Интервью

"Нам пришлось выгнать всех негров" - Евгений Чичваркин

"Нам пришлось выгнать всех негров" - Евгений ЧичваркинОснователь «Евросети» жалуется на «чудовищную себестоимость» в своем бизнесе, надеется запустить в продажу iPhone и наотрез отказывается обсуждать вопрос о продаже компании.

C 1997 г., когда появилась «Евросеть», рынок изменился. Siemens, бывший лидер по продажам телефонов в России, свернул их выпуск, отказывается от трубок и Motorola. Но Чичваркин, владелец одной из крупнейших розничных сетей России, по-прежнему ходит по офису в красной майке и красных тренировочных штанах, пользуется сравнительно скромным Sony Ericsson w 810i (в «Евросети» стоит 8000 руб.) и уже почти три года не продает телефоны лидера рынка - финской Nokia, которая не принимает его условия партнерства. Чичваркин утверждает: его функция в компании - «вдохновлять» сотрудников. Впрочем, за полтора часа беседы с «Ведомостями» он дважды отлучался - «решать насущные вопросы».

Биография

Родился 10 сентября 1974 г. в Москве.
В 1996 г. окончил Государственную академию управления по специальности «экономика управления на автотранспорте»

1991
начал заниматься торговлей на рынке «Лужники», через несколько лет стал владельцем нескольких торговых точек

1996
работал завхозом в магазине по продаже сотовых телефонов

1997
вместе с Тимуром Артемьевым организовал компанию «Евросеть»

11
миллионов сотовых телефонов продала «Евросеть» в 2007 г. в России.

«Я мечтаю вовлечь одних россиян в обслуживание других россиян с искренней и честной улыбкой»

Группа компаний «Евросеть»
Сеть салонов сотовой связи
Объединяет 5150 точек продаж в России и других странах СНГ.
Акционеры - Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев (по 50%).
Оборот (2007 г.) - $5,61 млрд.
Выручка в 2007 г. - $3,6 млрд.

- В 2005 г. крупнейшие ритейлеры начали сами ввозить телефоны в Россию. Что изменилось с тех пор на рынке?

- Самое губительное - рост зарплат из-за нехватки в стране людей. Существующую экономику должно обслуживать большее количество людей. Или должно произойти перераспределение трудовых ресурсов. Интенсивность работы людей в рознице близка к мировым показателям - в нашем секторе точно, а, например, в добыче и переработке некоторых полезных ископаемых выработка на сотрудника крайне низка.

Плюс миграционное законодательство, не позволяющее мигрантам работать в рознице, - чтобы азербайджанцы не мешали бабушкам продавать овощи на рынке. Нам пришлось выгнать всех негров, которые трудились [в салонах «Евросети»] около [института] Патриса Лумумбы, хотя они не бухали и хорошо работали.

Еще одна проблема - дорожающая аренда. Чтобы построить торговый комплекс, нужно уже не полтора года согласований, как пять лет назад, а три. В результате 70% себестоимости строительства любого торгового комплекса - взятки и согласования.

- Недавно комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендовала правительству отменить 5%-ную пошлину на ввоз телефонов. Это может помочь?

- Это заставит уйти с рынка серых игроков. Весь остальной рынок останется жить на той же наценке, на которой живет сейчас, потому что она обусловливается себестоимостью - затратами, арендой. Месяца за два, по мере выбывания запасов со старой себестоимостью, розничная цена телефонов отыграет эти 5%. При этом сам рынок увеличится за счет ухода «чернушников».

- Насколько? Ведь оценки серого рынка очень разные.

- На Урале, наверное, это 5%, а в Дагестане - 35%. В Питере тоже остается «серовоз» - трубки везут через порт [без уплаты пошлины]. Еще в прошлом году целыми самолетами телефоны везли всерую в Питер. Но после отмены пошлины экономической основы для «серовоза» не будет, рынок станет легальным процентов на 97.

- У «Евросети» по-прежнему нет прямого контракта с Nokia?

- Нет.

- Декабрьская смена руководства российского офиса Nokia ситуацию не изменила?

- Теперь мы находимся в диалоге. Прежние отношения назвать диалогом было нельзя.

- Но ваша угроза лишить Nokia лидерства по продажам трубок в России, не продавая ее телефоны, оказалась малодейственной: Nokia по-прежнему на 1-м месте.

- В России доля рынка Nokia недобрана, наверное, раза в полтора. Хотя, если покупатель хочет, мы телефоны Nokia все равно продаем - по нескольку десятков тысяч в месяц, а в этом месяце продали больше 100 000. Но никакого специального промо не делаем (по оценке MForum Analitycs, доля трубок Nokia на рынке России в 2007 г. - 28%, а на рынках стран СНГ - 25% с учетом серого ввоза и около 30% без его учета. - «Ведомости»).

- «Евросеть» и другие дилерские сети несколько лет просили отменить пошлину. Почему комиссия услышала вас только сейчас?

- Мы в прошлом году представили неопровержимые данные выгодности для государства отмены пошлин на цифровые фотокамеры. Правительство провело эксперимент, отменило пошлину - и собрало в 2 раза больше денег благодаря росту уплаты НДС. Государству в принципе должно было это понравиться.

Все более чем логично. Если по телефонам [в случае отмены пошлины] возможно ничтожное выпадение доходов, то по bluetooth-модулям, картам памяти, смартфонам и коммуникаторам будет только увеличение сборов. При этом будет снижен избыточный налог на потребление, который подстегивает инфляцию.

- Насколько могут увеличиться сборы?

- Очевидно, что при снижении цены даже на 5% общий рынок увеличивается процентов на 10. Потому что разница в $100 между ценой телефона в Москве и, скажем, в Эмиратах или Европе для человека может быть критичной. А если разница - $50, а телефон стоит 700 евро, люди скорее сделают выбор в пользу русскоязычной клавиатуры и отечественной гарантии.

В прошлом году в единственном торговом центре стоимость аренды снизилась на 30% - на «Горбушке». Потому что обнулили пошлины на цифровое фото и ноутбуки, и «чернушники» ушли, магазины стали цивилизованными. То же самое произойдет на Савеловском или Митинском рынках, вокруг которых сейчас цветет палаточный шанхай.

- Какая доля в продажах трубок приходится на «Евросеть»?

- В прошлом году импорт был 36 млн трубок, из них мы в России продали 11 млн. Это 30,5%.

- А вчера, например, сколько телефонов продали?

- 35 500. Спрос хороший, но не так давно - весна была чудовищная. Резко увеличилась цена на еду, а это закон: дорожает еда - потребительские настроения сразу меняются, люди «приседают».

- Несколько недель назад появилась информация о переговорах владельцев «Евросети» с МТС...

- МТС не будет нас покупать.

- Речь шла не о прямой покупке, а о создании консорциума с участием МТС, который может выкупить контроль в «Евросети».

- Я не буду это комментировать.

- Но ведь еще в прошлом году вы ставили перед менеджментом задачу поиска финансового или стратегического партнера?

- Еще раз: я не буду говорить о том, чего нет.

- Сколько сейчас стоит «Евросеть»?

- У вас есть другие темы?

- Возможна ли, на ваш взгляд, в принципе в России продажа телефонов через операторов, как в Европе?

- Все это уже было несколько лет назад. Но не выжило.

- Независимая розница оказалась сильнее?

- Сильная независимая розница и слабая воля со стороны операторов.

- А сейчас есть предпосылки для возрождения такой формы продаж?

- Если будет воля со стороны операторов. Это богатые компании. Но деятельность эта не очень доходная и не очень рентабельная.

- В чем, по-вашему, секрет популярности iPhone?

- На Западе он популярен из-за закачек. Можно скачать из iTunes музыку, видео. А у нас в первую очередь - из-за кинестетических тактильных ощущений и смешной анимации экрана, где все объекты перелистываются, при нажатии вдавливаются. Есть ощущение, что ты трогаешь вещь следующего порядка, что ты на год или два современнее, чем все вокруг.

- Вам лично iPhone нравится?

- Да, вполне. Я не являюсь фанатом, но это очень достойная штука, которую надо бы продавать.

- А у вас какой телефон?

- Sony Ericsson w 810i. Здесь полимерная батарея, ее хватает на большее время, чем хватило бы в любом iPhone. Я очень много разговариваю.

- Вы согласны с расхожим мнением о том, что управление всей «Евросетью» держится на личной харизме Евгения Чичваркина?

- «Евросеть» держится на вовремя проходящих платежах и правильно выбранных местах для магазинов. А главное - на активных, улыбающихся людях.

- В таком случае как вы определите свою роль в «Евросети»?

- Вдохновение. Я вдохновляю людей на труд и на подвиги. (Смеется.)

- В последнее время вы активно участвуете в проектах, инициированных партией власти: провели одну из секций форума «Россия-2020», предшествовавшего съезду «Единой России», записали предвыборный ролик, сопровождали Дмитрия Медведева в поездке на Красноярский форум... Зачем?

- Мне небезразлична страна, общественные проблемы. Если мои мысли чему-то помогут - хорошо. А на этих форумах собирается множество активного народа, не только партийцы. Если нас хотят услышать и приглашают, отказываться глупо, потому что не всегда есть возможность высказаться.

- А кто приглашает?

- Приглашают люди, принимающие решения. Давайте я фамилии называть не буду.

- И какими мыслями вы делитесь с этими активистами?

- Мыслями об элите. Или, лучше скажем, о лидерах общественного мнения. О том, что нужно сделать для формирования этого активного слоя.

- Вы имеете в виду предпринимателей?

- Какая-то часть - предприниматели, какая-то - творческая интеллигенция, отраслевые и прочие общественные лидеры. Мы обсуждаем, как сформировать класс думающих, активных, несущих мнение, как сделать так, чтобы он не был уродливым.

- Уголовные дела, заведенные в отношении в том числе и менеджеров «Евросети» и связанные с нелегальной работой фирм-импортеров, до сих пор не закрыты...

- Начиная с 2006 г., когда Генпрокуратура инициировала дело по факту товарного рейдерства в отношении телефонов Motorola, все структуры очень щепетильно относятся к соблюдению законности следственных и любых других действий. Пожалуй, это единственный мой комментарий.

- В прошлом году ИД «Коммерсантъ» издал вашу биографию. Вы ее читали?

- Читал, да.

- Понравилось?

- Есть жизнь, а есть телевизор Sony Black Trinitron, который каждую краску передает чуть ярче, чем она есть. [В книге] многое ярче, чем на самом деле. Я просил многие вещи там исправить, потому что они просто не соответствуют действительности.

- Вы тоже любите писать. Рассылаете письма сотрудникам «Евросети», блог завели. Правда, давно его не обновляли - почему?

- Я сотрудникам не успеваю отвечать на вопросы. Такая очередь выстроилась, что непонятно, когда разгребусь. Если я пойду на пенсию, у меня будет блог обязательно. (Улыбается.)

- Каков сейчас размер долга и его структура?

- Не хочу об этом говорить.

- Рентабельность «Евросети» по чистой прибыли - единицы процентов. Ее можно повысить?

- Через какое-то время некоторые из коллег, которые сейчас работают незаконно, закончат деятельность и рентабельность вырастет. Факторы для роста, безусловно, есть.

- «Связной» запустил совместный с банком «КИТ финанс» проект потребительского кредитования. Вам не интересно сделать что-то похожее?

- Самим - нет, но кому-нибудь, наверное, отдадим эту тему. У нас в части салонов уже сидят сотрудники Home Credit и «Русского стандарта». Может, еще какие-то финансовые брокеры появятся. Я не думаю, что мы сами будем это делать, хотя работать услуга будет на базе наших точек. Я уважительно отношусь к Максиму [Ноготкову, владельцу сети «Связной»], наверное, он подумал перед тем, как сделать проект, но нам не хочется принимать на себя все возникающие риски.

- Может ли быть, что вы когда-нибудь займетесь каким-то новым проектом?

- Исключать нельзя, но пока все мои мысли и время занимает «Евросеть».Штрихи к портрету

«Для тех, кому не стыдно обслуживать:
Когда к вам приходят гости, вам же не стыдно сбегать на кухню и нарезать колбасу? Или шампанское налить? Вам за счастье обслужить покупателя - он дарит вам улыбку и з/п.
Для тех, кому стыдно обслуживать:
Так как Советскому Союзу давно п...ц, поезжайте в Мьянму или Северную Корею. Всем гордым и независимым м...кам место в джунглях, пока желудок не прилипнет к позвоночнику».

«Слухи - инструмент естественного отбора. Если кто-то покидает компанию из-за веры в слухи, не удерживайте, может, там им будет хорошо. Верьте в реально существующие события, свидетелем которых вы лично являлись, информационным письмам компании и судите о людях по делам их - и будет вам счастье. Бонус-трек для любителей сказок: кризис на рынке сотовой связи - хитрый многоплановый ход «Евросети»; з/п будет все меньше и меньше, а скоро вообще не будет; мы объединяемся со «Связным» <...>, а сами продаемся <...> «Водафону», МТС, «Билайну».
(Из писем Чичваркина сотрудникам «Евросети»)

Игорь Цуканов
Ведомости

23.06.2008

на печать


Комментарии

Witch-ka
25.06.2008 10:35 | сообщение #1
 

всегда уважала Чичваркина)))
Браво
Восхищен

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Лучший дизайн визитных карточек 8

Лучший дизайн визитных карточек 8
Лучший дизайн визитных карточек 8. Лучший дизайн визитных карточек.Коллекция самых ярких и инновационных работ лучших дизайнеров мира. Издание не содержит текста. На его страницах – огромное количество визиток, что позволяет хорошо рассмотреть шрифт, фон, особые элементы и использованные материалы. Не имеющая себе равных книга предназначена для профессиональных дизайнеров и руководителей компаний, понимающих важность брендинга."На обложке книги "Лучший дизайн визитных карточек 8" метафорично показано то, что делает визитку оригинальной. Это критерии, по которым мы отбирали визитки. При отборе мы задавали себе вопросы: эта визитка соответствует бизнесу или человеку, насколько эффективно она передает сообщение, легко ли доступна информация, инновационна ли визитка в своем жанре, преувеличивает ли она, практична ли она, мы ее сочли просто интересной или захотели себе такую же. После просмотра тысяч визиток присланных из двадцати пяти стран мы выбрали 400 лучших. Мы увидели визитки с лазерной гравировкой, визитки с использованием шелкографии на Plexiglas, напечатанные на оберточной бумаге, с рельефным тиснением, сброшюрованные, фальцованные, с отверстиями, покрытые фольгой и тщательно пропечатанные с обеих сторон. Мы также видели очень сдержанные и при этом элегантные визитные карточки. В книге вы найдете лучшие примеры каждого вида. Мы надеемся, что они вдохновят вас, дав представление о том, как в этом году делались визитки и как изменились тенденции в их создании". Sibley/Peteet Design, Austin

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом &quot;секретно&quot;Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
&quot;Наша индустрия – самодостаточна&quot;: ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум &quot;Матрица рекламы&quot; о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

22.07.2025 - 18:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация