Статьи

О чем поет телефон

О чем поет телефонИсчерпав возможности быстрого наращивания доходов за счет увеличения количества абонентов, операторы мобильной связи вынуждены делать ставку на дополнительные услуги - информацию, музыку, игры. Поэтому конкуренция в этом сегменте стремительно увеличивается.
Завершилась сделка по покупке российской компанией Marshall Capital Partners (вкладывает привлеченные деньги западных и российских инвесторов в гостиничный, телекоммуникационный бизнес, пищевую промышленность и розницу) крупнейшего украинского контент-провайдера "Джамп Украина", создающего картинки, музыку, игры и другие развлечения для мобильных телефонов. По оценкам исследовательской компании Comnews Research, за 100% акций украинского провайдера россияне заплатили его прежнему владельцу - израильской компании LR Group - 6 млн долларов. "Интерес инвесторов понятен: это один из немногих рынков, который демонстрирует высокие темпы роста и на который еще можно войти", - объясняет партнер Comnews Research Оксана Панкратова. В свою очередь, Marshall Capital Partners рассчитывает создать крупнейшего в СНГ провайдера дополнительных услуг связи, для чего купил также российского разработчика мобильных развлечений и присматривается еще к одному.

Участники рынка сходятся во мнении, что контент-услуги в ближайшие годы станут для операторов мобильной связи одним из основных источников доходов. "Больше sim-карт не появится, голосовой трафик вырастет, но ненамного. Единственная возможность для оператора заработать - увеличить в разы пользование контентом. И ему придется этот контент искать", - уверяет генеральный директор компании "Джамп Украина" Игорь Шрайбман. За уникальные дополнительные услуги операторы уже сейчас готовы дорого платить. К примеру, оператор "Астелит" (ТМ life:)) обещает отдавать создателям наиболее интересных услуг до 80% доходов, полученных от их продажи.

Под чужим именем

Разработкой дополнительных услуг для мобильной связи, в основном развлекательных, в Украине занимаются около 120 компаний. Принципы их работы просты: контент-провайдеры производят картинки, мелодии для телефонов, игры, информационные сервисы и предлагают их операторам мобильной связи. Те, в свою очередь, продают дополнительные услуги абонентам, выделяя для той или иной услуги отдельный короткий номер. Например, позвонив по трехзначному номеру, можно заказать мелодию для телефона (так называемый "рингтон").

В большинстве случаев такие услуги предоставляются под брендом оператора, а полученными доходами компании делятся. Обычно оператор забирает себе до 70% вырученных денег, а 30% доходов уходит контент-провайдеру (в лучшем случае это соотношение 50:50). Однако и эти средства составляют довольно внушительный рынок - по итогам 2006-го он достиг 60 млн долларов, а к концу этого года может превысить 100 млн. Именно поэтому Marshall Capital Partners решила заполучить лидерство на украинском рынке контента. Кроме "Джамп Украина", компания также приобрела контрольный пакет провайдера Solvo, входящего в пятерку крупнейших в России. Поскольку эта компания работает и в нашей стране, российские инвесторы за счет покупки Solvo и "Джампа" будут контролировать около трети украинского рынка мобильного контента. "Через год-два, тем более с появлением связи третьего поколения, останется всего несколько крупных игроков: мелкие либо умрут, либо уйдут в очень узкие ниши. А размер в нашем деле имеет значение - операторы любят работать с крупными компаниями. Они более надежные, и с ними можно иметь серьезные отношения", - уверяет Игорь Шрайбман. "Последние слияния и поглощения на рынке показывают, что он интересен и сторонним инвесторам. Значит, рынок привлекателен, придут новые игроки, следовательно, консолидация неизбежна", - подтверждает его слова PR-директор российского контент-провайдера "Интерактивы" Илья Лианский.

Операторы сами признаются в том, что предпочитают работать с большими провайдерами. "Не все компании, которые предоставляют контент-услуги, напрямую сотрудничают с операторами мобильной связи. UMC работает с крупнейшими компаниями, которых сегодня насчитывается около двадцати пяти", - сообщила пресс-секретарь UMC Алена Городецкая. Эти компании, называемые агрегаторами, собирают разработки у мелких игроков и предлагают их операторам. Уже сейчас 50% всех доходов рынка получает первая пятерка контент-провайдеров, и, по оценкам аналитиков, их доля будет расти.

Поэтому Шрайбман считает, что интерес инвесторов к рынку дополнительных услуг оправдан. "С появлением мобильной связи третьего поколения роль контент-провайдеров очень усилится. Тогда операторам придется просить для своих сетей новый привлекательный контент, включая видео и телевидение. А не так, как сейчас, когда мы приходим и просим выделить нам номер. Иначе они не оправдают огромные инвестиции в строительство новых сетей, а это миллиарды долларов", - пояснил он "Эксперту".

Картинки в опале

В то же время темпы роста рынка мобильного контента в прошлом году разочаровали его участников. По сравнению с двукратным увеличением в 2005-м в 2006-м он вырос всего на 40%, при этом абоненты стали тратить на мобильные развлечения меньше - всего доллар в год, тогда как в 2005-м отдавали более двух долларов. В европейских странах эти расходы в десятки раз больше и составляют весомую часть (30–40%) доходов операторов мобильной связи. В то же время в Украине дополнительные услуги едва достигают 14% в общих доходах операторов. Европейские пользователи уже привыкли рассматривать мобильный телефон не только как средство связи, но и как удобный инструмент оперативного решения насущных жизненных задач. Банкинг, бронирование, экспресс-информация, деловая справочная служба по мобильному телефону прочно вошли в их жизнь.

У нас преобладают однообразные мобильные развлечения, и абоненты теряют к ним интерес. Если раньше наиболее популярными были заставки, мелодии, видеоролики как средства выделить свой телефон среди других, то теперь эти услуги все менее востребованы. "К основным причинам спада рынка мобильного контента можно отнести концентрацию контент-провайдеров на устаревших услугах, снижение их рекламной активности, а также ограниченность предложений с оригинальным контентом", - говорит директор компании "Информационные Технологии" (бренд "Инфо 300") Оксана Крюк. Традиционно высокой популярностью пользуются игры, электронные книги, деловые и обучающие программы, а также справочные сервисы, услуги "секс по телефону" и голосование.

По оценкам руководителя отдела по связям с общественностью Информационного холдинга 059 Сергея Кравченко, у нас, как и в Европе, перспективными сегментами остаются мобильный банкинг, различные бизнес-приложения для мобильных телефонов, а также средства осуществления заказов и бронирования. Однако количество людей, готовых платить за дополнительные услуги, - чуть больше 20% от общего числа абонентов мобильной связи, то есть около 6 млн человек из 30 млн, пользующихся мобильниками. Это значит, что существующее продуктовое предложение не находит своего потребителя, и инвесторам придется искать новые возможности, чтобы повысить интерес к дополнительным услугам. Для этого нужны новые технические возможности, и ставку контентпровайдеры делают на мобильную связь третьего поколения.

Телевизор в телефоне

Ожидается, что украинские мобильные операторы начнут запускать сети третьего поколения (стандарт UMTS) в следующем году. Именно в них должно появиться мобильное телевидение, с которым неизменно связывают будущее мобильной связи. "Высокая пропускная способность, обеспечиваемая сетями 3G, откроет новые возможности, которые можно охарактеризовать двумя словами: больше и быстрее. Перспективой станет мобильное телевидение (интерактивное, по запросу)", - считает Сергей Кравченко. Первые шаги к этому сделаны в России, где три крупнейших оператора мобильной связи получили долгожданные лицензии на запуск сетей третьего поколения в стандарте UMTS. В частности, компания "Система Телеком" (ей принадлежит оператор мобильной связи МТС) создала собственную структуру "Система Масс-Медиа", которая готовит контент для мобильного телевидения. "В нее вложены огромные деньги, приглашены известные журналисты, телевизионщики, создающие контент для мобильного телевизора", - сообщил Игорь Шрайбман. По его мнению, опыт по созданию принципиально новых телеканалов исключительно для мобильного телефона распространится и в Украине, но со временем. Пока украинскому абоненту достаточно и привычного бесплатного телевидения, он не готов платить за уникальные "мобильные" телепередачи. Однако формула "спрос рождает предложение" в отношении новых продуктов нередко срабатывает наоборот.

Кроме этого, Marshall Capital Partners будет делать ставку на рассылку рекламы на мобильные телефоны, которая, как прогнозируют аналитики, должна появиться вместе с запуском сетей третьего поколения.

Игроки рынка не исключают, что растущее влияние провайдеров может привести к снижению стоимости мобильных развлечений. Например, сейчас заказ и получение картинки на мобильный телефон стоит три-восемь гривен. "Мы с удовольствием предоставим услуги по более низкой стоимости, если оператор будет увеличивать отчисления контент-провайдерам. Нынешняя высокая стоимость услуг обусловлена не жадностью провайдера, а тем, что оператор фактически забирает себе половину денег. Если мы придем когда-нибудь к европейской или японской модели, когда оператор забирает десять процентов, то стоимость услуг резко снизится", - прогнозирует Игорь Шрайбман.

Татьяна Плешивцева
Эксперт Украина

23.07.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


1000 Стилей ресторанов, баров, кафе

1000 Стилей ресторанов, баров, кафе
1000 Стилей ресторанов, баров, кафе. Книга 1000 Стилей Ресторанов Баров, Кафе - коллекция актуальных, ярких,новаторских идей в области дизайна фирменного стиля. В ней представлены объекты самого разного назначения и уровня: от небольших закусочных до заведений мирового класса, от классики до модерна, от этнических стилей до "фэн-шуй". Красочные иллюстрации издания вдохновят дизайнеров и владельцев ресторанов, баров и кафе на создание неповторимого стиля заведения, который так важен для формирования настроения посетителей.

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

14.08.2025 - 10:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация