Риски и возможности

Кейсы разные важны

Что такое "бизнес-кейс" - коан, инициирующий озарение читателя, или надежный инструмент для образования? Критика кейсов, написанных для бизнес-школ, имеет под собой основания. Но если расширить область определения кейсов, включив туда и журнальные публикации строго определенного формата, то многие возражения удается снять.

Бизнес-кейс – основа современного маркетингового образования. Его преимущества известны. Прежде всего, это практичность и возможность обучающегося самостоятельно оперировать с понятиями. Естественно, что на солнце есть пятна. Владимир Коровкин в своей статье "Кейс как он есть", появившейся на этом сайте несколько дней назад, нашел их немало. Однако образование маркетологи получают не только в бизнес-школах. Рискнем утверждать, что многие из них делают это и самостоятельно, причем одно другого не исключает. Основой для последнего являются публикации в бизнес-журналах, среди которых тоже есть формат "бизнес-кейс". Включение его в рассмотрение "источников знания" позволяет существенно уменьшить число пятен на них. Это становится возможным из-за разного определения рассматриваемого предмета, т.е. кейса. В чем же разница?

Кейсы, о которых идет речь в статье Коровкина, - это задачи для маркетологов. Они могут основываться на реальных или выдуманных ситуациях, но цель их всегда одна и та же – описать или смоделировать ситуацию, из которой должен найтись выход. Эдакие головоломки, шахматные этюды. Цели их создания Коровкиным описаны вполне полно, главная из них – продемонстрировать или продать компетенцию составителя. Между тем, в жизни есть место и другим кейсам, устроенных иначе и созданных по иным мотивам. Речь идет о статьях в бизнес-изданиях, написанных в формате бизнес-кейса (case study). Такого рода статьи – весьма известный и часто используемый источник информации для бизнес-сообщества. Как они построены?

В статье формата "кейс" описывается решение некоей проблемы, с которой столкнулась реальная компания. Естественно, названы и названия действующих лиц, и время, и место. Как правило, в российских изданиях описаны российские же компании. Статьи такого рода часто даже выделены в отдельную рубрику – см., например, "Компанию" или "Индустрию рекламы". Структура статьи такова. Описана проблема, при необходимости с небольшой предысторией. Затем описаны несколько последовательных шагов, которые предпринимались "героем публикации" с целью решения проблемы. Большой удачей для журналиста - автора статьи считается найти "фактурного героя", т.е. такого, который сначала падал и ошибался, один или несколько его попыток не были успешными, и только затем все-таки решал свои проблемы. По закону жанра happy end обязателен.

Теперь вернемся к заданному вопросу – в чем разница между этим кейсом-статьей и кейсом-этюдом? Пожалуй, проще ответить на вопрос: "В чем же сходство". Оно в одном – и те, и другие кейсы написаны с корыстной целью. Но, в отличие от "этюдов", статьи "продают" не компетенцию автора, его умение находить выход из сложных ситуаций или эрудицию, а описание ситуации. Статьи "продают" рекламодателям и подписчикам журнала внимание читателя, сконцентрированное на этой статье. Соответственно, цель статьи – привлечь и удержать внимание. В отличие от ситуации с кейсом-этюдом, умение автора, т.е. журналиста в том, чтобы собрать и структурировать нужную для данной задачи информацию. Это стандарт, норма. Те, кто таковым умением не владеет или владеет слабо не удерживаются в профессии. Все это коренным образом меняет отношение к "кейсу-статье" и параметры, по которым он оценивается целевой аудиторией, т.е. его ценности для нее.

Расширение базового понятия, разумеется, приводит к тому, что некоторые выводы, сделанные ранее, в статье о кейсе-этюде становятся, как минимум, ограниченно верны, а некоторые - неверны вовсе. Рассмотрим эти выводы.   

"При всем желании невозможно воспроизвести ни один из кейсов – ни классических, ни  новых", - пишет Коровкин. Следовательно, - делает вывод автор, - их ценность в образовательном смысле невелика. Раз невозможно воспроизвести точно исходные условия, значит невозможно и скопировать решение. Но так ли это?

Решения копировались, копируются, и будут копироваться вне всякой связи с академически полным совпадением всех условий. Ценность кейса в другом: он дает эмпирический материал для обобщений. В конце концов, история тоже не знает сослагательного наклонения, но не становится от этого "лженаукой".

Особенность "этюда" в том, что он дает эмпирический материал и интерактивен, побуждает решающего его самостоятельно оперировать понятиями. Последнее является дополнительной и весьма важной ценностью.

"Статья" точно так же позволяет накапливать эмпирический материал, служащий основанием для порой подсознательных обобщений. Вторая важная ценность – это, как ни странно, развлекательность. "Весь секрет успеха голливудских фильмов в том, что в них качественно рассказываются простые истории", - писал Петр Вайль. Именно это и должна делать статья в формате кейса.  

Так ли важна точность описания ситуации в кейсе? Разумеется, важна, иначе как на ее основе строить обобщения? "Точность описания ситуации, логики принятия решения, его воплощения – целиком и полностью на совести автора кейсов и проверке не поддается", - утверждает Коровкин. Да, не поддается, если речь идет о "кейсе-этюде". Однако в кейсе-статье все иначе. К тексту предъявляются (и жестко контролируются!) вполне определенные требования. Гарантом их соблюдения является редакция журнала, его репутация. Требования эти таковы. Последовательность и содержание описываемых событий, "фактура" должна быть выявлена по надежным источникам, которые необходимо указать. Это могут быть "герои" статьи, исследовательские фирмы. Никаких "мнений" в этой части не допускается. Без них, т. е. мнений, конечно, не обойтись, но для этого привлекаются эксперты, имеющие опыт в рассматриваемых вопросах. Так, в статьях о брендинге фигурируют специалисты брендконсалтинговых фирм, а не BTL-щики. В статьях о стимулировании сбыта – наоборот, уместны мнения практиков в BTL-методах. Кроме того, в статье-кейсе должны быть упомянуты все участники описываемых событий, по возможности, с приведением прямых цитат. Другими словами, формат весьма жесткий. Выполняется ли он в действительности?

Можно предвидеть возражения двух сортов. Во-первых, "описанное выше – суть мечты автора. В жизни все проще – за что заплачено, то и напечатано". И, во-вторых, "съесть-то он съест, да кто ж ему даст", другими словами, эти требования непосильны для журналистов.

И то, и другое неверно. Понимая, что опровергнуть логически возражения такого рода невозможно, прибегнем к помощи классика. "Движенья нет", - сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить". Переводя поэтическую метафору А.С. Пушкина на язык логики, можно утверждать, что не опровергаемый спекулятивными рассуждениями вывод, может быть поставлен под сомнение простой демонстрацией. В том, что эти требования выполнимы легко убедиться, если прочитать статьи формата "кейса" в упомянутых изданиях или других "первого ряда" - эти требования выполнимы. Об этом же свидетельствует и личный опыт автора этих строк.

Отсюда следует и неточность другого положения – "никто не утруждается контролем полученных в результате описанных действий результатом". Редакционные требования прямо требуют от журналиста "утруждать себя" этим. Более того, весьма желательно, чтобы положительные результаты были подтверждены также данными независимых исследовательских компаний.

Можно ли выделить единственный фактор, приведший к успеху? Коровкин утверждает, что сделать это, практически, невозможно. Но это и ненужно. Кроме того, все прекрасно понимают, что крайне редко "фактор успеха" единственный. А вот максимально полное описание ситуации, входящее в те же требования формата к публикациям, должно быть. Выделять же факторы успеха – дело читателя, а не автора.

И все-таки, насколько можно опираясь на кейсы, делать для себя долгосрочные выводы? Мы привыкли к тому, что точность – это прерогатива науки. "Кейсы же, - пишет Коровкин, создаются, скорее, по законам копирайтинга, нежели науки". Согласимся с тем, что "этюды" - действительно, пишут по законам копирайтинга. А вот "статьи" - по другим законам, журналистики. И, заметим, от "законов копирайтинга" их отличает изрядное пространство. Ну а наука… Наверно, она нужна, но оставим рассуждения о ней ученым. Во всяком случае, путь от научных открытий до их практического использования не близок, мы же говорим исключительно о последних.

И последнее замечание. "Американская мысль, из которой мы все так или иначе вышли в маркетинге, склонна отождествлять простоту с правильностью" - пишет Коровкин, подразумевая, что это не одно и то же. Истоки этого стремления понятны – "простое" проще "продать". Однако противопоставление одного другому некорректно. Умение написать просто о сложном – большое искусство, владеют им немногие. Но это не означает, что это невозможно. Многие американские авторы, пишущие о маркетинге, этим искусством владеют, от чего простое не становится "низким".

Что же в итоге? Не так мало. Основа для получения образования достаточно прочна, если смотреть на нее шире.

Дмитрий Фролов
Advertology.Ru

04.07.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.04.2024 - 09:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация