Статьи

Борьба за облака

Борьба за облакаЭпоха тотальных коммуникаций бросила вызов безоговорочному лидерству Microsoft в сфере программного обеспечения. Корпорация прилагает все силы, чтобы сохранить статус лидера и на десктопах пользователей, и в Интернете.
Впервые за тринадцать лет статус самого богатого в мире человека не принадлежит Биллу Гейтсу. В рейтинге Forbes 2008 года основатель империи Microsoft занимает третье место. Буквально в момент составления рейтинга акции Microsoft подешевели на 20% - так рынок отреагировал на предложение корпорации приобрести поисковую сеть Yahoo! для укрепления своих позиций в Интернете. Если бы Билл Гейтс вовремя разглядел перспективы рынка коммуникаций, компания, скорее всего, не нуждалась бы в покупке чужого портала. Стать лидером на рынке программного обеспечения для онлайновых коммуникаций - главная цель Microsoft, которая воплотилась в новой стратегии Software+Service (программное обеспечение как услуга).

Предпосылки к изменению стратегии складывались несколько лет. К середине 2000-х стало понятно: миллиарды долларов, зарабатываемые на коммуникациях, проходят мимо Microsoft. Сферу онлайновой рекламы стремительно монополизировала корпорация Google, в унифицированных коммуникациях первенство держала компания Cisco Systems, корпоративные коммуникации поделили SAP и Oracle. Все чаще конкуренцию основной продукции составляли бесплатные открытые приложения. Браузер Firefox, запущенный в 2004 году, за четыре года сумел завоевать почти пятую часть рынка и стал по популярности вторым после Internet Explorer в мире. Параллельно набирало силу движение за «свободный офис» (OpenOffice.org), бесплатный аналог пакета Microsoft Office. По информации самих разработчиков, сейчас количество скачиваний OpenOffice уже приближается к ста миллионам. И хотя в краткосрочной перспективе это мало влияет на доходы Microsoft (за исключением 2004-го, в последние семь лет темпы их роста превышают десять процентов), будущее корпорации уже не выглядит столь монолитным.

Скорости, с которой компания ринулась завоевывать новые рынки, можно только позавидовать. За три последних года программисты из Редмонда выбросили на IT-рынок десятки продуктов, которые можно рассортировать по трем сегментам: системы управления данными, молодой рынок унифицированных коммуникаций (решений, позволяющих связать и синхронизировать все корпоративные и личные каналы связи пользователей) и онлайновый бизнес, включающий онлайновые приложения. Для «догоняющего развития» корпорация выбрала единственный возможный вариант - массовую скупку небольших компаний, занимающихся разработкой продуктов в интересующих Microsoft сегментах. За последние три года редмондский гигант приобрел 46 фирм, из них более половины занимаются разработками в сфере онлайнового бизнеса и виртуализации. В предыдущие три года корпорация купила всего 16 фирм. В результате стремительной экспансии она моментально обросла конкурентами, по силе мало чем уступающими Microsoft. Противостояние «Майкрософт против мира» переросло в битву с титанами.

Альянс за круглым столом

Самым мирным и неосязаемым стало завоевание рынка унифицированных коммуникаций, перспективы которого расширялись вместе с технологическим прогрессом. Согласно исследованию компании IDC, сейчас 52% пользователей применяют в работе не менее четырех пользовательских устройств и шести прикладных программ, таких как системы обмена мгновенными сообщениями, конференцсвязь или социальные сети. С ростом уровня «подключенности» пользователей потребность соединить и синхронизировать, то есть унифицировать, все каналы связи становится все более насущной. Рынок унифицированных коммуникаций в прошлом году превысил 20 млрд долларов и, по прогнозам исследовательской компании In-Stat, через пять лет достигнет 48,7 миллиарда. Это примерно столько, сколько сейчас Microsoft зарабатывает в год.

Конкуренция за полсотни миллиардов началась пять лет назад. В это время специалисты из редмондской корпорации представили Microsoft Communication Server (решение для обмена мгновенными сообщениями, проведения аудио-, видео- и веб-конференций) и приложение для корпоративных коммуникаций Microsoft Exchange. Через год была готова платформа Speech Server, умеющая распознавать и синтезировать речь. К 2006-му компания Microsoft сформировала полную линейку приложений для унифицированных коммуникаций и обратила внимание на оборудование. Она заключает альянс с одним из ведущих производителей сетевого оборудования Nortel, что позволило конкурировать с лидером рынка Cisco Systems. В середине прошлого года корпорация Microsoft выпустила устройство для видеоконференций «Круглый стол» (Round Table), позволяющее общаться на больших расстояниях с эффектом физического присутствия. Идея почти полностью повторяла решение, которое годом ранее представила компания Cisco Systems. Но если ее Cisco Telepresence было рассчитано на крупные корпорации (цена - 60-250 тыс. долларов в зависимости от комплектации), то компания Microsoft сделала упор на бизнес меньшего масштаба, предложив возможность видеоконференции всего за несколько тысяч долларов. Кроме того, компания обновила свою линейку продуктов, образующих платформу Microsoft Unified Communications, сделав их онлайновыми.

Агрессивная политика принесла неожиданные для такого короткого периода плоды. Согласно классификации Gartner, определяющей позиции компаний на рынке унифицированных коммуникаций, альянс Microsoft-Nortel в 2007 году вышел в лидеры рынка, а такие признанные игроки, как IBM и Cisco попали в разряд «кандидатов в лидеры». Более того, в альянсе с Nortel можно было позволить себе не ограничиваться только софтом. В нынешнем году партнеры выпустили IP-телефоны, адаптированные под продукты Microsoft. Этим они явно взбудоражили своих конкурентов: в марте компания IBM объявила о намерении инвестировать в унифицированные коммуникации миллиард долларов, чтобы догнать Microsoft на быстрорастущем рынке.

Такой же стремительной оказалась экспансия на рынке систем бизнес-аналитики (BI). Хотя корпорация зашла на рынок относительно поздно, когда он был уже поделен между основными игроками (SAP, Oracle и др.), гибкая ценовая политика и идеальная совместимость с другими приложениями Microsoft оказались оптимальными для средних предприятий, чья информационная инфраструктура построена на платформе Microsoft. По итогам 2006 года компания вошла в пятерку ведущих игроков рынка. Доля рынка, правда, была для нее, как софтверного гиганта, непривычно маленькой - всего 6,7%, зато Microsoft стала самой быстрорастущей компанией среди первой десятки поставщиков. Продажи увеличились на четверть, что более чем вдвое превышало среднерыночный темп роста. Согласно классификации Gartner, на начало этого года корпорация Microsoft наряду с Oracle уже находилась в лидерах рынка. Тенденции в сегменте играют ей на руку. По прогнозам Gartner, менее чем через год четыре лидера - SAP, Oracle, IBM и Microsoft - будут контролировать две трети рынка. Если учесть, что динамика роста редмондской компании опережает рост остальной тройки вдвое, у корпорации неплохие шансы увеличить свою рыночную долю, поскольку по прогнозам к 2011 году рынок бизнес-аналитики достигнет семи миллиардов долларов.

Google наступает

Намечающаяся онлайн-стратегия Microsoft должна была продолжиться на интернет-рынке. В 2000-х Интернет радикально изменили две вещи. Набирала мощь концепция Web 2.0, подразумевающая, что теперь Всемирная сеть не является поставщиком информации и решений от производителей, но становится платформой, на базе которой пользователи самостоятельно создают и изменяют контент. Такие бесплатные «народные» сайты, как Википедия и социальные сети, стали бить рекорды по популярности. Изменения в восприятии Интернета наложили свой отпечаток на ведение бизнеса: теперь доходы от продажи информации и продуктов пользователям должны были смениться доходами от онлайновой рекламы.

Как раз в это время Стив Балмер, в отличие от Билла Гейтса уверенный в потенциале Интернета, занял пост главы корпорации и активно взялся завоевывать веб-сети. В 1998 году корпорация Microsoft обновила свой интернет-портал MSN и запустила собственную поисковую сеть MSN Search, которая стала конкурировать с успешными тогда поисковиками Yahoo! и AOL. Той же осенью на рынок вышла компания Google со своей версией поисковой системы.

Семь лет работы показали: Microsoft явно проигрывает борьбу за деньги «в облаках» (с недавнего времени понятием cloud, что с английского переводится как «облако», стали именовать программное обеспечение, предназначенное для работы в Интернете). К 2003-му компания смогла занять всего 9,4% поискового рынка. Между тем два студента Стэндфордского университета Сергей Брин и Ларри Пейдж показали IT-гиганту, как нужно делать деньги в Интернете. За пять лет доля их детища Google достигла 56%. Дальше больше - к 2007 году разрыв составлял 73% против 6,7%. Используя монопольное положение, компания Google одно за другим выпустила различные веб-приложения - от почты до виртуальных географических карт, полностью покрывая онлайновый ассортимент Microsoft и предлагая уникальные сервисы.

Впервые за тридцать лет у Microsoft появился достойный конкурент. Если в 2004-м доходы от онлайновых сервисов двух компаний были примерно равными (3,2 млрд долларов у Google против двух с половиной миллиардов у Microsoft), то через год разрыв в онлайновых доходах увеличился втрое в пользу новичка. Частота публичных высказываний главы Microsoft в отношении Google росла пропорционально их доходам. «Google - это не реальная компания, а карточный домик», - заявлял Стив Балмер. «У этой компании нет будущего», - цитировали его новостные сайты. В ответ компания Google в прошлом году стала самым дорогим в мире брендом, сместив с пьедестала именно Microsoft. Это крупнейшая со времен противостояния Microsoft - Apple война IT-гигантов.

Чтобы дать конкуренту достойный отпор, компания Microsoft решила воспользоваться главным преимуществом, и в начале 2006 года выпустила онлайновый аналог своего ключевого продукта Microsoft Office - Office Live. Теперь пользователь мог создавать и править, например, текстовые документы прямо в Интернете, причем совместно с другими пользователями. Реакция Google была впечатляющей. Еще в начале 2006-го Сергей Брин намекал, что его компания не собирается делать онлайновые клоны существующих продуктов, а сосредоточится на уникальных сервисах. Но уже спустя два месяца она выкупила онлайновый текстовый редактор Writely, объединила его с электронными таблицами и в октябре запустила ответный продукт Google Docs (приложения для создания текстовых документов и электронных таблиц). Причем и здесь компания Google оказалась в выигрыше: если Office Live не работала без установленной системы Microsoft Office, то версия от Google была самодостаточна, и пользователь вполне мог экономить 400 долларов на лицензионном Microsoft Office. К ноябрю 2007 года Google Docs уже воспользовались 700 тыс. посетителей. А нынешней весной онлайновый гигант преподнес следующий сюрприз: отныне файлы в Google Docs можно будет менять и в отсутствие доступа к сети. Продукт Google все увереннее становится прямым конкурентом Microsoft Office.

Пока компания Google закреплялась на исконной территории Microsoft, последняя предприняла новую попытку вторгнуться в нишу конкурента. В прошлом году корпорация приобрела aQuantive - одну из ведущих фирм, специализирующихся на онлайновой рекламе. Чтобы перехватить предложение компании Google, уже владеющей популярнейшим социальным ресурсом YouTube, Стив Балмер сотоварищи выложили 240 млн долларов за 1,6% акций популярной социальной сети Facebook. И, скорее, не за акции, а за возможность размещать рекламу в сети. Пик экспансии на рынок онлайновой рекламы пришелся на февраль этого года. Корпорация Microsoft сделала предложение второму после Google поисковику в мире Yahoo!, контролирующему пятую часть рынка. Она предложила ему продать свой бизнес за 44,6 млрд долларов, что на тот момент в 1,6 раза превышало капитализацию Yahoo!. Но даже такая сумма не устроила главу Yahoo! Джерри Янга.

Переписка между Балмером и Янгом нынешней весной стала самым ярким событием компьютерного мира. В итоге в начале мая корпорация Microsoft отозвала свое предложение о покупке, но уже через несколько дней предложила иной вариант сделки - покупку рекламного бизнеса Yahoo!. Точка в масштабных переговорах до сих пор не поставлена. Но корпорация Microsoft времени не теряет: в мае в западных СМИ появилась информация о возможном приобретении сети Facebook. И, скорее всего, Microsoft не отступит, пока не укрепит свою рекламную платформу в противовес Google. У корпорации Microsoft есть мотив максимально напрягать силы, поскольку уже в ближайшие пару лет доход от поискового сервиса Google сравняется с доходом от легендарной оболочки Windows.

Не можешь - научим

Погрузившись в онлайновые баталии, Microsoft между тем не забывает, что продуктами, приносящими львиную долю прибыли, остаются операционные системы и офисные приложения, установленные на 98% персональных компьютеров (ПК) в мире. Развитие основного бизнеса компания видит гораздо шире, нежели выпуск новой версии Windows раз в три года. Сегодня доступ к компьютерам имеет около миллиарда человек. Это значит, что остальные пять миллиардов все еще остаются без ПК. Корпорация решила объединить просветительские и коммерческие цели, и пять лет назад запустила глобальную инициативу «Программа неограниченного потенциала». Цель при этом та же, что и в 1975 году, когда Билл Гейтс основал свой бизнес, - поставить персональные компьютеры в каждый дом. И фактически впятеро увеличить продажи Windows и Microsoft Office.

Программа сконцентрирована на двух направлениях и предполагает, с одной стороны, поставку доступного оборудования и софта, с другой - создание условий для повышения технологического уровня страны. Последние годы исследовательская группа Microsoft работала над созданием недорогих ноутбуков для учеников и студентов развивающихся стран. В результате удалось снизить их стоимость вдвое: первые модели мобильных компьютеров от Intel и Asus вышли на рынок по цене 300-400 долларов. Низкая стоимость обусловлена тем, что в устройстве жесткий диск заменен флеш-памятью. При этом операционная система Windows и программа Microsoft Office адаптированы под новую конструкцию. Аналогично Microsoft продвигает программу доступных программных приложений, активно заключая контракты с правительствами развивающихся стран по поставке своей продукции в учебные заведения. Один набор из пяти продуктов, включая онлайновые сервисы Windows Live, обойдется в три доллара. Правда, как показали недавние события, даже за такую сумму многие не собираются впадать в зависимость от Microsoft. В России, например, уже принято правительственное постановление до 2009 года перевести все школы на конкурентную операционную систему Linux.

«Программа неограниченного потенциала» не ограничивается продажей ноутбуков и софта по сниженным ценам. Корпорация Microsoft разработала целую образовательную экосистему для преподавателей и студентов, в рамках которой финансирует программы, демонстрирующие способы изменения образовательного процесса с помощью высоких технологий. Сегодня в проекте участвуют почти четыре миллиона учителей и 90 млн студентов. Microsoft на подобные кампании тратит около 50 млн долларов в год. Отдельно развивается сеть центров инноваций - Microsoft Innovation Centres, призванных ускорить инновационные процессы в странах. В них студенты работают над не решенными до сих пор теоретическими задачами в сфере программирования, фактически занимаясь научной деятельностью. В рамках этих центров Microsoft выступает венчурным финансистом, инвестируя в инновационные проекты, которые построены на платформе Microsoft. В Украине Microsoft Innovation Centre открылся на базе Киевского национального университета имени Тараса Шевченко две недели назад.

Долгосрочный план подготовки кадров и потребителей оправдывает затраченные усилия. По расчетам Microsoft, уже к 2011 году доступ к компьютерам и основам компьютерных технологий получит еще один миллиард мирового населения. Если предположить, что каждый из них в качестве платформы выберет редмондский продукт, корпорация Microsoft еще долго сможет удерживать высокий темп роста бизнеса, а заодно получит идеальную потребительскую базу для развития своего пока еще нестабильного онлайнового бизнеса.

Дарья Мельник
expert.ru

06.06.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Круги и точки. На языке шаблона

Круги и точки. На языке шаблона
Круги и точки. На языке шаблона. "Круги и точки" - это не только полная энциклопедия использования круга во всевозможных направлениях дизайна, но и детальная расшифровка символических значений, погружающая читателя в уникальную историю древнего символа. Объясняя язык кругов и точек, исследуя его коммуникативное влияние, книга вдохновит многих дизайнеров.Богатое примерами и прекрасно иллюстрированное, издание послужит источником множества идей использования кругов, точек и сфер в графике, живописи, моделировании одежды, промодизайне и дизайне фурнитуры, оформлении интерьеров и мест продаж, архитектуре и информационных проектах. Круг, как правило, означает замкнутость и завершенность, а точка наоборот – энергичный протест, круг замыкает культуру, а пятно – взрывает ее.Почему это именно так? Как появились смайлики и другие круглые пиктограммы в современном дизайне? Это лишь небольшая часть вопросов, на которые отвечает наша книга. Мы показываем поистине безграничные возможности, скрытые в кругах и точках – от платья в горошек до пуантилизма."Круги и точки" показывают, как можно общаться с помощью одного символа.

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

12.08.2025 - 02:55
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация