В России сотовые абоненты "бегают" чаще, чем в мире

В настоящее время в мире отмечается резкое увеличение частоты смены абонентами сотовой связи своих операторов, говорится в докладе аналитической компании Strategy Analytics.
В результате на конец 2011 года средний сотовый абонент меняет оператора каждые 27 месяцев, что вдвое чаще, чем 10 лет назад. Как следствие, показатель оттока абонентов от сотовых операторов составил 44% общего числа абонентов - наивысший уровень за всю историю сотовой связи. Как выяснил «Маркер», в России сотовые абоненты уходят от своих операторов еще чаще, а средний срок их «жизни» в компании еще меньше.
Какие абоненты чаще «убегают»
Исследование Strategy Analytics основано на изучении динамики абонентской базы 215 сотовых операторов, обслуживающих более 75% абонентов в мире. Оказалось, что частота смены оператора зависит от того, каким видом тарифных планов пользуются абоненты.
Так, если в среднем абонент непрерывно обслуживается в одной и той же операторской компании 27 месяцев, то абоненты, пользующиеся препейдными тарифами, уходят от своего оператора уже через 17 месяцев. За последние пять лет срок «жизни» таких абонентов у оператора сократился вдвое. А вот абоненты, которые обслуживаются по постпейдным тарифам, «живут» у своего сотового оператора гораздо больше - в среднем 67 месяцев.
Причиной этого аналитики называют то, что SIM-карты препейдных тарифов очень часто используются сотовыми операторами для различных акций по продвиженению своей торговой марки. В этих случаях карта продается с той или иной льготой, а когда срок действия ее заканчивается, абонент просто перестает пользоваться SIM-картой. Такая практика особенно распространена на развивающихся рынках, из-за чего годовой отток абонентов, например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе составляет почти 100%.
Насколько короче «сотовая жизнь» в России
Российские сотовые абоненты оказались более часто «бегающими» от операторов и, соответственно, обслуживающимися в сети своей компании меньше.
По официальным данным «Мобильных ТелеСистем» (МТС), в 2011 году отток их абонентов составил 47,6% абонентской базы компании. «ВымпелКом» («Билайн») сообщил о годовом оттоке в размере 62,8%. Их товарищ по «большой тройке» - «МегаФон» - не сообщает этого показателя, однако его можно посчитать. Заместитель генерального директора «МегаФона» Валерий Ермаков в декабре 2011 года говорил «Маркеру», что по итогам года услугами компаний «большой тройки» перстанут пользоваться около 100 млн абонентов совокупно. Если вычесть из этого количества отток абонентов МТС и «Билайна», на долю «МегаФона» придется около 33 млн человек, которые за 2011 год покинули эту компанию. Таким образом, показатель оттока «МегаФона» за 2011 год составил примерно 53% его абонентской базы. Получается, что средний отток абонентов «большой тройки» в России за 2011 год равен около 54%. Поскольку «большая тройка» обслуживает подавляющее большинство сотовых абонентов в стране, этот уровень можно считать характерным для России. Как видно, отток абонентов в нашей стране существенно выше показателя 44%, зафиксированного в мире.
Что касается среднего срока непрерывного обслуживания абонентов в компании, из российских операторов это показатель сообщает только «МегаФон». По его данным, средний абонент «МегаФона» живет у оператора без перерыва 14 месяцев. МТС и «Билайн» не раскрывают сроки «жизни» своих абонентов. Но их можно ориентировочно оценить по отношению к показателю «МегаФона», сопоставив уровни оттока и абонентские базы всех трех компаний. Такой анализ позволяет заключить, что средний срок обслуживания абонента в МТС равен около 16 месяцев, а в «Билайне» - около 12 месяцев. Следовательно, средний срок обслуживания сотового абонента в России на конец 2011 года составил 14 месяцев против 27 месяцев в мире.
Для правильного понимания этих цифр следует иметь в виду, что если отток абонентов у оператора составляет, например 50% абонентской базы, то через 2 года у него не останется ни одного абонента. Это, конечно, не так. Достаточно вспомнить, что в 2011 году «большая тройка» подключила около 115 млн новых абонентов, то есть более половины от тех абонентов, которые у них уже имелись. Но 100 млн в течение этого же года ушли из компаний, в результате по итогам года совокупная абонентская база «большой тройки» не только не уменьшилась, но и выросла.
13.04.2012
Комментарии
Написать комментарий