Школа рекламиста

Интернет-маркетинг: мифическое существо, пожирающее реальные средства

Интернет-маркетинг: мифическое существо, пожирающее реальные средства

Мы постарались разобраться в интернет-маркетинге на примере трёх бизнес-ситуаций из опыта Агентства и дать советы по работе с этим инструментом.

Пролог

"Только не занимайтесь интернет-маркетингом" - парадокс, но это первая фраза, которую мы говорим клиентам нашего Агентства веб-консалтинга. Парадигма необходимости и, что самое опасное, достаточности интернет-маргетинга крепко опутала в последние годы умы даже самых блестящих управленцев как малого, так и крупного бизнеса.

Исходя из своего повседневного опыта, каждый сегодня понимает, что интернет дает бизнесу различных отраслей, размеров и видов взаимодействия (B2B, B2C, B2G и т.д.) огромные возможности для роста, снижения издержек и укрепления своих позиций. Желание менеджмента воспользоваться этими возможностями "на полную" вполне понятно.

Понятно и то, что, для большинства линейных менеджеров и руководства компаний работа с интернет каналом коммуникации - это неизвестный мир, со своими терминами, арсеналом методов, техническими и логическими моделями работы, при изучении которого никто не снимает с них и операционных задач. Здесь и подключаются желающие научить такие компании работе в интернете - так называемому "интернет-маркетингу".

Простой анализ поисковой выдачи запросов "продвижение в интернете", "возможности интернета для бизнеса", "интернет-маркетинг" и подобных дает картину того, что же предлагается сделать компании для использования возможностей интернета себе во благо. Топ-10 составляющих массово предлагаемого "интернет-маркетинга" выглядит следующим образом:

  • 1. создание сайтов: дизайн и юзабилити;
  • 2. поддержка сайтов;
  • 3. поисковая оптимизация;
  • 4. аудит сайтов;
  • 5. реклама в интернете: медийная, баннерная, контекстная;
  • 6. продвижение в социальных сетях;
  • 7. увеличение конверсии;
  • 8. аналитика данных метрики;
  • 9. разработка приложений;
  • 10. треннинги, семинары и курсы на перечисленные выше темы.

У человека, который впервые слышит об этом всем, совершенно справедливо складывается мнение, что интернет - это сложно, специфично, и проще не вникать, а полностью довериться экспертам. И стабильно "вливать" бюджеты в рекомендованные ими решения. И ладно бы эти бюджеты просто неэффективно расходовались, так благодаря таким "вливаниям" компания уходит "в минус" из-за оттока потенциальных клиентов к конкурентам.

Доверять специалистам, безусловно, нужно, но стоит знать, и как их  проверять. Ниже мы рассмотрели 3 базовых правила, которые повысят эффективность вашего проекта и уберегут бизнес от «побочного действия» интернет-маркетинга:

Правило №1: не пренебрегайте постановкой целей и анализом

Ситуация: с интересной задачей к нам обратился один из застройщиков Санкт-Петербурга, работающий в сегменте загородной недвижимости бизнес-класса. Со стороны потенциальных клиентов наблюдался живой интерес к предложению застройщика, но в продажи в большинстве случаев он не конвертировался. У объекта продаж был сайт с очень хорошей статистикой посещаемости (от 1 200 посещений в сутки) по сравнению с показателями прямых конкурентов (300-400 посещений ежесуточно), на сайте была и более чем исчерпывающая информация об объекте, была и рекламная кампания по средствам баннерной и контекстной рекламы, в которую ежемесячно вкладывались щедрые бюджеты, и по которой на этот самый сайт приходила основная аудитория.

Аудитория не просто приходила на сайт, она конвертировалась в звонки в отдел продаж, в поданные через сайт заявки на визит, в оставленные контакты с весьма неплохим 5%-ым в среднем по году показателем конверсии. Имелись у застройщика и свой специалист по поддержанию и обновлению сайта, свой копирайтер и контракт с рекламным агентством по изготовлению и размещению баннерной и контекстной рекламы. Все, кроме факта низкой конверсии этих контактов в продажи, казалось бы, выглядит хорошо.

Решение: при более детальном изучении ситуации выяснилось, что цели рекламной кампании агентству были поставлены как "привлечение большего количества аудитории на сайт", в частности на страницы содержащие формы для заполнения контактными данными. Агентство добросовестно выполняло свою работу, изготавливая баннеры, выбирая площадки для их размещения и настраивая контекстную рекламу на массовое привлечение заинтересованных в малоэтажной загородной недвижимости. Не учитывало агентство одного - того, что недвижимость эта бизнес класса.

На сайт приходил сегмент, заинтересованный в недвижимости эконом класса. А так как ни дизайн, ни структура, ни содержание текстов сайта без их глубоко изучения, до которого доходило только порядка 10% посетителей, не давали понять к какому ценовому сегменту относиться данный объект, то получилось, что нецелевая аудитория отнимала время на обслуживание своих информационных запросов у отдела продаж. Более того, неверное позиционирование отпугивало целевую аудиторию - бизнес класс - для привлечения которой требовались другие площадки, характер и оформление рекламного послания, а также дизайн и информация самого сайта.

Совет: перед стартом любых денежных вливаний в инструменты интернет-маркетинга (редизайн сайта, разработка приложения, запуск рекламной кампании, продвижения в социальных сетях), сформулируйте однозначные задачи планируемой кампании, убедитесь, что они совпадают с оффлайн целями вашего бизнеса и закажите маркетинговое исследование своей целевой аудитории. Результатом исследования станут аналитические материалы относительно целевой аудиторию, ее сегментов, их особенностей и потребностей, ресурсов для коммуникации с ней в интернет среде, основных конкурентах и, анализ лучших практик отрасли, привлекательность вашего предложения для целевой аудитории и меры по увеличению ее лояльности, а также системный план продвижения в интернете и многое другое. Верный принцип здесь: "семь раз проанализируй - один раз запусти кампанию".

Правило №2: посчитайте отдачу от вложений

Ситуация: с распространенным случаем столкнулись мы, работая с крупным дистрибьютором автомобильных шин в Северо-Западном регионе. Компания решила вложить немалые средства в креативный для своей отрасли интернет-маркетинг. Среди основных желаний: продвижение сообществ в социальных сетях и рассылка зарегистрированным клиентам тематических комиксов по электронной почте. За это клиент готов был отдать порядка 2 980 000 рублей в год. "Если не вкладываться в интернет-маркетинг, покупатели забудут о нас" - без устали повторял он.

Решение: наши аргументы - планируемая кампания строится в отрыве от знания о распределении клиентов по сегментам, специфики их покупательских предпочтений и характера их вовлеченности в интернет-пространство - отметались заявлениями о том, что "все крупные бренды (FMCG, телеком и ритейл компании) уже в интернете".

Для убедительности мы смоделировали примерную конверсию от таких вложений за год по каждому сегменту, посчитали ROI проекта (возврат на инвестиции, в данном случае как дополнительная выручка от роста количества продаж и/или суммы среднего чека по результатам кампании) на основе данных по аналогичным активностям этого клиента и других релевантных примеров. Лишь тогда прогноз финансовых убытков, как результата инвестиций в кампанию, отрезвили директора.

Привлеченный таким образом клиент становился если не "золотым", то точно "серебряным". Стоимость его привлечения, с пропорциональным отнесением на него же затрат по охвату и не отреагировавшей на кампанию аудитории (что зачастую забывают включать в расчет), полностью "съедала" маржу от такого покупателя. Таким образом, вся кампания при самом оптимистичном сценарии выходила в "ноль" по окупаемости, и директор оказывался в шаге от "слива" бюджета в пустоту.

Совет: не доверяйте распространенному мнению о том, что окупаемость вложений в интернет-маркетинг не возможно оценить. Большинство инструментов интернет-маркетинга уже достаточно известны, и изучен характер их воздействия. Конечно, появляются все новые и новые инструменты, с еще не до конца понятными механизмами действия и потенциалом, или идеи сложных многоступенчатых кампаний. Но даже в таком случае, по крайней мере, тщательно и максимально реалистично проанализируйте какой процент вашей потенциальной целевой аудитории привлечет кампания, и каким образом такое оповещение повлечет за собой конверсию аудитории в клиентов.

Опасайтесь котиков и не ленитесь считать

Также не "ведитесь" на слова подобные тому, что "котиков в интернете любят все, значит, будут "лайкать", а значит больше у вас покупать". Помните, что даже одни и те же популярные "лайко-сборники" в социальных сетях (как частный случай интернет-маркетинга) по разному работают в зависимости от макро- (ваша отрасль, динамика роста рынка, это B2B, B2C или B2G сегмент и т.д.) и микро- (например: платежеспособность, возраст и другие демографические характеристики для B2C направления) факторов среды, в которой функционирует ваш бизнес. "Лайк" - не равен покупке, и даже намерению ее совершить.

И еще, считая эффект от вложений, в качестве прибыли учитывайте только прибыль сверх средней величины прибыли за период, которую и принесла вам кампания по интернет-маркетингу. В качестве вычитаемых затрат используйте общую сумму затрат, а не только ту часть, которая приходится на отреагировавших на кампанию клиентов. Это очень банальные советы, но часто упускаемые из вида.

Правило №3: подготовьте оффлайн ресурсы

Ситуация: справившись самостоятельно с двумя первыми шагами, не очень большой петербургский интернет-магазин электроники обратился за проведением веб-консалтинга в наше Агентство. С целью понять, почему рекламные бюджеты растут, а продажи после периода роста стали падать месяц от месяца.

Решение: в результате работы мы обнаружили "детские ошибки": бизнес не справлялся с наплывом потенциальных клиентов в результате действия интернет-маркетинга. Ухудшалось качество и снижалась скорость обслуживания. Например, посетителям сайта недоставало информации о технических характеристиках и условиях доставки, было неудобно сравнивать товары. За уточнениями они обращались в call-центр магазина, где их сначала ждало значительное время ожидания, а затем ответ не во всем компетентного консультанта. Самым стойким не всегда в оговоренное время покупку доставляли курьеры, у которых не было сдачи.

Так вложения магазина в интернет-маркетинг "окупились" сотнями негативных комментариев неудовлетворенных клиентов на просторах интернета, которые не только отпугивают потенциальных клиентов, но требуют новых финансовых вливаний на работу по борьбе с ними и улучшению репутации магазина.

Совет: помните, не ваш клиент - клиент ваших конкурентов. А недовольный вами клиент - лучший друг ваших конкурентов. Не забывайте, что онлайн не живет оторвано от оффлайна. Готовя кампанию по интернет-маркетингу, не забывайте подготовиться к ней комплексно и подумать о пределах своих возможностей по обслуживанию клиентов в случае, как большого успеха, так и неудачи кампании. Продумайте варианты действия в основных возможных ситуациях, чтобы любой результат применения интернет-маркетинга не стал для вас оффлайн неожиданностью, и у вас имелся план действия.

Избегайте еще одного частого "грешка" - обещания и предложения в онлайне большего (реже меньшего), чем у бизнеса это имеется в реальности. Согласитесь, что лучше превосходить ожидания и получать сверх-довольного клиента, чем не оправдывать его базовые надежды.

Эпилог

Занимайтесь маркетингом в интернете, а не интернет-маркетингом. Ваш потенциальный клиент не меняет своих характеристик, потребностей и модели потребления в тот момент, когда он включает свой ПК или пользуется смартфоном.

Ваш бизнес - ваш продукт, бизнес-процессы, конкурентное окружение, требования по окупаемости инвестиций - не становятся другими от того, что вы включили в набор традиционных инструментов маркетинга, инструменты для работы в интернете.

Всякий раз, когда вы начинаете поддаваться искушению поверить в особенность и непостижимость интернет-маркетинга - глубоко вдохните, а затем выдохните и поступите так, как вы бы поступили будь это продвижение в оффлайне. Поступите разумно и не отрываясь от своей бизнес-реальности.

Если не хватает своих сил - обратитесь к специалистам. Но бегите от разрешающих все проблемы чудодейственными "лайками", всемогущим "контекстом" и SEO, перерисовкой сайтов в субъективно "более красивые". Особенно когда такие специалисты не задают вам дополнительных вопросов по сути вашего бизнеса. А вместо этого рисуют вам картину технической сложности, понятийной трудности и непостигаемой логики работы интернет-маркетинга.

Задумайтесь, к примеру, почему размещая рекламу на радио, менеджер не рассказывает вам о том, на коротких или длинных волнах будет транслироваться ваше сообщение, сколько герц для этого потребуется, и прочие не менее сложные принципы работы радиовещания. Интернет - всего лишь канал связи. И маркетинг там такой же в своей сущности традиционный.

Агентство веб-консалтинга Red and Re. Александр Еграшин, генеральный директор. Ирина Рыжкова, менеджер проекта
Advertology.Ru

29.04.2013

на печать


Комментарии

Наталья
30.04.2013 13:13 | сообщение #1
 

"Занимайтесь маркетингом в интернете, а не интернет-маркетингом.", "Не забывайте, что онлайн не живет оторвано от оффлайна." - золотые слова.
Отличная статья

Анна
03.05.2013 9:48 | сообщение #2
 

Так это ж мои мысли!))). Не перестаю повторять - Здравый смысл должен быть во всем, особенно в маркетинге, где за цифрами, схемами и непонятными, "красивыми" словами скрывается простые, как "голый король" условия: где бы вы не тоговали: на рынке или же в интеренте, правила одни.
Спасибо!

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.04.2024 - 13:53
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация