Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик».

Список форумов -> Теория Рекламы
Начать новую тему  Ответить на тему На страницу: Пред.  1, 2, 3 ... , 19, 20, 21  След.
Предыдущая тема :: Следующая тема
Автор Сообщение

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11498
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 14.06.2025 14:00  |  #153086
Ответить с цитатой

Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик» Начало поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».


Зачем а.п. потратил на эти воспоминания целую часть?
Все это было актуально 35 лет назад.
Кому сейчас это может быть интересно?
Действительно, какой в этих воспоминаниях прок?

А.п. привел это мемориальное отступление, чтобы показать важную разницу между теми, кто был тогда и теми, кто пришел в профессию позже.

Когда а.п. поступал в ЛИЭИ с целью получить заветный диплом, он уже был специалистом, как и большинство студентов того курса – директора, руководители, главные инженеры и инженеры предприятий Ленинграда.
Лишь небольшая часть студентов этого курса, до этого дня, никогда не занималась ни маркетингом, ни рекламой.

Нельзя сказать, что мы тогда уже знали все. Нет. Конечно, не все. Но мы шли не за модной специальностью, а за правом делать то, что считали нужным.

Учеба была для нас чрезвычайно полезной. Мы смогли систематизировать наши умения и навыки, привести их в законченный порядок.

Знания и опыт, полученные при обучении, были очень важными.
И тем не менее, главным для нас был диплом. Как право на труд. Как вольная от крепостничества чиновников и архаичной организации производств.

И вот наступил торжественный миг – диплом получен. Свободен! Мысли, твори, воплощай…



А.п. пришёл к пониманию данности к середине 93-го.

У а.п. сложились хорошие отношения с Давидом Иосифовичем Барканом.
Во всякий день без звонка можно было зайти посоветоваться, спросить, уточнить.
Тогда Баркан был профессором «ФинЭка» – ЛФЭИ (СПбГЭУ).

Последним местом научной работы Давида Иосифовича, д.э.н., была кафедра маркетинга ВШМ СПбГУ, где он служил профессором, ведущим экспертом по стратегическому маркетингу. Давид Иосифович умер от COVIDа в январе 2021.



В августе 93, а.п. пересекшись с Давидом Иосифовичем на малой Садовой, несколько раз извинившись честно спросил:
– Давид Иосифович, а ведь нет ведь в России маркетинга, которому мы служим, нет.
Умница Давид Иосифович остановился, улыбнулся, помолчал и ответил.
- Нет, Дмитрий, нет. Но кушать то надо.

И а.п. был бесконечно благодарен Давиду Иосифовичу за этот бесценный ответ!
Словно гора спала с плеч.

Самое главное в профессии личная честность.
Честность перед собой и перед людьми.
Врать в профессии - последнее дело.

Маркетинг никуда не исчез и исчезнуть не мог. Ибо он был необходимым условием работы отделов сбыта предприятий на этом этапе развития экономических отношений в России.

Маркетинг ЕСО>ИСО был необходим, НО, одного маркетинга ЕСО>ИСО было не достаточно.

Стало, как было понятно, что кроме маркетинга ЕСО>ИСО должен быть и другой - маркетинг для ИСО>ЕСО.
И он точно есть, должен быть, но мы его по объективным условиям не поддерживаем и не развиваем.

И он нам нужен.
И тогда был нужен.
И тем более сейчас.



К сожалению, а.п. большинству наших Уважаемых коллег, получивших свои знания и навыки после 1991 это, как минимум безразлично.

Подавляющему большинство из них относится к маркетингу и рекламе, как к инструменту извлечения прибыли, воспринимая маркетинг ЕСО>ИСО, как социально-экономическое религиозное либеральное учение, в котором основную и решающую роль имеет точное соблюдение ритуалов и формальных служб, нежели реальная эффективность и практическая отдача их ремесла.

Не прикладная наука, тесно привязанная к реальностям и нуждам родины, а сектантское учение, подкрепляемое набором либеральных догм, пустых действ и заморских ценностей.

И кажется а.п. иногда, случись, что с завтрашнего дня маркетинг объявят лженаукой, так тот час, большинство Уважаемых коллег выдохнут, перекрестятся и пойдут прочь.
По тому, что только верный доход держит их на этих местах, а потеряй они в нём, так сразу станет им это ненужно, безразлично и лень.
Но, не волнуйтесь Уважаемые коллеги, а.п. это только кажется, а мало ли что кажется а.п..


Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик», следует…


Последний раз редактировалось: Dimitriy (15.06.2025 23:40), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11498
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 14.06.2025 14:02  |  #153087
Ответить с цитатой

Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик» Начало поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».


Очевидно, что мысли об искусственности надуманности многих маркетинговых и рекламных либеральных технологий посещали умы и других Уважаемых коллег.

Да, публично никто не утверждал, но приватно и лично сомневались многие.
И многие из сомневавшихся задавали резонный вопрос – а что кроме?

Допустим мы официально признаем, что это не работает, работает частично или работает неправильно, что мы можем применить взамен, чем мы возместим себе то, от чего откажемся?

Что бы ответить на этот вопрос обратимся к истории развития нашей отрасли.

Как Вы помните, вся официальная коммерческая Реклама появилась в России в 1740 годах по решению дочери Петра I Елизаветы Петровны.



«Российская императрица Елизавета I Петровна.» Ксилография. Германия, Берлин, 1883.

Елизавета Петровна очень любила следовать европейской моде, но у неё возникали вполне понятные трудности.


"Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту". В.А. Серов. 1900 г. Фрагмент.

Нижнее белье и материал для платьев в России не производили.
Их производили в Европах.
Поставляли их в Россию иностранные купцы.

Казалось бы, в чём проблема, купцы исправно доставляли ко двору заказанное бельё, ткани и фурнитуру.
Но, торговали они по образцам пусть и мелким, но оптом, а придворным и императрице хотелось большего разнообразия и на каждый день.


Цитата:
Платья Российских императриц: Елизаветы l и Екатерины ll

После Елизаветы l осталость 3,5 тысячи платьев, которые она надевала за 20 лет своего царствования. Роста она была 1 метр 79 сантиметров, в ее царствование были в моде фижмы. В 1763 году к власти пришла Екатерина ll и фижмы были ещё в моде. Рост у Екатерины ll был 1 метр 57 сантиметров, так что взять платье Елизаветы l и ушить для Екатерины ll было парой пустяков для царских швей. Материалы на платьях Елизаветы l были дорогие, их отдавали или в церковь или перешивали для себя последующие императрицы Романовых.

Подданным Елизавета l указывала, как одеваться, любила рядиться в мужские платья, а мужчин одевать в женские платья, так что ко всем карнавалам и балам придворные шили себе костюмы, дорогие материи Елизавета l Петровна оставляла себе, так что придворные не сильно тратились на эти наряды.

Материал полностью.


Только никаких магазинов с импортным текстилем в России в начале 18 века не было и быть не могло.
Розничная торговля иностранным купцам, по месту жительства, была строжайше запрещена и запрет этот был закреплен в «гостинном праве».


Цитата:

Прежде всего, русские купцы настаивали на недозволении иностранцам торговать в розницу, требуя осуществления этого основного принципа «гостинного права».
Это запрещение мы находили уже в Полоцке в 1406 и 1498 гг.; по-видимому, оно существовало в известной мере и в Новгороде(2082).
Как мы указывали выше, запрещение розничной торговли в Полоцке и Риге распространялось не только на продажу товаров, но и на закупку их по мелочам, не дозволена была и непосредственная торговля в деревнях.
Такой же порядок, согласно обычаю, сохраняется и в Московском государстве, хотя общего закона относительно запрещения розничной торговли иностранцам, предшествующего Новоторговому уставу 1667 г., не было или, по крайней мере, не сохранилось.
Даже англичане, пользовавшиеся особенно большими привилегиями, эти льготы получили только в грамоте 1567 г., тогда как грамота 1584 г. (а быть может, и грамота 1572 г., известная нам лишь в кратком изложении) им уже не дает такого права.
В привилегии 1584 г. говорится, что они "нарозно своих товаров и врозвес и варшин на своем дворе не продают, пи меняют, а продают и меняют свои товары местным делом (т.е. оптом), сукна кипами и поставы, а камки и бархаты поставцы, а не варшин, а всякой весчей товар врозвес, взолотники не продают, а продают местным делом, а вино фряское продают куфами, а в ведра и в стопы и в чарки врознь не продают".
То же повторяется почти дословно в английских привилегиях как 1586, так и 1614, и 1628 гг., где говорится об обязанности продавать товары косяками и поставцами, но не аршинами, весчий товар берковцами, вина иностранные бочками большими беременными и полубеременными(2083).
На самом деле англичане, по-видимому, нарушали это запрещение, ибо уже в 1586 г. английской королеве Елисавете в письме к царю Федору приходилось оправдывать своих подданных от обвинений в розничной торговле: они напротив, по ее словам, запрещали продажу товаров в розницу через своих агентов, и Роберт Пикок был специально командирован в Россию, чтобы прекратить это злоупотребление(2084).
Из последнего видно, что такие злоупотребления имели место, и жалобы русских купцов, недовольных тем, что иностранцы торгуют в розницу, имели основания.
Жалобы идут со всех концов земли русской на всевозможных иностранцев, ибо эти "торговые немцы", под собирательным названием которых разумелись купцы всевозможных национальностей, продают товары не оптом — не "местным делом", а портищами, аршинами, полупудами и гривенками.
В указе 1627 г. читаем, что "били челом московские, и казанские, и ярославские, и нижегородцы, и костромичи, и вологжане, и всяких городов в гости и торговые люди на галанцев (голландцев) и на амбурцов (гамбургцев) и на барабанцов (брабантцев) и на иных торговых немец". Жаловались и на "англинских немцев": один из них, Давид Рутц, самовольно, без разрешения продает на своем московском дворе всякие товары в розницу(2085).
...

Источник.


А всякий кто решался открыть в своем доме лавку рисковал не только своим промыслом и конфискацией его в казну, но и животом.
Розничная торговля была разрешена только на ярмарках, рынках, базарах и торгах.



«Базар 17 века». Васнецов А.

Но, на рынке, базаре, ярмарке и торжищах нижним царским бельем, фурнитурой и тканями для платьев императрицы и придворных торговать не будешь.
Поэтому заморские купцы торговали с окон и подоконников.
Формально, платье и ткани проветривались, а не формально были выставлены на продажу.



«Приезд иностранцев в XVII веке в Москву». Иванов В.А. 1901 г.

Кому интересно, можете почитать у историков, описывающих быт и нравы 18 века. Особенно в репринтных изданиях. Нам сейчас это ни к чему.

Официально, первый магазин розничной торговли в России был открыт только при Екатерине II, в Санкт-Петербурге, в доме Васильчикова, на углу Невского проспекта и Большой Морской (Невский пр. д 16.), тогда Малой Миллионной, в 1786 году, английским купцом Пикерстилем.



Угол Невского пр. и Б. Морской. Дом Васильчикова (Невский пр. д.16) угловой дом по левой стороне Б. Морской. Фрагмент панорамы. 1830 г.

А неофициально, его открыли «для своих» ещё при Елизавете Петровне прямо во дворце – двор постоянно нуждался в контрабандном товаре европейского качества.

Хотя, ещё раз повторим, по торговому уставу 1667 года, иноземцам торговать в розницу в России было строжайше запрещено:


Цитата:

"На Москве и в городех всем иноземцом никаких товаров врознь не продавать; а будет учнуть врознь продавать, и те товары имать на великого государя".

"И по ярморкам им ни в которые городы с товары своими и с деньгами не ездить и прикащиков не посылать"(2088).

...

Источник.



Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик», следует…


Последний раз редактировалось: Dimitriy (15.06.2025 1:42), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11498
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 14.06.2025 14:06  |  #153088
Ответить с цитатой

Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик» Начало поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».


Однако а.п. немного поторопился.

В далёком 1741, о легальном магазине розничной торговли никто даже не мечтал.
Но, в 1742 вышло очередное «Торговое уложение», в котором черным по белому были обещаны жесточайшие кары против заморских купцов, контрабандой ввозящих и тайно торгующих в «потаённых магазинах» в розницу…

И вот перепуганные купцы пришли к императрице Елизавете Петровне и поставили её перед памятным нам выбором: или «кружевные трусики» или закон .



«Elizabeth of Russia». Токке Луи (Louis Tocque). 1756.


И как мы знаем, модница Елизавета Петровна выбрала первое, объявив заморским купцам, что разумеется, торговое уложение 1742 года никто отзывать не будет, но заявленные в нем против них кары к ним отныне никакого отношения не имеют.

Так заморским купцам разрешили открывать магазины и торговать в России в розницу.

А российским купцам нет.

И российские купцы по прежнему, вплоть до решения внука Петра I, Павла Петровича никаких магазинов себе позволить не могли.




Завершая эту часть отраслевого исторического экскурса следует отметить, что к Павлу Петровичу в России свой счёт.
Дело в том, что Павел I, как всем известно, запретил строить Гостиные дворы на казенный счёт и таким образом, фактически провозгласил в России победу розницы над оптом, что имело для российской и советской торговли самые печальные последствия.

Вот, собственно, Елизавета Петровна, Екатерина II и Павел I(Пётр II не в счёт) и приговорили нашу национальную торговлю к либеральной магазинной рознице, так сказать, «на троих».




Таким образом, 1742 год стал официальным годом рождения либеральной коммерческой рекламы в России.

В этой связи полезно сравнить:




Гравюра Невского проспекта 18 века.

И «Невская перспектива» сто лет спустя:

Цитата:

Панорама Невского Проспекта / A Panorama of Nevsky Prospect - 1830
Источник видео.


Сопоставив изображения Невского первой половины XVIII века и начала века XIX, нетрудно заметить, что на проспекте века XVIII, наружной рекламы нет вообще.

Мы видим отдельные детали убранства архитектурного оформления дворца, но фасады домов на проспекте абсолютно пусты.
Маловероятно, чтобы на изображение торговых вывесок был запрет, скорее всего их тогда просто не существовало.

Безусловно, розничная торговля в Санкт-Петербурге была и не вся она располагалась на рынках, базарах, ярмарках и торгах.
Городские трактиры, цирюльни, те же похоронные конторы - горожане нуждались в этом виде услуг каждый день.

Разумеется, эти предприятия городской розничной торговли располагались не в особняках, а в типовых городских домах, которые мы как раз можем наблюдать по правой стороне проспекта.
И тем не менее мы не видим там ни одной вывески.

В этой связи уместен известный отраслевой пример, реальная история, случившаяся с Елизаветой Петровной на том же Невском проспекте в мае 1756.


Цитата:

Источник видео.


Правда ведущий немного не прав.
Указ Елизавет Петровны, в том числе, касался упорядочения вывесок на Невском.



«Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны со свитой». Георг К. Преннер .

Это был первый указ в России на эту тему.

Кстати, первый закон в Англии на эту же тему был принят в 1389 Ричардом II.
Для понимания.
В России в 1389 умирает Дмитрий Донской, разбивший в 1380 войско Золотой Орды Мамая на Куликовом поле...

Первое, сугубо рекламное печатное СМИ "Public Advertiser" вышло в свет в Англии в 1657.
Первый закон о рекламе Англии был принят в 1752.

Продолжим.

К чему а.п. привел этот известный отраслевой пример?
1756!
14 лет назад Елизавета Петровна сделала исключение по торговому уложению 1742 года, позволив иностранным купцам открывать свои магазины розничной торговли публично.

Да, русским купцам открывать подобные магазины было ещё запрещено (и будет разрешено только при ПавлеI), но никаких официальных законов, регулирующих вид рекламоносителей их коммерческой рекламы в России, было ещё не написано.

Само собой, заморские купцы имели богатый опыт производства и оформления магазинов коммерческой рекламой своих стран, но законы и отраслевые обычаи своей родины они на Россию не распространяли.
Россия для них была Варварией. И то, что они позволяли себе в России, они никогда бы не осмелились повторить у себя дома.

Елизавета Петровна была очень подвижным человеком. Она не сидела сиднем во дворце. Её прогулки по Невской перспективе были регулярными. Она видела этот бардак почти каждый день.




И однажды, по преданию из-за вывески с гробами, её царское терпение лопнуло, и она решила положить этому беззаконию законный конец, приняв указ об упорядочении и систематизации торговой розничной рекламы России.

Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик», следует…


Последний раз редактировалось: Dimitriy (15.06.2025 23:56), всего редактировалось 6 раз(а)
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11498
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 14.06.2025 14:09  |  #153089
Ответить с цитатой

Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик» Начало поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».


Большинство наших Уважаемых коллег, к сожалению, имеют смутное представление о торговом оборудовании базаров, рынков, ярмарок и торгов дореформенных площадок традиционной розничной торговли.


Торговля в Ярославле в 17 веке.

Торговое оборудование России всегда отличалось своей спецификой.
В качестве мобильных рыночных, базарных, торговых и ярмарочных прилавков в России служили: возы, шалаши, палатки, бочки, кади, кувшины, сундуки, скамьи, углы и наконец места.



Ярмарка 80-х годов XIX столетия.

Разумеется, были и стационарные лавки, клети, амбары, кладовые и прочие торговые помещения.
И их было много, но они были очень малых, скажем прямо - сувенирных размеров.
Это очень и очень важная особенность , но мы поговорим об этом в другой части этого поста.


Цитата:

"В городе Москве, — говорит Кильбургер в своем "Кратком известии о русской торговле, как она производилась в 1674 г. вывозными и привозными товарами по всей России", — больше торговых лавок, чем в Амстердаме или в ином целом княжестве".
"Но, — прибавляет он тут же, — лавки эти маленькие и иногда плохого качества; сравнивать же их с амстердамскими совсем нельзя, ибо пришлось бы признать, что из одной амстердамской лавки можно выкроить десять и более московских".
В Москве, — указывает он в другом месте, — "так же много лавок, как во многих европейских городах, хотя большинство их так малы и узки, что купец едва в состоянии повернуться между товарами(1961).
На это характерное обстоятельство, весьма поразившее иностранцев, указывал за 100 лет до того (в 1581 г.) иезуит Антоний Поссевин, посетивший Россию при Самозванце; и он видел много новых лавок, расположенных улицами (рядами) по роду товаров, в Китай-городе, но эти лавки были так малы, что, по словам его, в одном венецианском магазине найдется больше товаров, нежели в целом ряду московских лавок(1962).
"Так как народу в Москве великое множество, — писал в своем путешествии через Москву Корнилий де Бруин, приезжавший при Петре Великом, — то для лавочек они должны довольствоваться небольшими помещениями, которые вечером они запирают, уходя домой"(1963).
Итак, многочисленность лавок и мелкие размеры каждой из них, куча крохотных лавочек обратили на себя внимание иностранцев. И это не изменялось — эпоха самозванцев и эпоха Петра дают одну и ту же картину. Это наблюдение подтверждается и другими данными. Торговых мест всякого рода было огромное количество. В Москве на рынках и площадях, во всевозможных рядах, в Белом городе, и в Китай-городе, и за Москвой-рекой толпилась масса народа и продавались самые разнообразные товары. Здесь имелись не только лавки и амбары, но и шалаши, скамьи, бочки, кади и кувшины, торговля оседлая и разносный торг. На каждые 2—3 посадских двора приходилось место торговли (посадских дворов в 1701 г. было 6894, торговых мест 2664 )(1964). Но и в других городах находим много торговых помещений всякого рода — лавок, амбаров, полок, клетей и т.д. Согласно писцовым книгам, таких торговых мест (кроме пустующих) насчитывалось в Пскове около 1200, в Нижнем Новгороде — свыше 600, в Туле — 426, в Рязани — 377, в Вязьме — 269, даже в подмосковных городах Коломне и Серпухове, несмотря на близость Москвы, по 270(1965). Точно так же подтверждается и указание на крайне мелкие размеры этих лавок. Типичной лавкой являлось помещение в 2 сажени в ширину, 2 1/2 в глубину. И это была полная лавка(1966). А наряду с ними имелись полулавки, четверти лавки, далее восьмые части лавок. В 1626 г. в Московском Китай-городе на 827 всех торговых заведений было всего 307 владельцев полных лавок, тогда как в 76 случаях они занимали менее целой лавки, именно от 7/8 до 3/4 лавки, а в 328 случаях торговое место составляло всего пол-лавки, в 27 — от 1/2 до 1/4 лавки. Напротив, соединение нескольких лавок в одних руках (или, быть может, одной лавки, но по своим размерам равной нескольким установленной величины) было явлением весьма редким: насчитывается всего 32 случая владения по 1 1/2 лавки и 15 случаев свыше 2 1/2 лавки, из них только один, когда торговец занимал 3 3/4 лавки. Даже в тех случаях, когда купец владел несколькими лавками, на самом деле получалось всего 2—2 1/2 лавки, ибо в каждом отдельном месте он имел по пол-лавки, по 1/4 и даже по 1/8. В 1701 г. 189 человек владело по одной лавке, тогда как 242 занимали всего пол-лавки, а 77 человек 3/4 лавки. А к этому присоединялось еще великое множество торговых мест, которые вообще не имели характера лавки, а представляли собой лишь временные, переносимые помещения. Таких мест насчитывалось в Китай-городе в 1626 г. 680, из них 47 шалашей, 267 скамей и мест скамейных, причем и тут нередко торговец занимал пол-шалаша, часть скамейного места (1967). И в других городах между отдельными владельцами лавки распределялись обычно довольно равномерно; "редко кто владел более чем 3 лавками, за исключением впрочем таких торговых городов, как Казань и Псков, где иные имели лавок 10 и более и платили раз в 10—15 больше, чем в среднем каждый из участвовавших в торговле людей". Но таких людей и тут было весьма немного(1968). В Туле из 100 случаев владения торговыми помещениями 93% (352 случая) приходится на владение одной лавкой или скамьей, всего 3% (11 случаев) владели двумя помещениями, большего числа вообще не встречалось(1969). В Нижнем Новгороде из 423 владельцев торговых помещений 12 имели 5—10 лавок, 75% всех помещений принадлежат лицам, владевшим не более чем одной лавкой(1970).
...

Источник.


Важно уточнить размеры лавок:

Цитата:

Существовала определённая градация торговой площади.
… Лавкой называли торговую площадь размером до 20 кв. м., полулавкой считалась площадь 10 с лишним кв. м., а четверть лавки — 5,3 кв. метра.
В разные времена размеры лавок не были постоянными.
...

[url=https://kartaslov.ru/книги/В_И_Федотов_Реликвия_русского_купечества/6]Источник.[/url]


Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11498
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 14.06.2025 14:18  |  #153090
Ответить с цитатой

Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик» Начало поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».


Продолжим…

Цитата:

Согласно писцовой книге Коломны 1577 г., здесь находим на посаде "во всех рядех 379 лавок, да 4 прилавки, да онбар, да место полковое, да 95 скамей", но в то же время пустых 33 лавки, 139 мест лавочных и 38 мест полковых1904.
В Серпухове насчитывалось по Сотной книге 1552 г. на посаде "лавок и онбаров и с полулавками 250 лавок с третью да 21 место лавочное, опрочь тех трех мест лавочных пустых, про которые места городцкие люди сказали: того они не ведают, чьи были".


Источник.


Очень важная особенность - территориальное деление рядов по видам торгуемых товаров столь характерная для России ИСО>ЕСО и совершенно не характерная для Европы ЕСО>ИСО:

Цитата:

Принцип такого устройства торговли прост: каждый вид товара для розничной торговли должен был попасть в свой ряд. На рисунке 1.5. дан фрагмент Петрова чертежа — карты Москвы во второй половине XVII века в пределах Китай-города. На ней хорошо видно расположение торговых рядов на Красной площади [13]. Вот некоторые их названия: иконный, седельный, котельный, железный, коробейный, бумаженный, масляный, лапотный, овощной, зелейный, холщевой, завязошный, кружевной, золотный, красильный, шапочный мужской, суконный, смоленский (заграничный), суконный московский, кафтанный, шапочный женский, серебряный, ветошный, сурожский шелковый, сапожный, самопальный, медовый, фонарный, рукавишный, юхотный (от слова юхоть — кожа рослого быка или коровы, выделанная по русской технологии с использованием чистого дёгтя), пушной, подошвенный, игольный, рыбный живой, семенной, фряжский (зарубежные вина), жемчужный.



Рис. 1.4. Торговые ряды на Петровом чертеже 1597 г.


«У Никольских ворот обосновались блинники и пирожники, возле храма Василия Блаженного модницы выбирали себе белила и румяна, у старого Москворецкого моста были ряды башмачников, рядом со Спасской башней по обеим сторонам моста над рвом стояли лавки книжников, где торговали рукописными и печатными книгами, лубками, „фряжскими листами“, как называли в то время гравюры. Под открытым небом в летние месяцы цирюльники брили и стригли своих клиентов, и волосы покрывали здесь землю подобно войлоку. Места эти острословы называли блошиными рядами» [14].
«В разных рядах были харчевни, там и сям были разбросаны полки, шалаши, питейные погреба, лари с рубцами, квасные кади, рундуки с продажей сметаны, тёплых подовых пирогов и прочей снеди. Здесь или в „Обжорном ряду“ за грош-два московский житель был сыт на весь день. Тут же брадобреи и стригуны прямо на открытом воздухе занимались своим ремеслом…» [15].

[url=https://kartaslov.ru/книги/В_И_Федотов_Реликвия_русского_купечества/6]Источник.[/url]




Цитата:

Иностранцы обращали внимание на своеобразный характер торговли в Московском государстве и в том отношении, что она ведется в рядах, из которых каждый сосредоточивает товары определенного рода, напоминая в этом отношении восточные базары.
В западно-европейских городах они ничего подобного не находили.
Самое замечательное и вместе с тем похвальное в Москве, — говорит Кильбургер, — это что каждый сорт товара, от самого высокого до самого низкого (простого), имеет свои определенные улицы и рынки(1989).
"У входа в крепость" — читаем у Койэта (1675 г.), — находится самая большая и самая лучшая площадь всего города, на которой с утра до ночи толпится народ. Возле площади и на соседних улицах находится много лавок, причем каждому роду товаров соответствует особая улица или место па площади; таким образом, представители одинаковых занятий или промыслов помещаются тесно друг возле друга"(1990).
"Площадь так обширна, — рассказывает Таннер в своем описании польского посольства в Москву в 1678 г., — что достаточно для торговых помещений всего города. Там виноторговцы продают разного рода вина... За ними торгуют шелковыми материями, тканями турецкими и т.п. Потом золотых дел мастера, и таким образом во всяком ряду свое производство... Любо в особенности посмотреть на товары или торговлю стекающихся туда москвитянок, нанесут ли они полотна, ниток, рубах или колец на продажу, столпятся ли так, позевать от нечего делать, они поднимают такие крики, что новичок, пожалуй, подумает, не горит ли город, не случилось ли внезапно большой беды... Некоторые во рту держали колечко с бирюзой. Я в недоумении спросил, что это значит. Москвитяне ответили, что это знак продажности бабенок... Есть еще улица, куда ходит простой парод вычесывать грязь из головы, почему она получит прозвище Вшивого рынка. Там набросано столько волос, что шагу не сделаешь без того, чтобы не ступить, точно на подушку, на грязную их кучу"(1991).
Рейтенфельс весьма одобряет такой порядок, ибо, благодаря этому, каждый "из множества однородных вещей, вместе расположенных, может весьма легко выбрать самую лучшую"(1992).
Корб перечисляет всего 13 рядов1993, но он соединяет по несколько рядов вместе в целые группы, ибо на самом деле их было гораздо больше.
По описи 1695 г., в Китай-городе насчитывалось 72 ряда, в том числе одних рядов, торговавших материями, было до двадцати. Были ряды кушачный, рукавичный, чулочный, башмачный, голенищный, подошвенный, пушной, бобровый, соболиный и т.д. — деления, как видно, очень дробные(1994).
Находим ряд для книг, другой для икон, ряд для торговли ладаном, особый ряд для продажи облачений священников, особый монашеский ряд; специальный ряд для торговли колоколами и церковными сосудами(1995).

Этот рассказ о том, что для всякого товара имеется особый ряд, повторяется постоянно в описаниях иностранцев — и у Дженкинсона в середине XVI в., и у Петрея в 1608 г., и у Москевича в 1611 г., и у Олеария в 1636 г., и у Зани в 1672 г.(1996-1997)

Источник.


Цитата:

Различные авторы указывают на то, что такое распределение торговцев по рядам, в зависимости от вида продаваемых ими товаров, было установлено правительством:
"Купцам по роду их торговли назначены особые места, рынки и местности; в прочих местах торговать им не дозволяется" (2000).
Этого не следует, однако, понимать в том смысле, что самые ряды созданы распоряжением властей. Они возникли, надо думать, самопроизвольно, и мы находим рядки или ряды уже в отдаленные времена, находим их не только в Москве, но и во всех других городах, как необходимые места торговли2001, где сидели местные купцы (для приезжих были гостиные дворы). Однако с течением времени обнаруживается стремление торговцев производить свои операции и в других местах, и поэтому для сохранения прежнего, постепенно переживающего себя порядка правительству приходится выдерживать сильную борьбу с торговцами.
...

Источник.


Высокая конкуренция внутри специализированных рядов вынуждала торговцев нарушать правила рядности.

Цитата:

В 1626 г. было приказано, чтобы "я рядах торговые всякие люди сидели с товары своими; которыми товары в котором ряду торгуют, где кому указано, а порознь бы них-то никакое человек с разными товары в иных рядах не торговали".
К этому прибавлено, чтобы торговцы "по кресцом ни с какими мелкими товары и в воротах и в окнах и на скамьях пи с каким товаром не сидели и не торговали, а торговали в рядах и сидели на скамьях с товары своими, где кому даны места".
Этих бродячих торговцев, стоявших в воротах и сидевших на окнах или расхаживающих, старались "усадить".
"По рядам с белой рыбицей не ходить, по рядам на веках "с сельдми не ходить", "с сдобными калачами не ходить, "сидети с пирогами в лукошках".
Однако едва ли эта борьба с ходячими торговцами, которых "переводили" и "ссылали" в другие места, приводила к лучшим результатам, чем стремление рассадить всех и каждого, "которыми товары в котором ряду торгуют".
Нам известно, что запрещение торговать в неуказанных рядах повторяется неоднократно, например, в 1676 г. о неторговании на Красной площади, по перекресткам и в иных неуказанных местах разными мелочными товарами, кроме рядов, в 1683 г. о торговании всякими товарами в указанных рядах по учиненному расписанию, в 1685 г., в 1698 г.. в 1704 г.(2002)
...

Источник.


Цитата:

И все же в лапотном ряду можно было купить веревки и кадки, в конюшенном — беличий мех, в овощном — сургуч или слоновую кость, в скобяном — ремни и многое другое(2003).
В Коломне в сермяжном ряду находим лавку калачника, в железном ряду — рогожника и овощника, в хлебном — гончара, в сапожном — лапотника. Лавки кирпичников и плотников встречаются в самых различных рядах: в рогожном, соляном, масляном, льняном, калачном, овощном. "Рядок скомейной, а на них сидят с луком и с чесноком", но там же скамья кирпичника, в большом (суконном) ряду лавки, "торгуют в них сукны и толки", но имеются и 3 лавки замочников(2004).
В Нижнем Новгороде в сапожном ряду торгует масленик, в житном ряду "шелашишко, а в нем сидит за рогожами Савка Микитин", в иконном ряду стоят шалаши прядильщика и горшечника, в соляном ряду встречаются лавки портного, скорняка, пушников, в масленом ряду лавка сапожника(2005).
В Пскове на большом торгу в Сурожском ряду в одних клетях кладут "товар всякой", "сукна и тафты, и камкы, и толк, и золото", в лавках торгуют "сукны и тафты", а на скамьях "тарочки и пугвицами". Но в том же ряду находим амбары хлебные и лавки, торгующие солодом. В Грешневом ряду встречаются лавки пирожника, кисельника, шапочника. В "Иконном ряду, а ныне в нем торгуют медом и воском"(2006).
...

Источник.


Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11498
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 14.06.2025 14:21  |  #153091
Ответить с цитатой

Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик» Начало поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».


Позволим себе небольшое отступление, помянув об организации розничной торговле священнослужителей.

По этому поводу есть обширные материалы IX – XI веков, явно заслуживающие самого пристального отраслевого внимания, хотя бы по тем замечательным примерам раннехристианской отраслевой сатирической переписки, которая дошла спустя 1000 лет до наших дней.
Но, на это замечательное отвлечение у а.п. нет ни времени ни сил.
По этому, позвольте продолжить:


Цитата:

"Вдовой поп Яков живет в Козлове на посаде своим двором, а торгует всяким товаром в лавке"(2053).
В Можайске на посаде находим в большом ряду 6 лавок различных попов, 1 — протопопа, 1 — черного попа, 2 — троицкого игумена, 2 — соборного сторожа, 1 — просвирни, в Старом Пушном ряду 1 1/2 лавки попов и одну лавку протопопа, в сапожном ряду пол-лавки попа, в подошвенном лавку попа, в иконном ряду имеется одна лавка соборного протопопа, 3 1/2 — попов, 1 1/2 — дьяконов, в старом иконном ряду 4 1/2 лавки попов и лавка никитского дьяка, в рыбном ряду лавка соборного попа, в мясном ряду также лавка попа(2054).
В общей сложности духовенству принадлежало здесь свыше 40 лавок, именно 10% всех лавок, духовные же лица составляли 20% населения. В еще большем количестве представлены лавки духовенства в Пскове. Какой бы мы ряд на большом торгу ни взяли, везде найдем лавки, клети, амбары, скамьи старцев и стариц, троицких и пречистенских попов и дьячков, Иванского пономаря, дьячка Печерского монастыря, пятницкого попа, егорьевского дьякона и пономаря, богоявленского пономаря, никитского дьячка и т.д.(2055)
В Переяславле Рязанском упоминаются лавки 4 попов, диакона, пономаря2056. Едва ли духовенство само сидело в лавках, хотя и это мыслимо, скорее, оно сажало туда других лиц, торговавших за его счет. Но нельзя сомневаться в том, что торговлей оно в этих случаях занималось, ибо тогда, когда духовные лица являлись только собственниками лавок, но сдавали их в оброк, обычно имеются специальные указания на это. Такие ссылки сделаны, например, в Нижегородской писцовой книге: "В лавках сидят торговые люди, а платят оброк Никольскому попу"(2057).
Но там же в других случаях указаны лавки монахов, которые, очевидно, сами производили торговлю, ибо такой прибавки нет. Так, мы находим в Соляном ряду лавку Духова монастыря старца Панкратия Переяславца, две лавки старца того же монастыря Боголепа, в тупике за Ивановским мостом лавку старицы Матрены, а кроме того, в других местах встречаются лавки Пятницкого попа, Спасского протопопа и др.(2058).

Лавки сооружаются даже в самых церквах: "За алтарем в церковной паперти, под кровом Пресвятой Богородицы". Согласно писцовой книге Вятки (Хлынова) 1628 г., "под храмом жив. Троицы 5 лавок, и торгуют в тех лавках приезжие люди, в оброк платят к Троице на вино церковное и па свечи... Под храмом под холодным Вознесения Хр. 3 лавки, да анбар, да под теплым храмом Воздвижения же Хр. 8 лавок"(2059).
Здесь также специально отмечено, что в устроенных церковью за алтарем лавках торгует не духовенство, а посторонние лица ("хлыновские посадцкие и мелкие приезжие люди") и что они платят оброк церкви. О торговой деятельности духовенства сообщается и в других источниках. Так, пятинный сбор 1634 г., которому подлежали все занимавшиеся торговлей и промыслами, был взят, например, в г. Ливнах, и с "торговых попов"(2060).
В одном житии упоминается о священнике Пошехонского уезда, который в пол. XVI в. имел обыкновение "от далних стран скот приводити и отводити ся от человек ко иным человеком"(2061).
Сам наставник Грозного известный Сильвестр рассказывает о том, что он "у кого что купливал" и производил "без волокиты платеж", так что те люди исправно поставляли ему товары, "ино всегда мимо меня не продаст". А "кому что продавывал, ино в любовь, а не в обман", так что ему "добрые люди во всем верили и здешние, и иноземцы", — он участвовал, следовательно, и в заграничной торговле(2062).
...

Источник.


В некоторых исторических примерах упоминается экономическая деятельность монастырей XVI века, носившая откровенно спекулятивный характер:

Цитата:

В других случаях монастырям даже открыто дозволяется производить беспошлинно торговлю, закупать товары для перепродажи с барышом. Так, в тарханной грамоте Свияжскому Богородицкому монастырю 1584 г. (повторяется и в грамоте 1616 г.) читаем: "В Астрахань приехав, того монастыря старец или слуга монастырской в то судно в астраханских озерах нагребую собою 10 тысяч пуд соли, или против того числа рыбы купив положат... а в Казани или в Свияжском рыбу продают беспошлинно, а везут ту соль или рыбу до Нижнего Новагорода, и в Нижнем соль или рыбу продают беспошлинно же"(2047).

Таким образом, монастырь посылает за покупкой рыбы и соли в Астрахань и продает ее в Казани, или Свияжске, или Нижнем Новгороде, причем беспошлинно. Точно так же Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь открыто занимается торговлей. Он не приобретает непосредственно нужный ему хлеб, ладан, воск и прочее, а посылает свои наезды в Холмогоры за закупкой соли (14 тыс. пудов он вправе закупать беспошлинно), и, только продав эту соль на Вологде, люди его на вырученные деньги покупают нужные монастырю предметы. Если же люди его купленную соль на Вологде не "изпродадут", то везут ее дальше в Москву и Коломну и, продавши там, на те деньги покупают запасы на монастырский обиход. И тут все покупается и продается беспошлинно(2048).

Кирилло-Белозерскому монастырю уже в 1471 — 1473 гг. было предоставлено право беспошлинной продажи монастырского жита и соли, однако же "не перекупного товара". Возможно, что монастырь уже тогда, с уплатой пошлин или обходя их, торговал и "перекупным" товаром. Во всяком случае, Василий III разрешил ему беспошлинно производить и торговлю: покупать ежегодно 10 тыс. пудов соли в Каргополе и возить ее на продажу в Москву. При Иоанне IV это количество было увеличено до 20 тыс. :" И у тое деи соли доходило их прибытка в год до шти сот рублев", как видно из грамоты 1556 г. Этой грамотой монастырю велено "тое соляную торговлю оставити" и взамен этого дозволено купить вотчин на 2 тыс. руб. Однако торговля солью продолжалась и впоследствии. В 1592 г. монастырю предоставлено сбывать 40 тыс. пудов соли, но не больше. Но перестал ли монастырь после этого закупать и в других местах соль для перепродажи? В этом можно сомневаться, имея в виду выгодность этой торговли и широко поставленные операции монастыря (2049).

На торговую деятельность монастырей и духовенства указывают и иностранцы. По словам Флетчера, монахи "самые оборотливые купцы во всем государстве и торгуют всякого рода товарами"(2050).

Монахи, читаем в другом источнике, не уступают никому в торговле, занимаются столько же, сколько и другие покупкой и продажей, держат суда, плавающие с товарами (2051-2052).

...

Источник.


Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик», следует…


Последний раз редактировалось: Dimitriy (14.06.2025 17:17), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11498
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 14.06.2025 14:23  |  #153092
Ответить с цитатой

Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик» Начало поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».

Отдохнули.
Хорошо.
Продолжим.

Надо полагать что многие Уважаемые коллеги, до толе не искушенные в специфике розничной торговле в России IX – XVII веков, начали уже догадываться, что реальная история отечественной Рекламы далека от тех абстрактных либеральных лубков, которыми так богаты наши учебники по рекламе.

Скажем сразу, реальных памятников отраслевой истории, подобных «Крикам улиц»( Street cries) , сборникам «Крикам Лондона» или «Криков Парижа», как например «Криков Москвы» или «Криков Петербурга», у нас нет.




[img]https://p1.music.126.net/oK_hDDWBRoP98bKM0GzJdQ==/109951163318364305.jpg[/img]



Разумеется, есть значительные этнокультурные исследования XIX, XX веков, содержащие позднейшие стихотворные и прозаические памятники звуковой и речевой коммерческой рекламы, но это совсем не то.

Да, эти примеры нетрудно привести, но никакой особой предметной ценности, они на самом деле для нас не представляют.
Что конечно, никак не умоляет их значение, как памятников речевой и звуковой коммерческой культуры России, XVIII – XX веков.

В этой связи, позвольте заметить, что по скромному мнению а.п. значимость «офеней», компактной группой переселенцев (три деревни во Владимирской губернии, по национальности венгры или словаки, в разных источниках по разному, но точно не «афиняне»), появившихся в России в XV веке и занимавшихся коробейничеством – розничной торговлей, по понятным либеральным причинам, хорошо развитой в Европе ЕСО>ИСО, но почти не знакомой в России, без условно значимого участника рынка торговой коммерческой рекламы России XV – XX веков, кажется ему сильно преувеличенной.







Цитата:
Словарь офений «В.И. Даль».

Цитата:
Офено-русский и Русско-офенский словарь. 1839.


Да, вклад «офеней» в развитие коммерческой рекламы, трудно переоценить, но вклад самой коммерческой рекламы в историю развития Рекламы в России, в целом, кажется а.п. неоправданно и сильно переоцененным.

Собственно, поэтому, сразу после горластых греков в истории отрасли следует капля эпохи Петра I и море буйства коммерческой рекламы XIX века. Так, словно до Петра Алексеевича никакой другой Рекламы в России и не было.

Давайте просто подумаем.

Вот хвастливая тематическая статья из справедливо нелюбимой «Wikipedia»:


Цитата:

К XVIII веку появились магазины, торгующие товарами повседневного спроса[4].
В XIX веке появились универмаги. Их изобретателями называют Аристида Бусико[фр.], который в 1872 году открыл в Париже универсальный магазин под названием «Au Bon Marché» и Чарльза Дигби Хэррода, преобразовавшего отцовский магазин Harrods в универмаг к 1880 году[5].
Ещё в ХV — ХVI веках в Германии разбогатевшие лавочники, торговавшие мясом, создавали сети лавок по продаже мяса под единой вывеской. В США сети магазинов начались с основания The Great Atlantic and Pacific Tea Company (A&P) в 1859 году. К началу 1920-х годов в США конкурировали три национальные сети: A&P, Woolworth’s и United Cigar Stores[англ.]. С 1901 году в Чикаго появилась аптечная сеть Walgreens, которая к 1913 году насчитывала уже 5 аптек[6][7].
Первым, кто задумался о контроле денежных поступлений в заведении с несколькими продавцами, был Джеймс Якоб Ритти, владелец бара Pony House в городе Дэйтон (штат Огайо), открытого в 1871 году. Популярное заведение упорно не давало прибыли, так как персонал регулярно прикарманивал выручку, а увольнение и набор новых людей не решали проблемы. Совершая путешествие из США в Европу, Ритти однажды заглянул в машинное отделение корабля и увидел там тахометр, подсказавший ему идею учитывать принимаемые от клиентов деньги так же, как тахометр учитывает количество оборотов гребного вала. В 1879 году Ритти изобрел кассовый аппарат. Запатентовав своё изобретение, Ритти продал его Джону Генри Паттерсону[англ.]*[8], который в 1884 году создал компанию National Cash Register Company[9]. Уже к 1911 году NCR, продавала более одного миллиона кассовых аппаратов в год[10].
Первые два магазина самообслуживания с прямым доступом к товару были открыты независимо друг от друга в 1912 году в Калифорнии. В 1916 году в Мемфисе зародилась американская сеть супермаркетов Piggly Wiggly[англ.], которая спустя семь лет насчитывала уже 2800 магазинов. К концу 1930-х годов в США насчитывалось уже несколько тысяч торговых точек, работающих по принципу самообслуживания.
В середине 1970-х годов во французской розничной сети Carrefour впервые появились товары под собственным торговым знаком этой сети[6].
Торговле требовалась автоматизация учёта товаров. В 1974 году состоялась первая продажа товара с отсканированным штрих-кодом. К 1984 году уже 33 % магазинов США имели сканеры для считывания штрих-кодов[11].
В 1992 году Чарльз Стэк основал первый интернет-магазин books.com[англ.] по продаже книг[12][13]. В 1994 году появился интернет-магазин Amazon. В XXI веке интернет-торговля бурно развивается.
...

[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Розничная_торговля]Материал полностью.[/url]


Ничего не смущает?

Россия могущественная империя, разрешает легализовать незаконные дотоле магазины в 1742, в 1756 принимает закон о регламентации их наружной рекламы, открывает в столице первый законный магазин английского купца в 1786 и только в 1797 разрешает русским купцам открывать магазины по месту жительства.

Кто-то все ещё полагает Россию отсталой сверхдержавой?
Может дело здесь в чём-то другом?


Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11498
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 14.06.2025 14:27  |  #153093
Ответить с цитатой

Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик» Начало поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».


Однако мы ещё не закончили с коммерческой рекламой России XV – XX веков.

К искреннему сожалению а.п., в нашей отрасли бытует неверное патриотическое убеждение, что если с чего и начинать возрождение отечественной русской рекламы, то с лубка…



Ералаш. Иллюстрация к книге Дмитрия Ровинского «Русские народные картинки». Санкт-Петербург: Типография Академии наук, 1881.
Цитата:

В допетровской Руси рекламные коммуникации — устная и фольклорная реклама (зазывалы, коробейники и разносчики), вывески, товарные клейма и знаки, лубки (прототипы рекламных листовок) и т.д. — в силу слабого развития товарного производства и торговли, больших расстояний и холодного климата применялись весьма ограниченно.
...

Источник.


Лубок пришел в Россию из Европы в начале XVII века.

Расцвет лубочной рекламы в России приходится на конец XVIII, начало и середину XIX веков.

А нас, по определению, интересуют примеры национальной рекламы, самое позднее, начала 40-х годов XVIII века.

То есть первые сто лет её существования в России.
А именно они, как правило, очень слабо освещаются в научной литературе.

Да, разумеется, вся интересующая нас лубочная реклама, как по команде, ровно с 1742 не закончила свой путь и выпускалась еще как минимум до 50 – 60-х годов XVIII столетия, но ее примеров а.п. в его поисках встретить так и не довелось.

Рекомендуемые источники:
• Кому интересна коммерческая и политическая реклама лубка в России, пожалуйте к Снегиреву: «Лубочные картинки русского народа.» Москва. 1844 г.
• Кому интересен политическая и коммерческая реклама в технике лубка XV – XIX, ступайте к Буслаеву: «О русских народных книгах и лубочных изданиях». 1860. ( к сожалению н репринт).
Очень хорошая работа по русскому лубку XVII – XX веков неизвестного а.п. современного автора («без обложки»).


P.S.
Интересно, как «смутное время» сказалось на численности купеческих рядов России.
*Федор Иоаннович – третий сын Ивана IV (Грозного).


Цитата:

При Федоре Иоанновиче число торговцев гостиной сотни в Москве было 350, суконной 250, но в Смутное время сотни пришли в упадок, так что надобно было наполнять их.
В 1649 году гостей было 13 человек, гостиной сотни 158, суконной 116. Несколько позже, по известию Котошихина, число гостей простиралось до 30, а людей гостиной и суконной сотни около 200 человек в каждой.

Источник.



Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11498
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 14.06.2025 14:29  |  #153094
Ответить с цитатой

Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик» Начало поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».


Ну вот, собственно, и добрались до самого главного.
Начнем.

Почему на многочисленных рынка, базарах, ярмарках России с IX по XVIII веков не было и не могло быть никакой привычной либеральной коммерческой рекламы, а та патриотическая розничная реклама, что была (лубок не в счёт), в основном, являла Процесс - действо и более походила на вертеп, на скоморошничество, на уличный балаган?

Что бы ответить на этот вопрос следует углубиться в теорию.

Вспомним о принципах организации выбора Потребителя в Системах Распределения с разным преобладанием:

• в Системах Распределения, в ЕСО>ИСО, в рознице, выбор Потребителя реализуется в ширину модельного ряда - Т 1, Т 2, Т 3 …. Т N.;
• в Системах Распределения, в ИСО>ЕСО, выбор Потребителя реализуется в глубину модельного ряда – Т 1.1., Т 1.2. Т 1.3. …. Т N.N..

Такое отличие обуславливается отношениями между участниками Систем Распределения и Продуктами, и Процедурами, которые они преобразуют:

• в Системах Распределения ЕСО>ИСО участники Цикла Обмена подчиняются Продуктам и Процедурам, которые они преобразуют;
• в Системах Распределения ИСО>ЕСО участники Цикла Обмена распоряжаются Продуктами и Процедурами Обмена которые они преобразуют.

Что непосредственно сказывается на широте ассортимента Продуктов и Процедур Обмена:
• в Системах Распределения ЕСО>ИСО ассортимент развивается в ширину модельного ряда;
• в Системах Распределения ИСО>ЕСО ассортимент развивается в его глубину .

Таким образом, коммерческая реклама, выделяющая свойства одних Продуктов и Процедур Обмена по сравнению с другими, может существовать только для последовательности: Т 1, Т 2, Т 3 …. Т N.

А в последовательности: Т 1.1., Т 1.2. Т 1.3. …. Т N.N. коммерческой рекламе делать нечего, в первую очередь по тому, что при выборе в глубину модельного ряда Потребитель оперирует к своему индивидуальному началу , к своим жизненному Опыту, Среде Обитания, Культуре, Образу Жизни, а никак не к коллективным модным Формами Поведения и тем более не к государевым законам.

Иначе, коммерческая Реклама в национальной традиционной рознице России НЕ РАБОТАЕТ и БЕСПОЛЕЗНА, как любая и всякая Реклама, работающая на «сложение» и спекулирующая на массовом коллективном коммуникационном либеральном Опыте ЕСО>ИСО.

Это утверждение можно проиллюстрировать одним примечательным обстоятельством.
Иностранные купцы торговали в России с незапамятных времен.
Торгуя в России они строили и оформляли свои торговые площади в соответствии с либеральными представлениями о профессиональной культуре торговли ЕСО>ИСО своего времени.
Русские купцы были с этими традициями хорошо знакомы, тем не менее за почти что 800 лет они не переняли, не скопировали, не воспроизвели никаких образцов коммерческой рекламы вплоть до 1797 года, когда русским купцам наконец было разрешено открывать магазины по месту жительства.

Справедлив вопрос, а может ли на выбор Потребителя влиять Политическая Реклама.
Справедлив ответ – конечно нет!
Управления разные!
Либеральная Политика, Наука против Веры, против Религии: Христос и Иуда.

Важно также понимать, что реализация многообразия модельного ряда в глубину, предполагает невербальный выбор, требующий от Потребителя тесных отношений с образующими его Системами Распределения, т.е. выбор Потребителя в ИСО>ЕСО сродни медитации, трансу, сну.

В некотором смысле можно сказать, что по сравнению с рекламой Коммерческой, реклама Скрытая, реклама Потребления, воспринимается носителями либеральных ценностей, как колдовство, как магия, недоступное для их понимания действо, обычно ошибочно причисляемое ими к архаическим формам торговли.



И так, альтернативой Коммерческой Рекламы ЕСО>ИСО является Реклама Скрытая ИСО>ЕСО.

Как уже было отмечено выше, Скрытая Реклама в отличии от Рекламы Коммерческой работает на вычитании, на разрушении Опыта и апеллирует не к образованным Потребителем Системам Распределения, а к Системам Распределения его образующим.

Понятно, что общество и государство Скрытую рекламу не любят, от того, как не имеют над ней никакой власти.
Достаточно посмотреть на Закон о Рекламе: регулирует Коммерческую, игнорирует Политическую, порицает Скрытую, не догадывается об Информационной.

Фактически, начиная с 1742, последние 283 года, Россия пребывает во власти чуждых для себя, навязанных ей либеральных форм торговли и враждебных себе инструментов рекламы, которые вообще не отвечают настоящим национальным нуждам и чаяниям россиян.

Большая часть наших Уважаемых коллег не просто этого не понимает - не знает, но знать не хочет.
И обвинить их, собственно, не в чем.
Им никогда никто ничего об этом не говорил, а сами они никогда этим не интересовались.

Подобно обстоят дела с маркетингом.

Принцип действия маркетинга ЕСО>ИСО состоит в стремлении сделать заведомо одинаковые Товары, Услуги, Решения ЕСО>ИСО, разными.
Потому, что их Производство не может в условиях гнета Продуктов и Процедур, которые они преобразуют, делать Товары, Услуги, Решения разными.
Это для ЕСО>ИСО не позволительная роскошь.

Именно поэтому, собственно, изначально все Товары, Услуги, Решения в ЕСО>ИСО имеют высокое неизменное качество, а разным качеством, желанным для всякого Потребителя их делают с помощью маркетинга и коммерческой рекламы.

Но, в России, по природе ИСО>ЕСО, все Товары, Услуги, Решения разные!
Зачем их делать ещё более разными, чем они есть?

Позвольте напомнить:
• Распределение рекламирует то, чего у него нет;
• Управление скрывает то, чего у него нет;
• Производство рекламирует то, что у него есть;
• Потребление скрывает то, что у него есть.

Разумеется, Реклама и Маркетинг в России не могут и не должны утверждать, что в отличии от ЕСО>ИСО все Товары, Услуги и Решения у них одинаково качественные!
Конечно нет! Это патриотическая глупость.
Реклама и Маркетинг в России должны убеждать Потребителя в том, что Производитель может предоставить ему Товары, Услуги, Решения со столь большим ассортиментом глубины модельного ряда, что он, Потребитель точно найдет там то, что нужно ему.


Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик», следует…


Последний раз редактировалось: Dimitriy (15.06.2025 2:06), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW

Dimitriy

Dimitriy 

Харизма: 25

Сообщений: 11498
С нами с 27/02/2007 г.
Откуда: Россия, Сарское село.
Добавлено: 14.06.2025 14:32  |  #153095
Ответить с цитатой

Продолжение поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик» Начало поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик».


Аполлинарий Васнецов. «Старая Москва. Улица в Китай-городе, начала XVII века». 1900 г.



Полагаете в Москве было так плохо с древесиной, что москвичи не могли построить лавки для книг, которые тогда в России были предметом роскоши и поэтому продавали их со столов?

А может Аполлинарий Михайлович это придумал?

Помнится Илья Ефимович покупал тяжёлые плотные ткани, чтобы достоверно передать механику драпировки одежд царя и его сына и интерьера покоев для своей картины «Иван Грозный и сын его Иван, 16 ноября 1581 года».



«Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года». Илья Репин. 1883–1885 г.

Аполлинарий Михайлович изучал быт и традиции Москвы досконально и его картинам можно доверять, как себе.

* Почему ярмарки, базары, рынки, торги в России выглядят, как пчелиный улей, почему они не выходят из «зачаточного», «первобытного», «архаического» состояния десяток веков?

* Почему торговые места на площадках розничной торговли представлены символично, формально, бесконечно отдалённо напоминая магазины либеральной розничной торговли, сохраняя таковой свой вид сотнями лет без видимых причин?

* Почему купцы российские на протяжении более 8 веков упорно не перенимали у купцов заморских ни конструкцию их торгового оборудования, ни коммерческую рекламу их торговых мест и не привнесли её в свой оборот, не изменив облик и содержание своих лавок на рынках, базарах, ярмарках и торгах, вплоть до 1797, когда купцам разрешили открывать магазины по месту жительства?

* Почему, беря гравюры XVI – XIX веков с обликами европейских городов и видя развитие коммерческой рекламы, её рост - чем была и чем стала, а смотришь на «нашу» - 35 лет минуло и не проросла: одно «засохнет» - выкинут и тотчас втыкают «другое-чужое», а своего доморощенного как не было, так и нет?

Все дело в преобладании Систем Распределения.

В Системе Распределения ИСО>ЕСО, в отличии от наших соседей, либеральных Систем Распределения ЕСО>ИСО совсем другой подход, другие принципы.

Да, мы очень похожи, предательски похожи, но есть разница.

В России, во вспомогательной либеральной подавляемой Системе Распределения ЕСО>ИСО действительно есть возможность выбирать в ширину ассортимента, но она не является основной, господствующей ИСО>ЕСО, которая дает нам право выбирать в глубину.

Модно выражаясь наш выбор ИСО>ЕСО «виртуальный», «ретроспективный», позволяющий нам сравнивать один и тот же Продукт и Процедуру Обмена на разных этапах его жизни, этапах его преобразования в Цикле Обмена, который мы обслуживаем.


Окончание поста: «Между ангелом и бесом», темы: «Варвар» и «Еретик», следует…


Последний раз редактировалось: Dimitriy (14.06.2025 19:30), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
профайл | личное сообщение | E-Mail | WWW
 
Показать сообщения:    Страница 20 из 21
На страницу: Пред.  1, 2, 3 ... , 19, 20, 21  След.
Список форумов -> Теория Рекламы Предыдущая тема :: Следующая тема
Уровень доступа: Вы не можете начинать темы, Вы не можете отвечать на сообщения, Вы не можете редактировать свои сообщения, Вы не можете удалять свои сообщения, Вы не можете голосовать в опросах

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Бизнес - Графика

Бизнес - Графика
Бизнес - Графика. Редко в каком издании можно встретить столь полную коллекцию работ, объединенных двумя свойствами. Во-первых - элегантное графическое решение. Во-вторых-успешная бизнес-концепция. Независимо от того, является ли проект ребрендингом уже существующей компании или приурочен к выходу в свет нового продукта или услуги, эффектный, аглавное, эффективный дизайн помогает донести до людей нужную информацию.Книга " Бизнес-графика" представляет сотни креативных примеров,которые наглядно демонстрируют, как стратегически верный дизайн может позитивно влиять на развитие и рост бизнеса.В книге огромное количество реализованных дизайн-проектов, которые помогли клиентам преуспеть в бизнесе. Так же представлены примеры брендинговых кампаний, руководство по работе с бренд-буками, корпоративные брошюры, фрагменты почтовой рассылки, служебные записки, логотипы, открытки, упаковки, каталоги продукции, вывески и многое другое.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

на правах рекламы

19.06.2025 - 12:00
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация