Школа рекламиста

Способы защиты от незаконного использования товарного знака

Способы защиты от незаконного использования товарного знака

Незаконным использованием товарного знака признается любое его использование без разрешения правообладателя либо использование сходного до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых был зарегистрирован товарный знак.

К примеру, незаконным использованием будут считаться следующие действия - размещение на товарах, на этикетках и упаковках, на рекламной документации, в предложениях к продаже товаров в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации, на выставках и демонстрациях товаров и т.д..

Зарегистрированный правообладатель товарного знака в случае обнаружения подобных нарушений может предпринять предусмотренные законом меры воздействия в отношении лиц, использующих товарный знак без разрешения:

1. Подать заявление о возбуждении уголовного дела в территориальные органы Министерства внутренних дел (полицию) по факту совершения преступления и в территориальные органы Прокуратуры Российской Федерации по факту нарушения законодательства в части незаконного использования охраняемого товарного знака.

Состав уголовно-наказуемого деяния предусмотрен статьей 180 Уголовного кодекса Российской Федерации. Меры уголовно-правовой ответственности зависят от тяжести деяния и размера ущерба. Если незаконное использование чужого товарного знака совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, то нарушитель наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет. В случае предварительного сговора для реализации контрафактной продукции или организованных действий в группе лиц, возможно ужесточение мер уголовной ответственности - штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за период от 3 до 5 лет либо лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за период до 3 лет либо без такового.

2. Обратиться в территориальный таможенный орган в случае таможенного декларирования ввозимых на территорию России контрафактных товаров с заявлением о совершенном правонарушении.

3. Направить заявление в территориальный антимонопольный орган - в части недобросовестной конкуренции и рекламы контрафактного товара.

4. Обратиться с жалобой в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - в части нарушения требований в сфере защиты прав потребителей и охраны здоровья граждан.

Приведенные уполномоченные органы обязаны привлечь продавца контрафактной продукции к административной ответственности. Так, согласно статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконное использование чужого товарного знака или сходных с ним обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей, на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей. При этом также производится конфискация предметов, содержащих незаконное воспроизведение чужого товарного знака или сходное с ним до степени смешения обозначение.

5. Подать исковое заявление в суд о прекращении незаконного использования товарного знака и взыскании денежной компенсации с правонарушителя. Правообладатель вправе также потребовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним обозначение, удаления информации о товарном знаке в иных документах и источниках (например, на интернет-сайте, в СМИ).

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации формы и меры имущественной ответственности нарушителя должен выбрать сам правообладатель товарного знака - возмещение реально понесенных убытков или выплата компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей либо в двукратном размере стоимости контрафактных товаров (либо стоимости права использования товарного знака).

Действенным доказательством имеющего место правонарушения (преступления) будет предварительная «контрольная закупка» - самостоятельное приобретение Вами контрафактного товара под видом обычного покупателя, для передачи кассовых (товарных) чеков в компетентные государственные органы.

Таким образом, конкретные меры ответственности производителей и продавцов контрафактной продукции зависят от характера и масштаба совершенного правонарушения (преступления) и выбранного способа защиты Вашего права. При этом возможно их одновременное применение путем сочетания мер гражданско-правовой ответственности с мерами административного или уголовного наказания.

Помимо этих, установленных законом средств правовой защиты, возможны и иные мероприятия. Например, Вы можете запустить информационное сообщение по всем каналам СМИ (в том числе, телевидение, радио, интернет) о незаконном использовании товарного знака и наличии на рынке «опасной» контрафактной продукции. Смекалистые и «щедрые» товаропроизводители могут организовать специальные акции в целях пресечения реализации контрафактной продукции - к примеру, выплачивать небольшое вознаграждение каждому потребителю, выявившему и сообщившему о допущенных фактах правонарушения, либо обменивать приобретенный контрафактный товар на товар оригинального производителя и т.п.

Домбровская Елена, Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»
Advertology.Ru

18.07.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

19.12.2025 - 00:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация