Школа рекламиста

Пресс-конференцию заказывали?

Пресс-конференцию заказывали?В ракурсе public relations пресс-конференция – удобный, а главное, привычный для журналистов способ получения информации. Именно поэтому PR-менеджеры очень активно используют этот инструмент в своей практике. Они знают, что наряду с высокой информативностью выступления ньюсмейкера немаловажную роль здесь играет внешний вид и манера общения основного выступающего с присутствующими журналистами.

Выбор информационного повода

Всем известно, что пресс-конференция посвящается определенной теме или событию и предполагает наличие ньюсмейкера, возможность задавать интересующие вопросы и получение самой свежей информации. Основная задача – добиться определенного общественного резонанса. Но в PR-практике часто встречается желание заказчика созвать пресс-конференцию без достаточного на то новостного повода. Но что еще интереснее, многие PR-специалисты ухватываются за эти предложения (изначально зная об их провальности), чтобы заработать не такие уж и большие деньги. В итоге, вместо реальных вездесущих журналистов на мероприятии оказываются сотрудники самого агентства (изображающие журналистов), проплаченные никому неизвестные журналисты и прочие (кого удалось найти). Все это бывает хорошо срежиссировано: задаются вопросы, получаются ответы, фотографы бегают. А в итоге – две-три строчки в малозаметных СМИ (в лучшем случае) и никакого общественного резонанса. Организаторы разводят руками – мол, многое зависит от вас, господа заказчики. Но это вовсе не так. Налицо явная недоработка РR-специалистов. Во-первых, в таких случаях новость явно не соответствует формату приглашаемых СМИ. Например, если это деловые СМИ, то им интересна информация о выходе нового западного или российского игрока на рынок; о покупке нового предприятия, открытии филиала крупной компании, появлении нового бренда известной компании; суммы рекламных оборотов и другая финансово-аналитическая информация от серьезных фирм, а также разнообразные конфликты, слияния и поглощения, происходящие на исследуемом рынке. "Желтая" пресса с удовольствием ввяжется в скандал (причем часто даже без чьей-либо просьбы) и так далее. Во-вторых, если есть хоть какая-то мало-мальски интересная новость, ее можно попробовать сначала разослать в виде пресс-релиза (стоимость заказа – $200–400). Вполне возможно, что по инерции диффузного распространения информации, эта новость сама "пробьет" себе дорогу и тратиться на пресс-конференцию (стоимость – от $3000) вовсе не понадобится. Например, никого так и не взволновала судьба севастопольских лоцманов, борющихся за свои права; и вряд ли когда-нибудь станет достоянием общественности информация о "Первом, равно как и сотом, посетителе сайта N" и т.д. В то же время несколько лет назад информация о раскопках целого мамонта сразу же взбудоражила общественность (хотя, на самом деле, кроме куска кожи и двух бивней, никакого мамонта там не было, зато была блестяще проведенная РR-кaмпания, благодаря правильно выбранному и вовремя запущенному информационному поводу). Итак, перед организацией пресс-конференции нужно трезво взвесить информационный повод (попробовать найти "своего мамонта"), имеющийся в наличии. Конечно, существуют техники усиления новости, но саму новость они заменить не могут (!).

пресс-конференция

Разделение СМИ на группы

Если новость действительно интересная, РR-специалистам ясно, что журналистов можно собрать, то на повестку дня встает следующий вопрос – ситуация не должна выйти из-под контроля. Ведь любая фраза, сказанная вслух, может сыграть против заказчика. Кстати, частенько на мероприятие, под видом журналистов в том числе, могут явиться и конкуренты с телекамерой.

Представителей СМИ, приходящих на пресс-конференцию, условно можно разделить на несколько групп: нейтральные, доброжелательно настроенные, недоброжелательно настроенные, агрессивные, сомневающиеся, заказанные конкурентами (необходимо просчитать этот вариант до начала пресс-конференции, набросать ответы на возможные негативные вопросы), заказанные организаторами пресс-конференции (с ними можно договориться о позитивных вопросах, что также будет способствовать достижению цели мероприятия).

Еще до начала пресс-конференции необходимо уделить особое внимание группам: "недоброжелательно настроенные", "агрессивные", "сомневающиеся" и "заказанные конкурентами". Продумать все возможные вопросы и ответы на них (причем как позитивные, так и негативные). Как правило, в процессе подготовки к мероприятию ставится задача максимум – составить 10 позитивных и 10 негативных вопросов. На те из них, на которые прямой ответ невозможен, лучше придумать уклончивую формулировку, например, "мы над этим моментом работаем". Необходимо помнить, отвечать нужно на все вопросы, но никогда не произносить слов "я этого не знаю". Если на вопрос по существу отреагировать глаголом "не знаю", то рейтинг отвечающего может снизиться – ведь пресс-конференция предполагает наличие авторитетного первоисточника.

пресс-конференция

Составление доклада и подготовка выступления

В составлении доклада не обязательно придерживаться схемы: введение/основная часть/заключение. Вполне приемлемо высказаться "по сути", а общую информацию о компании раздать перед началом пресс-конференции в пресс-пакете. Важная деталь – если кто-то из содокладчиков в силу разных обстоятельств не может выступить на пресс-конференции (например, находится в другом городе, заболел, не имеет навыков публичных выступлений и т.д.), то это легко преодолеть, разместив в пресс-пакете интервью с ним.

Как правило, идеальный хронометраж выступления для ньюсмейкера – 10-15 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы выступление не выглядело слишком поверхностным или чересчур нудным. Комментарии других выступающих (их численность не должна превышать трех человек) не могут выходить за рамки 5 минут. Таким образом, с учетом вступительных слов ведущего, основная часть (доклады) укладывается в 30–40 минут. Оставшиеся 20–30 минут отводятся под вопросы журналистов.

Выступление лучше не читать, а выучить заранее (исключение составляют цифровые показатели, цитаты). Таким образом, удастся, во-первых, удерживать внимание журналистов, во-вторых, наблюдать, как аудитория реагирует на сообщение. В этом смысле желательно не забыть даже отдаленно сидящих представителей СМИ. Часто журналисты в погоне за эпатированием публики приходят на мероприятие в драных джинсах и плохо выстиранной майке, это, как правило, не признак отсутствия денег на приличный гардероб, а некий вызов "эстеблешменту", проявляющийся периодически в резких публикациях и негативных высказываниях. Единственный способ противодействия – заранее продуманная тактика поведения и высказываний.

Во время выступления желательно избавиться от слов- и выражений-паразитов: "как бы", "на самом деле", "вот", "и все" и т.п., а также непрерывного произнесения одной буквы, например, "э…". Это сразу производит неблагоприятное впечатление. Ведь диктофоны работают, а время идет. Поэтому необходимо заранее несколько раз прорепетировать речь. Лучше сделать это перед коллегами, а за отсутствием оных – у зеркала.

Следите за своими руками – их обязательно надо держать на столе (а не под ним). Если при этом испытывается чувство дискомфорта, можно взять в руки карандаш или авторучку. Выступление лучше начать с шутки или вскользь коснуться актуальной для всех присутствующих темы. Это разрядит обстановку и будет играть на создание благоприятного имиджа. Можно подстроить классический "случай с диктофоном", выражающий заботу о нелегкой и трудной работе журналиста. На стол ставится подставной диктофон, через некоторое время он останавливается, раздается щелчок. Выступление на минуту прерывается и выступающий, обращаясь к журналистам, спрашивает: "Чей это диктофон? (Демонстрирует залу.) У Вас пленка закончилась". Поведение выступающих на мероприятиях во всех случаях должно быть спокойным и уравновешенным. При этом лицо должно быть человечным (!), а не каменным. Улыбайтесь, но, желательно, только "к месту". Необходимо учесть и возможные технические неполадки. Например, отсутствие или нетрудоспособность микрофона. В этом случае выступающим придется говорить громче, что без предварительной подготовки может привести к деконцентрации внимания. Причем подобные неполадки случаются в двух случаях из десяти. Поэтому во время публичного выступления надо быть готовым ко всему, причем заранее. Это залог успеха всего мероприятия и гарантия того, что организаторы смогут достичь намеченной цели.

Одна из классических ошибок, допускаемых ньюсмейкерами – неинформативный короткий доклад. Особенно это касается руководителей недавно раскрученных компаний, работающих на конкурентоспособном рынке. Так, генеральный директор компании (к слову, один из самых известных в России брендов), связанной с рынком сотовой связи, на пресс-конференции, посвященной расширению бизнеса, укорачивает свое выступление с пятнадцати до пяти минут, при этом ухитряется ничего нового не сказать (даже отвечая на вопросы журналистов) К слову, с этим ньюсмейкером заранее, по его же просьбе, был проведен пятичасовой медиатренинг – он был готов к всевозможным подводным течениям. Но… в последний момент, как руководитель бизнеса, решил оставить многие секреты при себе. В итоге делается основной упор на шикарный фуршет. Но, как говорится, бутерброд в статью не заверстаешь. Благодаря стараниям РR-менеджеров, составивших качественный пресс-релиз, на мероприятие пришло до 40 журналистов. Около 15 из них представляют центральные СМИ, и в сложившейся ситуации им здесь просто нечего "ловить". Плачевный итог мероприятия – 8 публикаций в специализированных СМИ. Это маленький процент от возможного результата. Конечно, логичнее в будущем подобные мероприятия просто называть своим именем – press-party и не ждать особой активности в СМИ.

Можно ли отказаться от проведения анонсированной пресс-конференции?

пресс-конференцияЕсли информационный повод что называется "не тянет", то не только можно, но и нужно отказаться от проведения назначенной пресс-конференции. При этом никакого имиджевого урона организация не понесет.

Отказаться от пресс-конференции нужно и в том случае, если тема пресс-конференции совпадает по тематике с крупным мероприятием-презентацией, проходящем в том же городе. Так как журналисты всегда выберут более масштабное мероприятие. Например, компания N назначила проведение презентационной пресс-конференции нового автомобильного продукта (тормозной системы) в день открытия Московского международного автосалона. И даже время выбрала, совпадающее со временем открытия. И хотя тема действительно была интересная, на эту пресс-конференцию не пришел ни один журналист (!). Все они предпочли более масштабное мероприятие – открытие международного автосалона. Налицо провал организаторов.

Если информационный повод интересен СМИ, но по какой-то причине в этот день провести пресс-конференцию не удается, то можно найти несколько выходов из положения. Во-первых, организовать Интернет-пресс-конференцию, что позволит также общаться с журналистами online, да еще при этом воспользоваться услугами специалистов. Или перенести мероприятие на более удобное для организаторов или журналистов время. Интересная новость все равно привлечет СМИ. Главное, постараться не приглашать журналистов на официальную пресс-конференцию в выходные и пятницу, а также в понедельник в 8 утра. Но анонсировать эти изменения нужно заранее – не менее чем за два дня.

Недопустимо отказываться от пресс-конференции в самый последний момент без достаточной на то причины, особенно если она посвящена неправомерному вмешательству правоохранительных органов в бизнес заказчика. Несколько лет назад одна фармацевтическая дистрибуторская компания (до этого никогда не знакомая с такими позициями, как пресс-секретарь и РR-специалист) попала в поле зрения журналистов благодаря утечке информации из правоохранительных органов. Компанию обвиняли в распространении фальсификата. Тема для нашего общества более чем актуальная. Здесь достаточно одного пророненного слова и СМИ ввяжутся в скандал без чьей-либо просьбы, все подряд гиперболизируя. По заверениям представителей фирмы – это была ошибка, которая в ближайшем будущем должна была разрешиться. Но уже появилось несколько заметок в СМИ, которые необходимо было по горячим следам блокировать. Было решено организовать пресс-конференцию, и доступно объяснить, что произошло на самом деле. В четыре часа утра основной информатор, до этого никогда публично не выступавший, категорично просит отменить пресс-конференцию, мотивируя это тем, что его запугивают. РR-специалистам пришлось в срочном порядке обзванивать журналистов и ссылаться на сердечный приступ ньюсмейкера. Далее по той же причине отменяется прямой эфир на известной радиостанции. Результат – целая серия негативных статей, в которых главным информатором выступает… представитель правоохранительных органов. В данном случае очень сложно кого-то винить, кроме самого заказчика. Привлеченные со стороны РR-специалисты вынуждены были прекратить деятельность за отсутствием бюджета, а журналистам нужно было утолить свой информационный аппетит.

Внешний вид выступающих

Очень важен и внешний вид выступающего. Он способен вызвать как позитивную, так и негативную реакцию. В отличие от журналистов, привыкших к одежде в стиле casual, выступающие (ньюсмейкер, специалисты-эксперты, ведущий) обязательно должны выглядеть респектабельно. Ни в коем случае нельзя надевать совсем пестрое или что-то желтое, оранжевое, в частности, галстук или рубашку (конечно, если подобные меры не прописаны в сценарии мероприятия). Эти цветовые гаммы подсознательно отталкивают собеседника. В деловом ансамбле не должно быть более трех цветов и двух типов рисунка. Одежда и аксессуары могут быть выдержаны в коричневых, серых, голубых тонах. Костюм зеленого цвета при определенном освещении выглядит, мягко говоря, не лучшим образом. Следует также избегать галстуков-бабочек (однако ж не бал!) и одежды из кожи (слишком блестит при искусственном освещении). Для женщин недопустимы длинные накрашенные красным лаком ногти, крупные серьги и браслеты. Рецепт универсального дресс-кода: строгий, хорошо сидящий костюм, аккуратные классические туфли, ухоженные руки. И, конечно же, никакого резкого парфюма (среди журналистов и экспертов могут быть аллергики) и причесок в стиле Котовского или Эйфелевой башни.

Кроме того, одежда должна быть в полном порядке, впрочем, как и прическа. Так что желательно перед выходом к представителям СМИ посмотреть ньюсмейкеру на себя в зеркало.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в основе организации пресс-конференции все-таки лежит новость. С помощью креативных и нестандартных решений в работе РR-службы в новость можно превратить даже обыкновенную информацию, но такой подход, неподкрепленный информативным насыщенным докладом на самом мероприятии, приводит к тому, что журналисты вхолостую посещают до 80% пресс-конференций, а работа по организации такого мероприятия вообще становится бесполезной.
Александра Афанасьева
Advertology.Ru

24.04.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Город Серебряного века

Город Серебряного века
Город Серебряного века. Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе Серебряного века. Книга является первым в современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы пространства города первых десятилетий XX века в русском изобразительном искусстве и литературе этого времени. Комплексный подход к теме, в основу которого положен структурный анализ городского пространства, позволил автору выстроить новую иконографию городских пространственных образов в произведениях русской литературы и искусства, воссоздать мыслимую модель города, каким его видели писатели и художники начала прошлого столетия. Книга богато иллюстрирована, написана ясным, доходчивым языком с привлечением большого числа высказываний художников, писателей и поэтов, помогающих понять рассуждения и выводы автора. Книга будет интересна не только специалистам — искусствоведам, филологам и культурологам, но и широкому кругу читателей, ценителей искусства и литературы Серебряного века. Во все времена Город, являющийся средоточием творческого потенциала эпохи, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX — первых десятилетий XX века эту истину подтверждает. Город как аккумулятор основных идей и явлений промышленной цивилизации не мог не стать одним из центральных, если не главным, мотивом творчества художников и писателей первой трети XX столетия.В настоящей работе предпринимается попытка приблизиться к пониманию темы города в русском искусстве и литературе этого времени, выявить круг идей, мотивов и приёмов внутри данной темы, иными словами, показать некий срез новой городской иконографии. Для России этот круг проблем соотносится с двумя городами-миллионниками — Петербургом и Москвой. Внимание автора исследования концентрируется на проблемах организации пространства огромного города первой четверти XX века с точки зрения восприятия этого пространства современниками — писателями и художниками.На анализе конкретных произведений рассматриваются видоизменения и особенности основных модулей городского и архитектурного пространства, таких как улица, дом, окно, двери, ворота, арки. Существенным для понимания сути пространства нового города является его рекламная составляющая — городские вывески, призванные по своему назначению быть путеводителями по городу, но в действительности часто искажающие до неузнаваемости его улицы. К этим компонентам городского пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, ибо мегаполис начала XX столетия не существует и не может быть понят вне связи с феноменом «человека-массы».Всем этим структурообразующим составляющим (частям) городского пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. На основе анализа большого числа произведений литературы и искусства автор стремится построить некие смысловые ряды, которые в совокупности позволяют понять, каким видели городской космос создатели этих произведений. И если в первой вводной главе, посвященной пространству города в целом, автор говорит о некоем общем для творческого сознания эпохи ощущении города как тюрьмы, то в последующих главах с их более прицельным подходом, в рамках более узких тем речь идёт о вариативных трактовках внутри этих конкретных тем. Последняя, заключительная глава работы отдана рассмотрению целостных индивидуальных образов города, принадлежащих крупнейшим мастерам пера и кисти первой четверти XX столетия, чье творчество тесно связано с темой города. Анализ многих произведений позволяет говорить об определенном концептуальном единстве в решении вопроса о судьбах современного города художниками и писателями тех лет.Предпочтения автора при выборе персоналий отданы в данной работе таким признанным урбанистам, как Андрей Белый и Мстислав Добужинский, а также тем писателям и художникам, кому удалось создать убедительные образы города начала XX века. Однако список привлекаемых автором имён писателей и художников и названий произведений весьма обширен.За скобки настоящей работы сознательно вынесены вопросы влияний европейской литературы и искусства конца XIX — начала XX столетия на творчество русских писателей и художников. Это объёмная задача для специального исследования. Но, разумеется, автор помнит о том, что европейский культурный контекст весьма значим для своего российского аналога.Русская литература и русское искусство почти синхронно с европейскими обратились к теме современного большого города, но шли собственными путями в её осмыслении, а отдельные их представители становились первооткрывателями на этих путях.

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

15.07.2025 - 07:49
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация