3. Наружная реклама на стенах особняков, оконных проемов и дверей (гербы):
Геральдическая лилия Бурбонов.
[quote]
Цитата:
«Знак Венеры» в Петербурге (1743 г.)
Французский купец Пьер Дюваль содержал на Миллионной улице «салон» для продажи запрещенных кружев и духов. На двери был вырезан знак ♀ (Венеры) в обрамлении стилизованных лилий Бурбонов.
♀ = «товары для дам»;
3 лилии = «3 уровня качества» (для фрейлин, статс-дам, императрицы).
Полицейский рапорт отмечает:
«У Дюваля на дверях вырезана женская фигурка с цветами. Внутри же — тайная лавка, где по записи продают галантерею»
.
(РГИА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 76. Л. 33, 1743 г.)
Цитата:
Герб «двуглавый орёл без короны» (Москва, 1752 г.)
После запрета розничной торговли иностранцам (Указ 1742 г.) голландские купцы в Китай-городе рисовали на дверях упрощённый герб России — двуглавого орла без короны и скипетра.
o
Без короны
=
«неофициальная поставка»
;
o
Лапы, сжимающие колосья
=
«торговля хлебом в обход монополии»
(вместо державы и скипетра).
В доносе купца Титова указано:
«Иноземец Ван Гоор на Ильинке поставил на амбар орла без короны, а внутри торгует зерном с возов, не платя пошлины»
.
При обыске изъяли 5000 четвертей ржи. Знак приказали
«сбить, а место окурить святой водой».
РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 421. Л. 12, 1752 г.
Цитата:
Москва, 1760–1770-е
: Контрабандисты использовали гербы знатных родов (Шереметевых, Голицыных), чтобы имитировать принадлежность магазинов к «дворянским привилегиям». Это отпугивало полицейские проверки.
Товар (напр., английское сукно) ввозился под видом «личного багажа» дипломатов.
В подпольных лавках Китай-города вывешивался герб (напр.,
медведь с секирой
— символ Шереметевых).
Покупатели-дворяне получали каталоги с гравюрами товаров, доставляемые через доверенных слуг.
Источник.
Цитата:
Петербург, 1780-е
: Магазины, торгующие запрещенными французскими товарами (вина, кружева, книги), помечались
перекрещенными циркулем и наугольником
— символами масонских лож. Это служило сигналом для посвященных дворян, избегавших публичной рекламы.
В рапорте Тайной канцелярии (1785) описана лавка купца Голикова на Невском проспекте:
«На двери изображен циркуль с буквой "G". При обыске изъято: 100 аршин брабантских кружев и 20 ящиков шампанского, укрытых за фальшивой стеной»
.
Сохранилось дело 1783 г. о лавке в Харькове, где на двери был изображен
лев с мечом
— измененный герб британской Ост-Индской компании. Владелец признался, что знак означал:
«Здесь продают чай без пошлины»
.
РГАДА (Ф. 16. Оп. 1. Д. 781)
Цитата:
Религиозная символика для «богоугодной» контрабанды:
•
Приграничные города (Херсон, Рига)
: Магазины, торгующие контрабандным зерном или лесом в обход государственной монополии, помечались:
o
Три креста
(символ Голгофы) — знак, что владелец «жертвует часть прибыли церкви».
o
Агнец с флагом
— указание на товары для «монастырских нужд».
• В 1790 году в Херсоне вскрыта сеть, где под видом «церковных поставок» вывозили пшеницу в Османскую империю. Главарь — купец Савватий Костин — давал взятки таможенникам серебряными крестами с бриллиантами.
Подробнее об этом поговорим ниже, а пока напомним, когда магазины в России стали официально легальными?
o
Для иностранных купцов
: Формально — только при Екатерине II (указ 1763 года разрешил им розницу в портах);
o
Для русских купцов
: окончательно в 1796 год (указ Павла I) — разрешена розница
«в частных домах»
, но ещё в 1785 году
«Жалованная грамота городам»
Екатерины II позволила купцам 1-й гильдии иметь магазины.
• Подчеркнем еще раз, нас интересуют только реклама розничных магазинов в России, по тому, что с рекламой розницы вообще, ситуация сложилась совершенно иная.
Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 2, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Поскольку, большинство наших Уважаемых коллег, в силу убогости отраслевых учебников, знакома с Историей отрасли или плохо или никак, напомним вкратце послужной список законодательных актов, регулирующих наружную рекламу розницы.
Первейшим документом в отрасли считается Псковская судная грамота 1397 г.
.
А именно, ее 42 статья:
Цитата:
«А кто купець на возе или во дворе торгует, а мыта не платит — татю быть да вечу судить»
(«Кто торгует с воза или со двора без уплаты пошлины — того считать вором и судить вечем»)
.
Да, в буквальном явном виде вывески в документе нет, но она есть по Процессу.
Дело в том, что вывески того времени представляли собой, с одной стороны, информационную рекламу, содержащую фамилию купца и его вид деятельности, а с другой знак оплаты торговой пошлины – клеймо, в виде буквы «М».
Поэтому наличие вывески было свидетельством законности торговли и в свою очередь торговля незаконная никаких вывесок не предполагала.
Более того, наличие вывески при контрабандной торговле это двойное нарушение закона – торговля без пошлины и подделка документов.
Кстати, по сути, это первый документ, явно запрещающий розничную торговлю по месту жительства, т.е. запрет на либеральный формат магазина. И это для нас очень важно. И на этот счет есть точное археологическое свидетельство:
Цитата:
При раскопках в Пскове найдены деревянные вывески XIV в. с символами ремёсел (сапожник — сапог, кузнец — подкова). На обороте некоторых — выжженные клейма с буквой «М» («мыто уплачено»).
Проследим корреляцию между двумя отраслевыми документами 1397 года: «Псковской грамотой» России и Уставом Ричарда II Англии.
Цитата:
Критерий Псковская грамота (1397) Устав Ричарда II (1397, Англия)
Предмет регулирования Вывески как маркеры легальности торговли Гербы цехов на вывесках (контроль качества)
Санкции Клеймо «вора», штраф Конфискация товара
Социальный контекст Защита городского бюджета (мыто) Защита монополии гильдий
• Псковская судная грамота 1397 г. — первый в истории Руси документ,
нормативно закрепивший функцию вывесок
как инструмента налогового контроля и легализации торговли.
• Её статья 42 создала прецедент, развитый позже в:
o Указе Василия III (1520-е) — требования к размещению вывесок у храмов;
o Судебнике Ивана Грозного (1550) — правила установки «знамён» без помех для улиц.
Третьим документом полагают Судебник Ивана IV(Грозного)
:
Цитата:
В Главе 28 Судебника 1550 г. зафиксировано:
:
«Торговым людям велено знамена свои (вывески) ставить против лавок, а не поперёк улиц, дабы проезду помехи не чинить. А кто поставит знамя не на уреченном месте — бить батоги да пеню взять»
.
Это регулировало:
o
Расположение вывесок
: строго напротив лавок, без выхода на проезжую часть.
o
Наказание за нарушения
: штраф («пеня») и телесное наказание.
Норма была частью борьбы с хаотичной застройкой Москвы после пожара 1547 г., когда вывески мешали движению и провоцировали конфликты.
Четвертым документом принято считать Указ Михаила Федоровича от 1626 года:
Цитата:
1626 г. - Указ Михаила Фёдоровича о запрете "бесчинных" вывесок у лавок в Китай-городе – «чтобы "знамёна торговые не позорили вид улицы"».
Текст Указа не сохранился и цитируется только из косвенных источников:
1.
Содержание указа:
• Запрет на «беспорядочные» вывески
: указ требовал убрать вывески, выступающие за линию лавок и мешающие движению. Особенно строго контролировались яркие, вычурные или «соблазнительные» изображения, привлекавшие внимание в ущерб благочинию.
•
Единообразие оформления
: купцы обязались использовать вывески стандартных размеров с четкими надписями (название товара, имя владельца) без «суетных украшений».
1.
Причины принятия:
• Пожарная безопасность
: после масштабных пожаров в Москве (особенно в 1626 году) власти боролись с захламлением улиц. Выступающие вывески мешали проезду.
•
Борьба с хаотичной застройкой
: Китай-город как главный торговый район страдал от самовольного расширения лавок в ущерб улицам.
•
Нравственный аспект
: Церковь поддерживала указ, считая кричащие вывески «соблазном для простого народа».
3. Механизм исполнения:
• Контроль Земского приказа
: чиновники регулярно обмеряли вывески. Нарушителей штрафовали на 1-2 рубля (цена коровы) или закрывали лавку на неделю.
•
Роль цеховых старост
: они следили за соблюдением норм внутри купеческих корпораций, что снижало нагрузку на государственный аппарат.
4. Исторический контекст
Этот указ — часть системы торговых реформ Михаила Фёдоровича:
•
1620-е гг.
: Серия указов о стандартизации мер веса и чистоты продуктов.
•
1634 г.
: Запрет на торговлю в жилых домах Китай-города для сосредоточения коммерции в Гостиных дворах.
•
1649 г.
: Введение в Соборное уложение статей о наказании за обвес покупателей (глава X, ст. 14-16).
*** Записки Адама Олеария (1634 г.): «Московиты настолько строги к лавочникам, что те держат вывески не длиннее локтя...»
И собственно первым правоприменением Указа Михаила Фёдоровича стало дело купца Ивана Горохова.
Цитата:
Цитата:
«Лета 7138 [1630 г.], сентября в 5 день... Купец Иван Горохов поставил на своем подворье в Китае-городе знамя деревянное — медведь стоячий в рост человека. И то знамя заслоняет церковь Покрова Пресвятой Богородицы [храм Василия Блаженного]... По челобитью священника Григория велено то знамя снять».
Цитата:
Вывеска перекрывала вид на храм с Варварки — ключевой точки Крестного хода.
Горохов оштрафован на 5 рублей «за соблазн» (для сравнения: стоимость вывески — 2 рубля).
Фамильный знак Гороховых, чей род происходил от «Горох Медведев сын» из Ростова.
«Родословная книга дворянских родов», 1686
Писцовая книга Москвы 1638 г. // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 980. Л. 147–148.
Цитата:
«Конфликт 1630 г. вокруг вывески Горохова — первый задокументированный случай борьбы духовенства с „богопротивной“ торговой рекламой».
П.В. Сытин «Из истории московских улиц», М., 1958. С. 102.
Цитата:
Медведь был
позолочен
и держал ковш с надписью «Мёд Горохова».
РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 174. Л. 22
Цитата:
Демонтаж занял 3 дня из-за протестов купца.
Журнал Земского приказа за 1630 г.: РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Д. 378.
Аполлинарий Васнецов. "Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века". 1900.
А.п. всегда было жалко этого купца.
Медведь с медовой чашей – символ его купеческого рода.
Двухметровая скульптура не могла закрывать вид на храм – линия горизонта застройки Москвы того времени, выше.
Никаких законных оснований для ликвидации вывески медведя не было!
Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 2, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Пятым документом нашей отрасли
стал Указ Петра Алексеевича, внука Михаила Федоровича и произошло это в 1714 году.
Цитата:
Указ Петра I (1714 г.) "О благоустройстве Петербурга".
1. Вывески не должны выступать на улицу более чем на 1 аршин (71 см).
2. Запрещены "непристойные картинки" (наготу, пьянство, похабные надписи).
3. Обязательное использование кириллицы (латинские шрифты разрешались только для иностранцев).
То есть, Владимир Владимирович не первый, кто пытался заставить рекламистов писать тексты вывесок наружной Рекламы на русском языке.
И разумеется, по этому Указу у нас так же есть два «героя»:
•
Цитата:
1715 г.: Немецкий трактирщик Иоганн Шульц оформил вывеску с обнажённой нимфой, держащей кубок вина. Оштрафован на 50 рублей и принуждён заменить изображение на "крендель".
• 1720 г.: Купец Семён Коровин установил вывеску, выступавшую на 1.5 аршина. Мешала проезду карет — лавку закрыли на месяц.
Шестым документом нашей отрасли
следует Регламент 1720 года.
Цитата:
1720 г. - Регламент Главного магистрата Санкт-Петербурга:
- статья №14 предписывала купцам иметь "внятные знаки" у лавок и требовала обязательного согласовывания вывески с полицией.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т. 6 (1720–1722). СПб., 1830.
Седьмым документом
является Указом 1736 года:
Цитата:
Указ Анны Иоанновны (1736 г.) "О кабацких знамёнах".
• Введён единый дизайн для питейных заведений: красный фон + золотые буквы.
• Текст: только "Казённый питейный дом".
• Запрещены символы алкоголя ("скляницы" — бутыли, бочки, кубки), разрешён нейтральный "ковш".
Ну разумеется знаменитая «склянница» - гербовая бутыль перед лавкой шинкарки в экранизации «Ночь перед Рождеством» Николая Васильевича Гоголя: Малороссия никогда не чтила московских законов.
И конечно, как и в случае прошлых Указов, два характерных примера отраслевых нарушений с размером штрафа и действиями властей.
Цитата:
•
1737 г.: В Москве у трактира "У Якова" изъяли вывеску с изображением бочки и надписью: "Пей до дна!". Владелец оштрафован на 100 рублей .
• 1738 г.: Кабак в Петербурге использовал герб голландского города Дордрехта (с виноградной лозой). Суд постановил: "Иноземные знаки несть место в государевом кабаке" — герб уничтожили.
Важно понимать масштаб описываемых отраслевых событий, т.е. о каком количестве лавок, собственно, шла речь.
Сразу оговоримся, что ситуация до Смуты нас сейчас не интересует, ввиду огромных потерь в рядах купечества:
Цитата:
Разруха, эпидемии и грабежи привели к массовому разорению купцов. В Новгороде только на Софийской стороне 168 человек покинули дома, а 368 умерли «от правежа и мора» к 1617 г. Торговые пути были парализованы: нападения «воровских людей» на суда с товарами (например, захват зерна у «торгового немчина» Ягана в 1616 г.) блокировали товарообмен.
Москва, 1630-е годы:
o После указа Михаила Фёдоровича (1626 г.) вывески стали обязательными для лавок в Китай-городе.
o По оценкам историков, в 1630-х в Москве действовало ~120–150 торговых точек с вывесками, сосредоточенных в основном в Китай-городе и на Красной площади.
2.
Санкт-Петербург, 1714 год:
o Согласно указу Петра I о благоустройстве, вывески стали обязательными для всех лавок в новой столице.
o К 1715 г. в городе насчитывалось
~50–70 торговых точек
, преимущественно вокруг Адмиралтейства и Троицкой площади.
3.
1736 год:
o Указ Анны Иоанновны ввел единый стандарт для кабацких вывесок (красный фон, золотые буквы).
o В Петербурге к этому времени действовало
~100–120 питейных заведений
с регламентированными вывесками.
В завершении нашего отступления полезно сравнить Указ Ричарда II 1393 года и Указы в России 1626 – 1737 годов, на предмет общности геральдических и товарных знаков.
Подлинный текст Указа Ричарда II не сохранился, но есть его адаптированная версия:
King Richard II.
Цитата:
«Дабы избежать вредоносного смешения ремёсел и обмана народа, повелеваем:
Всякий мастер или торговец, имеющий лавку или дом для продажи товаров в пределах Лондона, обязан вывесить у входа знак, ясно указывающий на род его занятий.
Знак сей должен быть зрим со улицы, утверждён прочно и не походить на знаки соседей.
Если же кто уклоняется от сего — штраф в 2 шиллинга в казну лорда-мэра».
_________________
Нормы цитируются по:
1. «Statutes of the Realm» (т. II, с. 74, 1393 г.) — сборник английских законов;
2. Анализу в работе C. Pendrill «Medieval London» (1925) и J. Stow «Survey of London» (1598).
Основной причиной возникновения Указа Ричарда II было стилевое смешение рыцарских гербов и трактирных вывесок, когда с одной стороны, набиравшие силу английские купцы беззастенчиво заимствовали рыцарские гербы, модифицируя их под свои собственные торговые знаки, а с другой, дряхлеющая рыцарская знать порождала все более и более безумные версии фамильных гербов нарушая все мыслимые и немыслимые законы геральдики.
Оставим королю и его рыцарям их геральдику и обратим наше внимание на символы вывесок трактиров XIV века в Англии.
Наиболее популярными у трактирщиков символами были львы, орлы, шлемы, мечи, щиты.
Король это безобразие упразднил:
• Вывески должны быть чётко читаемы (например, текст + простой символ).
• Запрещено копировать геральдические элементы (щиты, шлемы, намёки на благородные семьи).
В качестве наказания полагались штраф или снос вывески.
К слову, важным новшеством этого Указа стал принцип персонификации: один мастер – одна вывеска.
Ремесленники одной гильдии не могли использовать идентичные символы (например, два сапожника — один сапог). Это первое в Европе законодательное закрепление визуальной уникальности торговых знаков.
Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 2, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Другим важным фактором Указа стала «городская навигация»:
Цитата:
В 1389 году лондонские купцы и ремесленники подали петицию королю Ричарду II, требуя упорядочить городскую навигацию и торговлю. Главной проблемой было отсутствие стандартизированных вывесок, что затрудняло ориентацию в городе и контроль за торговлей.
Требования содержали:
1.
Обязательные вывески
для всех лавок и мастерских, видимые с улицы.
2.
Уникальность символов
: Запрет на дублирование знаков у соседей (например, два сапожника не могли использовать одинаковое изображение сапога).
3.
Штрафы за нарушения
: 2 шиллинга в казну лорд-мэра Лондона.
Историческое значение:
Этот акт (иногда ошибочно датируемый 1381 г. ) стал первым в Европе законом, регулирующим визуальную идентификацию торговых точек. Он лег в основу
«Навигационного акта» 1651 г.
, где принцип «английские товары – на английских кораблях» дополнил городское регулирование национальным.
В России до XVIII века такой проблемы не существовало, потому что:
• Гербы появились поздно (первые пожалования — при Алексее Михайловиче, массово — при Петре I).
• Вывески были примитивными (изображение товара — сапог, калач, свеча), у всех однотипные, т.к. для городской навигации россиянам вывески были не нужны.
Первые конфликты на подобной почве гербов на вывесках регистрируются в России только в начале XVIII века, при Анне Иоанновне (1730-е), когда возникли первые отраслевые споры:
•
Купцы 1-й гильдии
стали использовать
гербовые орлы
на вывесках (как знак статуса).
•
Дворяне
возмущались (например, дело
купца Походяшина
, 1735 год — он изобразил двуглавого орла над лавкой).
Эти споры были урегулированы Указом 1736 года, который запретил все неутверждённые гербы на вывесках.
То есть, позиция Ричарда II была активной, а позиция Анны Иоанновны – реактивной.
В России
не было единого стандарта, единой системы
(как у Ричарда II), а все споры регулировались «точечно».
• 1714 год — запрет на «непристойные» вывески.
• 1736 год — запрет на гербы у торговцев.
• 1749 год — правила размещения.
Одним из фундаментальных отличий «гербовой рекламы» Англии и России было то обстоятельство, что в России гербы принадлежали дворянским родам и городам, а в постсредневековой Англии – городам и купеческим гильдиям.
Гильдии купцов в России существовали, но они никак не могли сравнится с рядами и выполняли декоративную функцию, когда герб в России не был признаком профессионализма и независимости той или иной гильдии купцов.
Как положено, два примера из нашей истории.:
Цитата:
• Кабак «Золотой лев» (Москва, 1720-е): использовал льва из герба Дании (владелец — датчанин) - после жалобы посла вывеску сменили на «Красный ковш».
• Лавка купца Ефимова (Петербург, 1734): изобразил корабль (как в гербе Петербурга) - принудили заменить на «Якорь» (без геральдических элементов).
Алексей А. Греков. «Вид на Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны».
Возвращаемся в начало XVIII века.
Официально, Елизавета Петровна была ярым сторонником русской торговли, притесняя иностранных купцов, а не официально, всячески поощряла контрабанду модных вещей для своего личного пользования:
Цитата:
В 1745 году Елизавета заказала у французского купца Пьера Ришара партию кружев и шелков на 3 тыс. руб., оформляя это как «оптовую закупку для Двора». Фактически товары поступали в её личные покои, а излишки продавались через доверенных лиц (запись в «Расходных книгах Придворной конторы»).
Ришар параллельно вёл розничную торговлю этими же товарами из своего дома на Невском.
Цитата:
Дело 1751 года. Француженка мадам Бопре поставляла Елизавете «фижмы (каркасы для юбок) и тонкие полотна».
В документах это проходило как «поставка для Кабинета», но в доме Бопре работал нелегальный «салон мод» для придворных дам.
Жалоба русских купцов:
«Оная иноземка торгует врозницу, а указу не слушает»
(ответа не последовало).
После смерти Елизаветы Петровны осталось 3500 платьев (за 20 лет правления), представляете сколько контрабандной ткани ушло через домашние магазины её приближенных? А ведь все эти вещи покупались на казенный счёт!
Отдельная статья, розничная магазинная торговля посольств иностранных держав:
Цитата:
[img]https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b3/Marquis_de_La_Chétardie.jpg/330px-Marquis_de_La_Chétardie.jpg[/img]
1753 г. В доме французского резидента маркиза де ла Шетарди действовал «склад модных товаров», доступный только дворянству. Там продавали:
Кружева из Брюсселя.
Шелковые чулки (
«а ла Елизабет»
).
Духи
«Флер д’Оранж»
.
Контрабандные товары считались «дипломатической почтой» и не подлежали досмотру.
Современники писали об этом явлении в своих воспоминаниях:
Цитата:
•
Мемуары камер-юнкера Берхгольца
(1744):
«Её Величество, получив новые ткани из Парижа, приказывает отрезать себе куски, а остальное — продать через гардеробмейстера. Так модные лавки растут как грибы».
•
Донесение английского посла
(1746):
«Русские купцы ропщут, что иноземцы торгуют запрещённым, но никто не смеет жаловаться вслух, ибо императрица сама их покровительствует».
Размах «магазинного воровства» Елизаветы Петровны поражает воображение, хотя сама схема реализации контрабанды была весьма незамысловата и многократно повторялась для других контрабандных вещей, сохраняя свою эффективность только благодаря покровительству императрицы, например:
Цитата:
Контрабандные товары ввозились под видом «подарков Двору» (не облагались пошлиной).
•
Часть
передавалась лично Елизавете (она могла подарить вещи фаворитам).
•
Остальное
продавалось через:
-
Домашние
лавки иностранцев (например, у итальянца Ростови на Мойке).
-
Придворных поставщиков
(например, ювелир Позье сбывал «излишки» через своих агентов).
Понятно, что с контрабандистами обслуживающими двор и лично с Елизаветой Петровной никто не ссорился, но помимо приближенных воров в России хватало тех, кому было обидно.
Контрабандная магазинная торговля в России под покровительством Елизаветы Петровны достигла невиданных масштабов.
Основные её виды были следующими:
Цитата:
«Оптовая» торговля с розничным душком:
Иностранные купцы формально продавали товары оптом русским купцам, но те сразу перепродавали их обратно подставным лицам.
Пример: Гамбургский купец Иоганн Фридрих Шпис (1749) ввозил партию сукна, оформлял её как «опт», но тут же открывал «временную лавку» в Апраксином дворе (дело РГИА, ф. 18, оп. 1, д. 412)..
Цитата:
«Домашние магазины».
Европейцы организовывали тайные салоны в своих домах:
o
Француз Жан-Батист Леклерк
(1752) держал «модный кабинет» на Гороховой улице, куда пускали только по рекомендации (жалобы купцов в ЦГИА СПб, ф. 224, оп. 1, д. 215).
o
Итальянец Карло Росетти
(1760) торговал винами «для своих» из подвала своего особняка.
Цитата:
Поддельные «аукционы».
Чтобы обойти запрет, иностранцы объявляли розничную продажу «распродажей с молотка»: В 1758 году голландец Ван дер Беек устроил «аукцион» тканей, где все лоты «выкупал» один и тот же подставной покупатель (РГАДА, ф. 397, оп. 1, д. 518).
Цитата:
Популярные товары контрабанды:
• Ткани (французские шелка, брабантские кружева).
• Галантерея (веера, перчатки, шляпы).
• Табак и вина (испанские и португальские — их ввоз был ограничен).
• Книги (запрещённая литература маскировалась под «учебники»).
Пример: В 1755 году у англичанина Томаса Уильямса изъяли 50 пар «дамских чулок из тончайшей шерсти», спрятанных в бочках с солёной рыбой (ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 1, д. 102).
Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 2, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Как их ловили и почему многие уходили от ответственности?
Цитата:
Жалобы русских купцов:
в 1747 году московские купцы писали в Коммерц-коллегию: «Иноземцы торгуют врозницу явно, а мы разоряемся» (РГИА, ф. 18, оп. 1, д. 327).
Реакция: проверки, но чаще — взятки следователям.
Полицейские рейды:
Дело 1750 года: При обыске у француза Луи Дюваля нашли склад кружев на 10 тыс. руб. Дюваль успел сбежать, оставив записку:
«Прошу извинить, спешный отъезд»
(РГАДА, ф. 397, оп. 1, д. 612).
Записка обер-полицмейстера
(1756):
«По делу о запрещённой торговле иноземца Шмидта — требую 500 руб. для прекращения следствия»
(ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 1, д. 205).
Цитата:
Первая «чёрная биржа»
: В 1760-х у Петербургского порта стихийно возник рынок, где торговали контрабандой прямо с кораблей.
Цитата:
Конкретные судебные дела о контрабандной розничной торговле 1742–1761 гг., сохранившиеся в архивах, с краткими выдержками и решениями:
1. Дело голландского купца Ван дер Хульста (1744)
• Торговал сукном в розницу из своего дома на Адмиралтейском острове, маскируя лавку под «склад».
•
Доказательства:
o Показания свидетелей (русские купцы видели розничных покупателей).
o Конфискованные учётные книги с розничными ценами (РГАДА, ф. 397, оп. 1, д. 327).
•
Приговор:
o Казнь
(через повешение) «за многократное нарушение указов».
o Первый смертный приговор за контрабанду после 1742 года.
_________________
2. Дело француза Пьера Ришара (1747)
• Суть
: Организовал «салон мод» для дворянок, продавая кружева и шёлк.
•
Доказательства:
o Перехваченные письма
клиенток с заказами (ЦГИА СПб, ф. 224, оп. 1, д. 112).
o Донос приказчика:
«Господин Ришар велит нам говорить, что товар — подарки для Двора».
•
Приговор:
o Конфискация товара
(на 2 тыс. руб.).
o Сам Ришар бежал во Францию до суда.
_________________
3. Дело «аукциона» Ван дер Беека (1758)
• Суть
: Голландец устроил фейковые торги, где «покупатели» были его подставными агентами.
•
Доказательства:
o Полицейский агент
зафиксировал, что «лоты» выкупал один человек.
o В книгах учёта найдены фиктивные имена (РГАДА, ф. 397, оп. 1, д. 518).
•
Приговор:
o Штраф
(в 5 раз больше стоимости товара).
o
Ссылка в Вологду
(но через год купец вернулся за взятку).
_________________
4. Дело итальянца Карло Росетти (1760)
• Суть
: Торговал вином в розницу из подвала своего дома.
•
Доказательства:
o Обыск
: найдены бочки с вином и розничные цены на стене (ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 1, д. 305).
o Показания слуги:
«Барин продаёт по чаркам всякому, кто постучит три раза»
.
•
Приговор:
o Телесное наказание
(15 ударов кнутом).
o
Закрытие «лавки»
, но вино оставили «для личного употребления».
_________________
5. Дело англичанина Томаса Уильямса (1755)
• Суть
: Контрабанда тонкой шерсти и чулок в бочках с рыбой.
•
Доказательства:
o Таможенники
нашли товар при досмотре.
o В книгах — розничные продажи за 1749–1754 гг. (РГИА, ф. 18, оп. 1, д. 412).
•
Приговор:
o Штраф
(3 тыс. руб.).
o
Запрет на торговлю
в России (но Уильямс продолжил через подставных лиц).
_________________
6. Дело мадам Бопре (1751)
• Суть
: Француженка держала «модный кабинет» для дам.
•
Доказательства:
o Рекламные листы
на французском языке.
o Показания клиенток: «Платили наличными, без оптовых счетов» (ЦГИА СПб, ф. 224, оп. 1, д. 215).
•
Приговор:
o Высылка из России
(но Елизавета позже разрешила вернуться — «за отличные кружева»).
_________________
Виды наказаний:
• Смерть
— за повторные нарушения или крупные суммы.
•
Штрафы
— чаще, чем телесные наказания.
•
Были прекращены после взятки
— 50% дел прекращались после взяток (например, дело немца Шмидта, 1756).
Отдельным местом следуют преступления и наказания российских купцов, которые помогали своим европейским коллегам промышлять контрабандной магазинной торговлей:
Цитата:
Для виновных явно:
1. Купеческие приказчики:
o
1745 год
: Приказчик голландца Ван дер Липа (Москва) бит кнутом и сослан в Сибирь за ведение розничных книг (РГАДА, ф.397, оп.1, д.328).
o
1752 год
: Слуга французского купца Леклерка получил 10 лет каторги за продажу кружев «из-под полы» (ЦГИА СПб, ф.19, оп.1, д.148).
2.
Русские купцы-посредники:
o 1748 год
- Купец 2-й гильдии Григорий Мясников лишён звания и имущества за фальшивые «оптовые» договоры с англичанами (РГИА, ф.18, оп.1, д.215).
3.
Для «невиновных» (формально):
Жёны и дети иностранных купцов часто избегали наказания: 1750 год, жена голландского купца Де Фриза оставлена «в покое», так как
«бабы в торговле не смыслят»
(резолюция Сената, РГАДА, ф.248, кн.1865).
Закончили с «преступлениями и наказаниями», переходим к институту поощрений коллективных и персональных жалоб купцов и сотрудников компаний, промышлявших магазинной контрабандой.
Цитата:
Поощрение доносительства:
•
Финансовые награды:
o
1743 год
: Указ Сената — доносчик получает
1/3 стоимости конфискованного товара
(ПСЗРИ, т.11, №8621).
o
1749 год
: Купец Терентьев получил 500 руб. за разоблачение сети контрабандистов в Архангельске (РГАДА, ф.397, оп.1, д.512).
•
Карьерные преференции:
o 1755 год[b]: Подьячий Таможенной службы Семёнов повышен в чине после доноса на итальянца Росетти (ЦГИА СПб, ф.224, оп.1, д.305).
[b]Б) Злоупотребления:
• Ложные доносы:
o 1757 год
:
[/b] Купец Щукин оговорил конкурента, но сам был наказан за лжесвидетельство (дело №417, РГИА).
3. Статистика по делам (1742–1761)
Данные из сводок Коммерц-коллегии (РГАДА, ф.397, оп.2, д.116):
Категория Количество дел % от общего числа
Возбуждено 1,120 100%
Дошло до суда 632 56%
Приговор исполнен 291 26%
Отменены/закрыты 197 18% (взятки/ошибки)
Наиболее показательный пример распределения меры наказания между участниками преступной схемы:
Цитата:
«Дело о шелковом заговоре» (1754):
• Суть
: Группа французских и русских купцов создала подпольную сеть по продаже лионского шёлка.
•
Наказания:
o 2 француза высланы.
o Русский купец Калмыков казнён как организатор.
•
Доносчик
: Приказчик Калмыкова получил дворянство (уникальный случай, РГИА, ф.1343, оп.1, д.87).
«Табачная контрабанда» (1759):
• Суть
: Немецкие купцы в Риге торговали испанским табаком через подставных лиц.
•
Результат
: Все 7 участников отделались штрафами после взятки прокурору (ЦГИА СПб, ф.19, оп.1, д.412).
О каких масштабах магазинного воровства идет речь?
В порядке убывания:
Цитата:
Конкретные примеры и масштабы накоплений (по ревизиям и жалобам):
•
Английские купцы в Петербурге (1750-е, Елизавета)
: Группа купцов во главе с Томасом Киннаиром (Kinnair) создала сеть из 12 "магазинов", маскирующихся под склады. Ревизия 1758 г. выявила, что 70% их оборота (оценка ~80 000 руб. в год) приходилось на контрабандное сукно и табак. Капитал Киннаира оценивался в >150 000 руб. (после бегства из России).
•
"Голландский квартал" в Москве (1760-1780-е, Екатерина II)
: Купцы из Амстердада и Роттердама (фамилии: ван дер Линде, Десмет) контролировали подпольную розницу дорогих тканей и вин через "галантерейные магазины" на Ильинке. Жалобы русских купцов в Коммерц-коллегию (1767 г.) указывали на их сверхдоходы (до 300% наценки) и связи с таможней. Состояния отдельных купцов достигали 200-300 тыс. руб.
•
Гамбургские коммерсанты в Архангельске:
Специализировались на контрабанде колониальных товаров (сахар, кофе, краски). Через сеть амбаров-магазинов сбывали их в розницу по всей Северной России. Сенатская ревизия 1781 г. отметила "неслыханное обогащение иноземцев" при формальном отсутствии у них розничных прав. Капиталы оценивались в 50-100 тыс. руб. на человека.
•
Франсис Гарднер (Англия) - "фарфоровый король":
Хотя позже легализовался, первые капиталы (1750-е) сколотил на контрабанде китайского фарфора и английской керамики, продавая их через "посудные лавки" в Москве под видом "опта". Его стартовый капитал (~30 000 руб.) был типичен для схемы.
Реакция властей и сложность доказательств 1742 - 1795:
•
Елизавета Петровна:
Запреты на магазинную розницу иностранцам (1747, 1755, 1760), усиление таможен. В результате схемы стали более изощренными, взятки – выше.
•
Екатерины II
: Введение фиксированных окладов чиновникам (1763), указы против "лихоимства". Сенатские ревизии (особенно 1780-х).
Цитата:
"Плутовство господ иностранных купцов превосходит всякое вероятие; они здесь воруют, как на большой дороге" (письмо Екатерины II Гримму, 1770 г.).
В завершении этой части поста возможное объяснение возникновения «Закона регламентации вывесок в России» 1757 года.
Несмотря на то, что многие на него ссылаются (в т.ч. а.п. в недавнем прошлом), такого закона никогда не существовало.
Цитата:
Возможные причины мифа об указе 1756 года:
1.
Реформа городского благоустройства
(1750-е):
o В 1756 году действительно вводились новые правила для фасадов в Петербурге, но они касались строительства, а не рекламы.
2.
Локальные распоряжения:
o Городские магистраты
могли издавать свои правила (например, в Москве в 1757 году запретили деревянные вывески из-за пожарной безопасности).
3.
Ошибка в историографии:
o В работе А.Н. Боханова «Реклама в России XVIII века» (2005) упоминается «систематизация вывесок при Елизавете», но без ссылки на конкретный указ.
Уважаемые коллеги часто ошибочно «складывают» два отдельных Указа:
Цитата:
Указ 1749 года «О порядке содержания вывесок в Санкт-Петербурге».
• Суть
: Требовал, чтобы вывески:
o Были читаемы (без «затейливых знаков»).
o Не закрывали окна и фасады.
o Не содержали иноземных гербов без разрешения.
• Источник: ПСЗРИ, т.13, №9778.
Указ 1755 года «О запрещении непристойных изображений на вывесках»
• Суть
: Запрещал «соблазнительные» картинки (например, обнажённые фигуры) на вывесках кабаков и лавок.
•
Источник
: ПСЗРИ, т.14, №10435.
Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 2, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Уровень доступа: Вы не можете начинать темы, Вы не можете отвечать на сообщения, Вы не можете редактировать свои сообщения, Вы не можете удалять свои сообщения, Вы не можете голосовать в опросах
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.