Рекламные фотографы

Ольга Полесовщикова: материнская плата фотографии

Ольга Полесовщикова: материнская плата фотографии

«Мне говорят: мы тоже так можем, как вы, только в фотошопе. Но ведь вы увидели и своровали! А то, что дает волшебство алхимии, светопись, в точности никогда не известно!»

Непредсказуемость - сугубо мужское понятие. В женском измерении хаос - всегда взаимосвязь. Для мужчины фотография - завоеванный результат. Для женщины -  ежеминутная практика. Если соответствовать этой матрице полностью, женщин-фотографов существовать не должно. Как нет певиц - есть «женщина, которая поет».  Ольга Полесовщикова соответствует. Она возводит практику в метафизику. Взбирается на высокие точки и заставляет пленку сыпаться от света,  максимально расширяет кадр и путешествует по его бесконечности, берет от жизни главное - рождение, любовь, смерть и отпускает ситуацию «залипать» в проявитель, как в буддийскую купель. Результат «сшивается» опытом опустошающих переживаний - как житие, а не банальная биография.

Женщина рождает фотографию, и в этом смысле авторство, как и отцовство вторично.

Вот про Владимира Клавихо-Телепнева, чьи фотографии сразу приходят на ум при виде Ольгиных, все понятно: они безапелляционно самодостаточны, царственны и театральны. Для Полесовщиковой - фото - лишь верхний, тонкий слой многосложной коммуникации. И если Телепнев - фигура в рекламных кругах довольно известная, то Полесовщикову можно сравнить с автором интегрированной кампанией. Не случайно, и философская левитация художницы возникает именно из практики фотографирования, а не наоборот. Даже учитывая явно ориентальное влияние учителя - преподавателя кафедры фотомастерства МГУКИ Юрия Бабича. Теперь и Ольга там преподает.

На персональной выставке «Сад расходящихся тропок», которая ездит по городам и весям, начиная с родной Йошкар-Олы, а недавно прошла в подмосковном выставочном центре «Реутово», собрано вместе главные ее проекты.

Метафора выставки «Сад расходящихся тропок» - крона большого дерева на Шри Ланке, с первого же взгляда заставляет сомневаться: не корни ли это. Собственно, так и «вяжется» наш разговор - комментарии и реплики. Без вопросов.

 

Полесовщикова - фотограф-странник. Природные и культурные «места силы» -

Алтай, Камчатка, Тибет, Бутан, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и так далее, приближаясь к фактуре и тонкому телу. Холистический восток наложил отпечаток: снимкам ближе всего термин «простирание» (сотни простираний перед той или иной аватарой Будды означают полноту Бытия  ее концентрированную, мандалическую проекцию на матрицу тела). Весь смысл - в жидком, ландшафтном полицентризме кадра где, где каждая свободно проявляющаяся деталь сакральна. Но дело, оказывается, не только в Востоке, но и в камере. Читаем релиз:

«Съемка в крупном формате (13х18) подразумевает крайнюю степень реалистичности, по сравнению с человеческим глазом, камера по другому фиксирует полутона, у нее другие резкостные свойства, она обладает стопроцентной информативностью. За счет этого крупноформатная камера формирует другой тип реальности, отличающийся высокой детализацией и четкостью, другой тип присутствия».

- Я ничего не привношу, не подмазываю, не подрезаю, у меня всегда полный кадр.

Когда выкладываешь в интернете, часто говорят - все хорошо, только рамочка черная лишняя. А это не рамочка, это межкадровое пространство, и оно принципиально важно...

- Я начала фотографировать «с чистого листа», и фотография вывела меня на такие сообщества, такие пути... в моей жизни появилась Лена Врублевская, я побывала в Бутане два раза, а туда очень сложно попасть. Я присутствовала на коронации короля,  общалась с Кармапой, с Шамарпой, хотя мне кажется, что высокий ранг ламы в данном случае в буддизме не столь уж и важен. Для меня там любая мелочь, любой человек был невероятно значим. Но именно фотография вывела меня в эти миры»

 

Камера превратила фотографию в карту, по которой художник идет к своей  Шамбале. По-настоящему, стаптывая башмаки, как в сказке,как в жизни. Точка съемки - высоко, амуниция тяжела (кто знает, как выглядят старые большеформатные камеры со штативами, соврать не даст), а запас кадров, особенно по сравнению с нынешним разгулом «цифры», экстремально мал.

- У меня есть и цифровая камера  Canon МАRК 3, и камера 6х9 (ФУДЖИ) с центральным затвором. Она более жесткая, в смысле резкостных свойств и выдерживает разные экстремальные условия - я не боясь, могу на вулкан с ней, четыре часа на лошадях по Алтаю,  могу в баню с ней зайти. И еще несколько крупноформатных камер 13х18 - есть деревянная, металлическая, уже я по взрослению себя приобретала необходимый инструмент.

- Это домик в Гималаях. Там каждые пять минут, чуть шажок сделал, открывается новый вид. А у меня только четыре листа на целый день...

- Это вид на город с форта, я поставила туда камеру, там все вниз головой перевернуто, мне говорят - русские - самоубийцы!

- Ступеньки, когда я поднималась на этот храм, высотой 6-70 см, а ступить на них  - см 12-15, то есть, ступить я на них полностью не смогла, а на мне 15 кг веса в жаре, нужно подняться и потом спуститься...

- Камчатка. На Толбачик 6 часов вверх, час там, и обратно. Все в белом молоке, сероводород. Слезы, сопли, слюни. Ветер 35мв секунду можно лечь на него, потеряла кепку, перчатки, а у меня каждые 8 кадров заканчиваются, надо менять пленку, это все время и силы....

Фото-паломничество, послушание философствующего объектива... И еще деталь: как в профессию, так и в новую землю Полесовщикова приходит абсолютным простецом: для того, чтобы овладеть не объектом, но ландшафтом, нужен. В конце концов, простота становится принципом, а новая земля - состоянием ландшафта.



- Многие едут в путешествие и читают, а я считаю, что впечатление закладывается, как 25 кадр, и я хочу быт,  как чистый лист. Азия, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Камчатка - ты растешь, это практика...это труд... сюжет для меня не так важен, как для большинства фотографов. Я снимаю камень, киви, королевскую семью и при этом концентрируюсь главным образом на процессе рождения картинки. Таким образом, я не привязываюсь к объекту съемки ...Очень часто Восток проявляется в моих работах сам собой, без логически обоснованных причин, на интуитивно-эстетическом уровне...

- Фотография меня образовывает. Я не очень начитана, мне некогда было в школе читать, я старшая в семье, помимо меня было трое маленьких детей, я стирала на речке, в ледяной воде, никакой машинки, колом стоящее постельное белье, воды принести и воду вынести, какие-то пробелы существуют в моем образовании. Но если мне что-то нужно для фотографии, я беру и начинаю это изучать, уже осмысленно, с таким... философским подходом. Мне кажется, самообразование никогда не поздно. Через фотографию, это ведь сложный очень вид искусства, вообще творчество - это вопреки, это сопротивление, умение отказаться от многого, сконцентрироваться на одном, так что фотография делает меня мощнее, взращивает... 

Женский "третий глаз" стирает границы между культурой и природой, рисунком и орнаментом, а ноги доходят до нужных мест. Расположенные рядом храмовые фрески Анкорвата и узоры на песке при отливе моря кажутся делом одних рук.



- С отпечатком человеческой кожи поработать хочется.  Кое-какие наметки есть...

Интересно: упрямая, выносливая, медлительная и трудоемкая ручная амуниция оказывается для Ольги ключом к воротам дворцов лам и хижинам неприветливых йогов.

- Лама Кармапа Семнадцатый очень удивился, что я снимаю его такой камерой... (Кармапа является первым сознательно перерождающимся буддийским ламой (тулку) Тибета - прим ред.) 

- А это единственный житель города Пушкар, который позволил себя снять. Наверное, у меня был такой робкий вид и такие круглые от удивления глаза, что он сказал: yes. А когда я стала расчехлять свою камеру, округлились глаза у него.  Он никогда не видел такого инструмента! Я попросила его снять часы, не пожалела одного листа, сделала кадр с часами, решила, что сразу просить будет неудобно. И он снял! У меня эту работу купили друзья. Они называют этого йога личным секьюрити - лишний человек не войдет....

Важно помнить, что и «крыши мира», которые снимает Ольга, и люди, и «ручные» камеры с аскетичным набором кадров-это все культурно-природная естественная данность. Мир принципиально не обрезан и цел. Столь же естественен и экстремален режим съемки и проявки.

- Я не иду от показаний экспонометра. Я вообще экспонометром не замеряю. Многие иронизируют, но мой учитель Юрий Бабич говорит: Полесовщикова мыслит плотностями. И действительно, я знаю, тут у меня будет темное, здесь - светлое, здесь фактура. Для меня и форма, и свет, и фактура спекаются в один слой. Получается черно-белая по большей части, реальность - та,  которую мы не видим...

- Я такую кратность даю соотношения света и пленки, работаю на таких крайних регистрах возможности пленки, что она подвижна и эмульсия осыпается, оставляя какие-то фрагменты.  Получается, что крупный формат дает мощную деталировку, а рискованные режимы обеспечивают непредсказуемое взаимодействие пленки со светом, с эмульсией, так что и черные провалы, и царапины, и тайные знаки становятся одним телом. - на фоне гиперреализма и мистифицирующих дополнений. На каждую задачу отбираю инструменты. Единого рецепта нет.

- В процессе обрушения пленки возникают царапины, будто иероглифы - кружочки, восьмерки, и я поражаюсь, как рука Бога верно тебе дает какие-то подсказки. Разрушение идет по каким-то линиям графемы изображения!



- Фарфоровая статуэтка или гипсовое изваяние вдруг оживает, я стираю статуэточные, фарфоровые черты. Киви - больше не киви, а кратер вулкана... А тут эмульсионный слой повел себя так, что превратил кожу в платье, и обнаженное тело оказалось одетым и целомудренным. На плотностных уровнях я задаю, обостряю драматургию. Повторюсь, что это абсолютно реальные картинки, это срез реальности. Мы вот стоим, разговариваем, нам хорошо друг с другом. А бывает, мы чувствуем отчуждение. Я визуализирую те слои, которые существуют. Я заставляю их привиться.

Сейчас в театре «Школа Драматического Искусства» на Поварской висит фрагмент «Сада расходящихся тропок» - серия «Балет». Серия также оказалась сплавом личного опыта, воспоминаний и счастливой «ошибки» среды.

- Я думала про балет в детстве, когда мне было пять лет, я маму мучала, заставляла смотреть на мой мостик, колесо, шпагат. А фотография меня привела в балет...

- Некоторые спрашивают: а где голова? Я достала негатив, вижу - произошло залипание пленки в бачке. И думаю: «Как же так, я - мастер, выставки персональные, а пленка залипла?» А потом печатаю и думаю: «Господи! Это откровение! Это потрясающе!  И что такое - балет? Это же не математика, здесь голова и не нужна.



Голова не нужна, а медитация в самый раз. И тут ручная, долгая настройка камеры может работать в паре с духовной практикой. Свет всегда естественный (Клавихо-Телепнев, к слову, свои гениальные постановки подсвечивает)

-  Андрей Сидерский Йога 23. Мы снимали не его, мы визуализировали силу духа. Мы говорим «ох я духом слабый». Это требует времени: надо навести на резкость, поставить кассету, вынуть задвижку, потом сказать раз два три снимаю, а он -  в асане, с закрытыми глазами...

Все, что требуется дальше - продолжить путь естественного эксперимента, добавляя в него либо немного «психологии» оттенка (что бывает редко), либо дополнительную реальность, например, еще один объект при вторичной съемке или снимок - при проявке. Гиперреальность Полесовщиковой имеет свойство калейдоскопически разрастаться.

- Я накладывала изображения друг на друга при проявке и добавляла химии, в результате получились вот эти буддийские мотивы и космические разводы.

- Я погружаю в проявитель один лист, потом другой, и этот последний отдает изображение на обратную сторону, как негатив. Очень сложно добиться здесь проработки, вторичного проявления. Получается снимок со свойствами дагерротипа. А черно-белое фото становится цветным. Оба достаточно сильно воздействуют.

Главная тема художников-буддистов - подлинность перерождения. Этот сюжет у Полесовщиковой тоже свой - и женский, и русский - драматургический, романсовый.

- Юрий Бабич говорил нам: в нас, художниках, занимающихся изображением, должен быть маленький мосфильм. Это значит, что фотограф - драматург, и режиссер, и оператор, и техник.  Учили писать сценарий, проводить кастинг, анализировать изображение.  На этом все  и базируется, а не на ракурсе, фактуре, объекте или печати. Мы ведь рождаемся с чувством прекрасного, чувством композиции. А профессиональный художник просто лучше видит миф. Если его не будет, изображение не удержится в памяти... Когда я заканчиваю работу, я бываю сильно истощена (хотя и подкреплена бываю тоже) - я настолько участна, настолько отдаю, контактирую, объясняю себе... оказывается, фотография - тяжелый интеллектуальный и эмоциональный труд. И дальше мой продукт меня саму открывает, а зритель, бывает, и добавляет ума и веса картинке.  



Часто точка перерождения в фотографиях Полесовщиковой маркирована внутренней графемой, проступившим невольно или намеренно перпендикуляром. Так иногда, гуляя по зимнему кладбищу и рассматривая фотографии в обрамлении венков, жестяных коробов или посаженных в перекрестье, вдруг ловишь себя на мысли о том, что конец - это венец, шанс обрести совершенную систему координат, незримое Царство. Его и открывают Ольгины снимки. Открывают, но не демонстрируют.

- Как-то встретила девушку в метро с кошкой, и говорю, господи, как я хотела бы давно эту кошку снять! А она - приезжайте. Долго пришлось повозиться - я уложила кошку на темный фон, котята собрались, сосут ее, она спать хочет, но к себе не подпускает - защищает детей. 



Художница сама не так давно стала мамой, думаю, это наложило отпечаток... Даже работа с мертвым телом в морге решаетсяв женском, материнском ключе. Получился артистический акт «смертовспоможения», будто в слове "лама" изменили первую букву.

- Я не вижу в этом ничего искусственного: мы умираем, это данность. Важно, как это философски оформлено. Но проделав этот путь, я подумала, что надо было снять еще и другое. Там работает патологоанатом - небесной красоты девушка,  28 лет, у нее умерла мама, и она решила посвятить себя проводам усопших. У нее белоснежные волосы ниже колен, и когда она мне открыла, я поняла, что передо мной новый проект. И вот сейчас моя режиссерская разработка приобретает какие-то черты. Хотя будет показаны всего лишь будни патологоанатома.



- Дерево из Анкорвата. Недавно его взяла под охрану ЮНЕСКО, и деревья спиливают, потому что они разрушают строения, но вся мощь уходит. Когда стемнело, вокруг началась такая активная жизнь каких-то ночных тварей, что мы перепугались и заторопились домой, а собирать технику долго, натерпелись страха!

- У нас тут много детей приходит, я считаю, это хорошо. Они видят интересные вещи. Вот на эту работу один малыш показал и спросил: «Это лунный ангел?». Многие говорят о своих снах. Дети смелы в своих высказываниях, у них память длиннее. Путешествуя по Алтаю, я останавливалась в бурятском доме, там была девочка, пятилетняя, которая все свои пять лет, как научилась говорить, все спрашивала маму, ну почему я не родилась жирафиком? Она не смотрела никакого ВВС, но  все  знала о жирафах, могла рассказать, какого окраса, где они живут, все особенности.

Свойство фотографий Полесовщиковой - возможность многократного увеличения  масштаба. Не техническая, а  внутренняя, изобразительная. Фотопроцесс проживается как биография автора, ландшафта, снимка. Слитно.

- Знаете, рождение фотографии «из первых уст» важнее для меня, чем вторжение в нее моим узким сознанием. Съемка, спекание слоев в эмульсии, проявка, печать - все это в комплексе  - вот что важно для меня.

Поэтому корни-кроны закручивают линию роста в Эйнштейнов архаический лабиринт. «Сад расходящихся тропок» - лишь веер возможностей для одной, аналоговой, материнской структуры.

Юля Квасок
Advertology.Ru

24.04.2013

на печать


Комментарии

Nikol
05.07.2013 15:32 | сообщение #1
 

Интересные, необычные и оригинальные фотографии.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

реклама

Есть мнение ...

Что такое лайфстайл, и как его монетизироватьЧто такое лайфстайл, и как его монетизировать
Какая подача информации ближе всего современным потребителям lifestyle-контента? Лайфстайл - это про жизнь и про все, что в ней происходит в рамках социума. Раньше Лайфстайл был популярен только среди блогеров и артистов, но теперь Лайфстайл маркетинг - одно из самых востребованных направлений в бизнесе.
8 трендов цифровизации в 2023 от Hiclick8 трендов цифровизации в 2023 от Hiclick
В 2023 году на рынке наблюдается несколько способов ведения бизнеса.Первый, как и несколько лет назад, работает в офлайн-режиме. Второй сразу расположился в онлайн-плоскости. Третий сочетает гибридную модель, так как онлайн дает хорошее продвижение, а офлайн позволяет грамотно выделяться. Гибридная модель – один из признаков digital-маркетинга 2023 года. А к каким трендам стоит присматриваться, чтобы конкуренты не обогнали? Несколько советов от директора агентства высоких откликов Hiclick Виталия Романова.
Future 5. Пять потребительских трендов на 2023 годFuture 5. Пять потребительских трендов на 2023 год
Мы выделили 5 потребительских трендов, которые будут задавать вектор для развития человекоцентричного бизнеса в рамках нестабильного мирового контекста в 2023 году.
Особенности национального креатораОсобенности национального креатора (2)
В НИУ ВШЭ подсчитали российских творческих специалистов. «Креативный класс России: портрет в цифрах» — так называется научный дайджест, подготовленный Высшей школой экономики и Центром междисциплинарных исследований человеческого капитала. Авторы определяют ключевые количественные характеристики российского креативного класса и опровергают некоторые ошибочные представления об этой социальной страте. IPQuorum пообщался с экспертами отрасли.
Когда клиент - животноеКогда клиент - животное
Технологии и эмоции в индустрии товаров для домашних питомцев.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

07.02.2023 - 20:43
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация