Интервью

"Каждое агентство должно определиться со специализацией - это насущное требование времени" - Валериий Курейко

"Каждое агентство должно определиться со специализацией - это насущное требование времени" - Валериий КурейкоО бурном росте украинского рынка PR сегодня говорят все. Но еще два года назад превалировало другое мнение: якобы рынок только формируется, и будет развиваться довольно медленно. Что же произошло на PR-рынке за это время, и какие дальнейшие векторы его развитии?
С какими проблемами сталкиваются клиенты и PR-специалисты? Какие возможности открываются перед украинскими PR-агентствами? Об этом и многом другом - в интервью с Валерием Курейко, генеральным директором компании стратегических коммуникаций Publicity Creating.

В 2007 году Ваша компания организовала первое в Украине исследование рынка PR-услуг. Какие цели Вы преследовали?

Два года назад мы начали процесс репозиционирования. Внешне это проявилось в смене логотипа, фирменного стиля, сайта и так далее. А внутри была проведена большая аналитическая работа, собрано много информации о рынке, операторах, факторах конкуренции и т.д. Выводы стали основной программы продвижения на два года, вплоть до юбилея - 10 лет компания отпраздновала в январе 2008 года. Так вот, по ходу стало понятно, что объемы рынка PR в Украине намного больше, чем те, что озвучивались. По сути, объем рынка в течение нескольких лет занижался, и это был один из факторов торможения его развития. 15-20миллионов долларов - это не рынок, к нему не проявляют должного интереса ни инвесторы, ни корпоративные клиенты, ни журналисты, наконец. Поэтому мы профинансировали первое исследование, результаты которого, не будучи, конечно, истиной в последней инстанции, в то же время показали верную тенденцию - объемы рынка 4-5 раз больше, чем думали раньше. Да и само понимание рынка расширилось - ведь в широкой трактовке - это все средства, которые тратятся компаниями на PR-деятельность. Рынок похож на матрешку. Самая большая - это общие бюджеты, на все виды PR-активности, которые выделяют компании, предприятия, общественные организации. Затем матрешка поменьше - это аутсорсинг (65% компаний привлекают сегодня внешние структуры к пиар деятельности и эта цифра будет только расти). Но среди подрядчиков есть еще рекламные, ивент-агентства, и пресс-центры... Следующая матрешка - бюджеты, которые осваивают именно специализированные PR-агентства. И последняя - собственно гонорары агентств (без бюджета на услуги третьих лиц, накладные и прочее). Плюс есть бюджеты которые идут на медиа-поддержку (только объем легальных платных статей составляет более 11 миллионов долларов в год) - а большинство клиентов считают платные статьи инструментом PR, а не рекламы.

Сегодня, оценивая объем рынка, уже никто не называет цифру меньше 100 миллионов долларов, а многие склоняются к намного большим цифрам. Очевидно, что это только на пользу развитию PR в Украине.

А для чего Вы проводили медиа-рейтинг, в котором, кстати,  и победили?

Этот вопрос часто задают. Ответ простой - чтобы в информационном поле проявились ведущие операторы рынка. В результате медиа-рейтинга, практически впервые был составлен список наиболее известных PR-агентств, это были 24 киевские компании. Кроме того, сообщество смогло на протяжении полугода следить за событиями и новостями PR-агентств, оценивая их активность, информационные поводы. Мне кажется, это очень важно для развития "самосознания" рынка, для самоидентификации. Победить в рейтинге (то есть получить наибольшее количество упоминаний за период) мог любой из участников. Рейтинг выводился на основе мониторинга, который осуществляла независимая структура, и мы никак не могли влиять на данные. Если агентство проводит активную информационную политику, работает планомерно - результат будет. Поэтому, начиная медиа-рейтинг, мы предполагали, что Publicity Creating войдет в тройку.

Publicity Creating иногда называют агентством "самым зарубежным из украинских", а недавно в одной из статей, Вы назвали лучшим путем развития отрасли "украинский PR в европейской оболочке". Что имеется  ввиду?

Украинские PR-агентства уже давно превалируют на рынке количественно - это более 80% от общего числа операторов. Через несколько лет, я уверен, украинские структуры начнут доминировать и по качеству. И произнося фразу "украинское PR-агентство", люди будут подразумевать "профессиональное". Да, сегодня у нас еще мало опытных и профессиональных агентств, но это "трудности роста". Количество операторов рынка каждый год растет чуть ли не вдвое, и на сегодня составляет более 100 компаний. Агентства, созданные 5-7 лет назад, и тем более, раньше, уже вполне конкурентоспособны, имеют большой опыт в профессии, применяют схемы, технологии, большинство поступает в соответствии с этическими стандартами. На смену разработке разовых проектов, локальных мероприятий, которые имеют больше отношение к event-маркетингу или даже к BTL, постепенно приходят совершенно другие продукты и услуги. Появляется комплексный подход, а там - и системная работа появится.

Я, например, горжусь, что Publicity Creating - на 100% украинская компания. Мы прошли свой путь классически - снизу вверх, через "университеты" реального рынка, а не чужого книжного опыта. В то же время, зарубежные стандарты, международную практику конечно, нужно изучать. И применять, насколько это возможно в украинских условиях (не все технологии здесь работают и не все они являются эффективными). PR-агентство всегда должно предлагать что-то свое, уникальное. Еще Тарас Шевченко сказал: "І чужого научайтесь, й свого не цурайтесь".

А в целом, в связи с вступлением Украины в ВТО, усилением евроинтеграции, ожидаемым повышением инвестиционной привлекательности Украины, перед PR-отраслью открываются широкие перспективы.

Какова сегодня структура PR-рынка?

Структура рынка начинает постепенно складываться. В сегменте бизнес-PR выделяются такие рынки: финансовый, строительство/недвижимость, IT/телеком, продукты питания, алкоголь/табак и фармацевтика. Особняком стоят сельское хозяйство и промышленные предприятия - это очень перспективные рынки. В последнее время начала проявлять себя и сфера услуг. Но это не единственный критерий сегментации. Существуют два сектора - B2B и B2C, которые имеют свою специфику. Одновременно можно выделять такие типы клиентов как производители, дистрибьюторы, ритейл, представительства. Другими словами, структуру PR-рынка нужно рассматривать не в плоскости, а объемно.

Вы считаете, что на рынке есть  "PR-супермаркеты" и "PR-бутики"?

И бутики, и супермаркеты, и кустарные мастерские, и даже "промышленное производство"... В чистом виде  они пока отсутствуют, но процесс идет. Такую "торговую" классификацию мы недавно предложили, чтобы внести ясность, в первую очередь для клиента. Который зачастую приходит в бутик, а эксклюзива не получает. Или удивляется высоким ценам - в этом же бутике. А бывает, приходит в супермаркет, а там ни ассортимента, ни понятного процесса обслуживания, да еще и цены завышены. Могу сказать, что был период, когда мы колебались между бутиком и супермаркетом, дискутировали. А потом нашли "золотую середину" - это специализированный салон. Взяли ключевые плюсы бутика (индивидуальное решение, стратегический креатив, достаточно квалифицированный персонал, возможность получить дополнительные сервисы) и супермаркета (прозрачный и четкий процесс обслуживания, специализация менеджеров, достаточный ассортимент услуг, аргументированная цена). И работа пошла намного быстрее, эффективнее. Publicity Creating продолжает расти, накапливать кадры, шлифовать технологии. Мы полностью удовлетворены результатами репозиционирования.

Как себя позиционируют PR-агентства, в каких направлениях специализируются?

Каждое агентство должно определиться со специализацией - это насущное требование времени. Невозможно и не нужно заниматься "всем", тем более - большинство не имеет для этого ни ресурсов, ни опыта. Специализироваться можно по трем критериям: рынки, на которых работают клиенты; услуги, которые предоставляет агентство;  направления PR. Так что выбор за агентствами.

Например, Publicity Creating позиционирует себя в области стратегических коммуникаций, мы к этому шли не один год. Это комплекс коммуникационных усилий, направленный на достижение бизнес-целей заказчика. Так, наша  основная услуга - разработка и внедрение комплексных коммуникационных программ (обычно длительностью год и более). Другие услуги - разработка PR-стратегии, консалтинг и PR-аудит. Все они являются доминирующими продуктами на рынке - в том смысле, что востребованы, унифицированы и в целом доступны по цене. Из направлений PR мы занимаемся репутационным, маркетинговым и антикризисным PR. А также консалтингом и исследованиями (PR-аудит и контент-анализ).

Впрочем, все эти термины, может, сложно воспринимать, поэтому скажу проще и короче. Наша цель - способствовать развитию бизнеса клиента. То есть "искусством ради искусства" мы не занимаемся, а связываем результаты PR-деятельности с маркетинговым результатом клиента. Мы предлагаем "технологичный PR" - результат просчитываем исходя из определенной системы, схемы работы, количественно-качественных показателей. Настоящий PR-креатив именно в этом и заключается.

И еще - нашим специалистам не все равно, с кем работать. Мы становились искренними патриотами всех наших клиентов, потому что только так можно работать не только эффективно, но и с удовольствием.

Какие тенденции рынка, которые проявились в этом году, Вы могли бы отметить?

Из глобальных, общих - увеличение объема рынка, количества операторов и конечно аутсорсинга. Все это - следствия значительного роста интереса к PR-инструментам у компаний и предприятий на всех ключевых рынках. Еще я бы отметил такую интересную тенденцию - увеличение запросов на репутационный PR, когда продвигается не продукция или услуги, а сама компания (часто вместе с продвижением первого лица). Особенно это заметно на специализированных рынках, в секторе В2В.

В последнее время у меня был ряд встреч с собственниками бизнесов, которые являются очень прагматичными людьми, часто далекими от пиар-технологий, но при этом совершенно ясно понимают, зачем им нужен PR. И объяснять-то ничего не нужно. Компания обычно уже добилась успеха, является одним из лидеров своего рынка, сегмента, и теперь хочет выйти за эти рамки - стать известной в деловой среде, в бизнесовых кругах. Потому что руководитель понимает - известность, положительная репутация открывает новые горизонты, возможности и контакты, активно способствует выходу на качественно новый уровень развития бизнеса. Такие клиенты  для Publicity Creating являются приоритетными.

А какие основные проблемы рынка Вы бы выделили?

Сегодня для операторов отрасли важно понять, что связи с общественностью находится в комплексе коммуникаций, то есть PR, являясь самостоятельной деятельностью, все же работает "в одной упряжке" с рекламой, другими маркетинговыми коммуникациями. То есть PR входит в систему маркетинга клиента - одно из закрытых исследований, которое мы проводили в этом году, показало, что даже известные PR-агентства этого не понимают, никак не связывают результаты PR-деятельности с маркетинговыми планами клиентов. Кроме того, агентства никак не позиционируются, не заявляют о своей специализации (хотя многие де-факто уже ее имеют).

Ваше отношение к тендерам, конкурсам, наградам?

В конкурсах мы участвовали до 2002 года. Сейчас нецелесообразно  отвлекать специалистов от работы для подготовки и презентации. Да и по договорам многое просто нельзя обнародовать.

Publicity Creating зрелая организация, поэтому к тендерам подходим осознанно. Если клиент хочет получить серьезное предложение, то тендер будет платный, участвовать будут агентства одного уровня, а защита презентации пройдет перед первыми лицами организации. Но большинство клиентов приходят к нам без тендеров - по рекомендации, обращаются после докладов, участия в круглых столах и конференциях, а также после прочтения статей в СМИ. Часто первая фраза по телефону: "Здравствуйте, мы хотим с Вами работать". Конечно, мы ценим такое высокое доверие и стремимся его оправдать.

Алена Мельник
podrobnosti.ua

18.06.2008

на печать


Комментарии

mybrand
19.06.2008 9:32 | сообщение #1
 

Хочется верить в светлое будущее. Удачи Вам!

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


1000 Стилей ресторанов, баров, кафе

1000 Стилей ресторанов, баров, кафе
1000 Стилей ресторанов, баров, кафе. Книга 1000 Стилей Ресторанов Баров, Кафе - коллекция актуальных, ярких,новаторских идей в области дизайна фирменного стиля. В ней представлены объекты самого разного назначения и уровня: от небольших закусочных до заведений мирового класса, от классики до модерна, от этнических стилей до "фэн-шуй". Красочные иллюстрации издания вдохновят дизайнеров и владельцев ресторанов, баров и кафе на создание неповторимого стиля заведения, который так важен для формирования настроения посетителей.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.05.2025 - 05:00
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация