга?

Как я уже сказала, что в России пока мало проектов от какого-то ни было бизнеса, в основном это проекты от творческих людей, групп, сообществ, благотворительных фондов и т. д. Если говорить о западных примерах, то они широко известны. Например, мы брали интервью у создателя часов Pebble Эрика Мигиковски, собравшего благодаря краудфандингу 10 млн. долларов на Кикстартере вместо 100000 долларов. На вопрос «Как ваш бизнес изменился после успеха на Кикстартере?», он ответил: «Мы расширились. Раньше у нас было трое сотрудников, а теперь - 11!».

Краудфандинговый проект может  удачно сочетать в себе и сбор необходимой для реализации идеи суммы денег, и отличный пиар-повод. В Америке и Европе крауд-проекты часто используют как информационный повод или вообще строят на них промо-кампанию, например, музыкального альбома, нового гаджета, чего угодно... Российскому краудфандингу пока только год, но мы рассказываем нашим партнерам о том, как эффективно можно использовать краудфандинг.

Спрашивала Инга Иванова
Advertology.Ru

09.07.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

PR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованиюPR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованию
Коммуникационное агентство «Со-общение» провело исследование удовлетворенности компаний Москвы и Санкт-Петербурга результатами использования PR как инструмента продвижения своих товаров и услуг.
Как видео помогает сайтам улучшать позиции в поискеКак видео помогает сайтам улучшать позиции в поиске
Специалисты сервиса Rookee провели эксперимент и выяснили, влияет ли видео на ранжирование сайта в поисковых системах.
Почему русская адаптация рекламной кампании Reebok это ад и днищеПочему русская адаптация рекламной кампании Reebok это ад и днище
В оригинальной версии рекламная кампания называется Be more human, то есть будь человечнее. Она не про пол, она про человека. И про равенство людей, гендер здесь вообще не важен.
Есть ложь, наглая ложь и статистикаЕсть ложь, наглая ложь и статистика
Это известное выражение знаменитого писателя и в чем-то юмориста Марка Твена я вспомнил в связи с развернувшейся в СМИ дискуссией вокруг последних достижений наших статистиков.
Важные Тренды Digital-маркетинга на ближайщие 2 года: 2019-2020 годыВажные Тренды Digital-маркетинга на ближайщие 2 года: 2019-2020 годы
Маркетинг постоянно изменяется и переходит из одного состояния в другое, более соответствующее нашим реалиям. На сегодня классический маркетинг передает эстафету маркетингу цифровому, и это направление очень активно развивается благодаря окружающим нас многочисленным цифровым технологиям.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

22.04.2019 - 14:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация