CEE – Уникальность рынков Центральной и Восточной Европы

Рынки Центральной и Восточной Европы совершенно точно не следует рассматривать как единую, однородную аудиторию. Несмотря на некоторые региональные сходства, к примеру в уровне зрелости рынков и дальнейшем курсе развития, мы можем наблюдать действительно значимые различия, к которым стоит присматриваться достаточно серьезно. Социально-демографические характеристики являются основным дифференцирующим признаком среди стран Центральной и Восточной Европы.
Хотя в большинстве стран, веб пользователи равномерно или достаточно равномерно распределены по полу, все равно мы можем наблюдать несколько интересных исключений из этого правила на рынках Центральной и Восточной Европы. В Турции, к примеру, мужчины доминируют в сетевом пространстве (56.5% в Декабре 2012 года); схожий феномен замечен в Словении с мужской аудиторией в 53.3%. Даже если большинство мужской аудитории Турецкого интернет рынка посещают google.com, они тратят большую часть своего интернет времени на пребывание на других интернет сайтах, как например, goldpara.com - Турецкий бизнес сайт. В Латвии, с другой стороны, доля женской интернет аудитории выше (53.5%). Также как и мужчины в сети, большинство латвийских интернет пользователей прекрасного пола достаточно активно посещают очень популярный горизонтальный портал - inbox.lv. Тем не менее, их интернет-активность, похоже, концентрируется преимущественно в социальных сетях - draugiem.lv и odnoklassniki.ru, где время их пребывания выше среднего значения по рынку.
Страны Центральной и Восточной Европы также различаются по возрастному распределению аудитории. Турция, Хорватия и Украина - именно те страны, которые отличаются от остальных рынков максимальной долей молодой аудитории. В Турции доля пользователей в возрастной категории 15-34 составляет 63.6% от всей интернет аудитории, что является высочайшим показателем среди всех рынков региона. На Украинском рынке 61.3% интернет пользователей относятся к вышеуказанной возрастной категории, а на рынке Беларуси данная группа приближается к показателю в 60.9%. Молодой возраст веб аудитории в данных странах показывает еще раз, что молодежь гораздо быстрее интегрируется во всемирную паутину. Поведение молодой аудитории в сетевом пространстве иногда достаточно разительно отличается от остальных возрастных групп. В Турции, веб сайт блогов - blogcu.com крайне популярен среди молодой аудитории, в то время как зрелые интернет пользователи (35+) более заинтересованы в новостном контенте главной турецкой газеты - Milliyet, чем в блогах.
График 1. Доля молодой аудитории (15-34) от всей интернет аудитории стран Центральной и Восточной Европы
Источник: Венгрия: данные gemius/Ipsos Fusion; Латвия: gemiusAudience; Россия: gemiusAudience; Чехия: NetMonitor - SPIR - Mediaresearch & Gemius; Польша: Megapanel PBI/Gemius; Эстония: gemiusAudience; Болгария: gemiusAudience; Литва: gemiusAudience; Словакия: AIMmonitor - IAB Slovakia - Mediaresearch & Gemius; Беларусь: gemiusAudience; Украина: gemiusAudience; Турция: Gemius / Ipsos KMG: IAB Turkey's Internet Audience Measurement; Хорватия: gemiusAudience; Словения: MOSS-SOZ - Valicon/Gemius; Румыния: SATI, by BRAT - Traffic измерения (Декабрь, 2011).
Первые знаки взросления онлайн аудитории уже заметны в таких странах как Украина, где за 12 месяцев (Январь 2011- Декабрь 2011) доля пожилых интернет пользователей (55+) в отношении ко всей веб аудитории выросла на 1.5pp, до 5.6%. Странами с наибольшей долей пожилой аудитории являются Эстония (15.9% - пользователи 55+), Чехия (15.2% - пользователи 55+), и Словения (14.5% - 55+). Удивителен тот факт, что когда заходит речь о наиболее популярных веб сайтах среди Чешской пожилой интернет аудитории, пользователи из данной возрастной группы проводят больше времени на страницах игровых сайтов: geewa.com и hry.cz и на сайте знакомств rande.cz чем остальная интернет аудитория страны. Пожилая интернет аудитория все равно остается самой малочисленной среди остальных пользователей сетевого пространства, несмотря на представленные результаты. В то же время указанные страны должны быть определены как те, где доля пожилых интернет пользователей является самой близкой по размеру к остальным возрастным группам, среди всех рынков Центральной и Восточной Европы. В этих трех странах, возраст пользователя не влияет до такой степени на его время пребывания в сети, и как следствие уровень цифрового исключения является самым низким.
График 2. Доля веб пользователей с высшим образованием в странах региона CEE от всей интернет аудитории
Источник: Венгрия: данные gemius/Ipsos Fusion; Латвия: gemiusAudience; Россия: gemiusAudience; Чехия: NetMonitor - SPIR - Mediaresearch & Gemius; Польша: Megapanel PBI/Gemius; Эстония: gemiusAudience; Болгария: gemiusAudience; Литва: gemiusAudience; Словакия: AIMmonitor - IAB Slovakia - Mediaresearch & Gemius; Беларусь: gemiusAudience; Украина: gemiusAudience; Турция: Gemius / Ipsos KMG: IAB Turkey's Internet Audience Measurement; Хорватия: gemiusAudience; Словения: MOSS-SOZ - Valicon/Gemius; Румыния: SATI, by BRAT - Traffic измерения (Декабрь, 2011).
Наивысшая доля высокообразованных интернет пользователей от всей интернет аудитории страны может быть замечена в Беларуси, Украине и Румынии. 41.2% украинских интернет пользователей, проводивших время онлайн в Декабре 2011 года обладали высшим образованием, что крайне необычно для рынка Центральной и Восточной Европы. В Румынии (38.1% интернет пользователей обладают высшим образованием) и Беларуси (36.5% интернет пользователей обладают высшим образованием), большинство интернет пользователей обладают университетским образованием. Более того, важно отметить то, что популяция интернет аудитории с высшим образованием динамично расширялась на рынке Беларуси, в то время как на Украинском рынке она немного сокращалась в течение 2011 года. С другой стороны, Украинский рынок отметился ростом интернет аудитории со средним образованием в онлайн пространстве в 2011 году - их доля, в соотношении со всей интернет аудиторией страны, выросла более чем в два раза в период с Январь по Декабрь 2011 года, составив 31.5% к концу 2011 года. Для сравнения, профиль Турецкой интернет аудитории выглядит совершенно иначе. Менее 15% интернет пользователей в Декабре 2011 года обладали высшим образованием, в то время как 30% пользователей, проводивших время онлайн, закончили начальную школу или бросили учебу до ее окончания.
21.08.2012
Комментарии
Написать комментарий