Хочешь – жни, хочешь – куй

Дата публикации: 14.03.2016
Раздел: Есть мнение ...

Есть такое деревенское поверье: дескать, рифмованное всегда лучше нерифмованного. Посему рекламу надобно рифмовать. Чтоб складно было.

Традиция идёт с приснопамятных казённых попоек на рабочем месте, по поводу юбилея предприятия или какого-нибудь замшелого предпенсионного Сидор-Петровича, когда дружным коллективом жэка, институтского отдела или заводоуправления сочинялся стихотворный адрес, те же вирши писались в стенгазету или заводской листок. С тех пор любовь народная к стихоплётству не угасает. А заказчик рекламы он откуда? Как правило, из самой что ни на есть гущи народной. Оправдывается страсть к рифме тем, что стихи завсегда «красивше» унылой прозы и лучше запоминаются. Вылетело из головы название товара – напрягся, стих вспомнил – вот оно название. Доля правды в этом есть, но только доля.

Рифмование способствует запоминанию далеко не всегда. Наглядный пример – назойливая частушка микрокредитования «Домашние деньги», несущаяся изо всех щелей уже минимум год. Кто-нибудь благодаря поэзии телефонный номер запомнил? «8-800-555-35-35 – проще позвонить чем у кого-то занимать…» Честно говоря, дальше 8-800 так и не продвинулся. Потом то ли 555, то ли 535… Зато зрительно номер запоминается сразу, благо простой. Надо лишь приглядеться. А на слух – увольте. Несмотря ни на рифму, ни на забавного толстяка – рекламного персонажа.

Точно такая же история с «Мастердент». «Мастердент – сеть стоматологий, номер наш един: двести семьдесят четыре, десять, ноль один!» Тут ещё и нейминг скорбный. «Мастердент» или «Мастер Дент» не придёт в голову только ленивому. В результате разного рода мастердентов в России и СНГ хоть завались. Прислушайтесь к себе, напрягите память: сколько названий торговых марок вы запомнили благодаря рифмованному слогану? Хорошо если одно. Вот и у меня в памяти только лишь бессмертное: «Нигде кроме как в Моссельпроме». И качество нейминга тут ни при чём.

«Нигде кроме как в Моссельпроме».

Но главная беда того, что раньше называлось ведомственной поэзией, даже не то, что во многих случаях она не работает. Ладно бы только не работала. Она ещё и отпугивает. Поскольку несёт отпечаток невыносимой казённой провинциальности – когда герань в консервной банке, а на стене календарь с Боярским – того, что принято теперь называть «совком» (сам этого жаргонизма не выношу, но из песни слова не выкинешь). Или же невыносимой «продвинутой» глупости, по сравнению с которой даже «совок» кажется счастьем.

В своё время был знаком с дамой, с которой от «Не тормози – сникерсни» случалось что-то вроде эпилептического припадка, настолько слоган казался ей пошло-омерзительным. И её очень даже можно понять. Уж лучше «Ветка сирени упала на грудь…» Вернее, менее хуже. Зубодробительный идиотизм рифмования отпугнул не одного потенциального покупателя. Чего только стоит, к примеру: «Ням-ням, покупайте Микоян», «Любимая пища бойца молодого – это тушенка по имени ОВА», «Квас Никола, быть русским по приколу» или «Каждый день нам всем необходим Калия йодид йодомарин!»? А как вам такое: «Настиг вездесущий туалет? Гентос. Простатиту нет!»? Туалет, понимаешь, у них вездесущий, да ещё и настигает. И так далее, и несть сему числа.

Но жемчужина коллекции – это, конечно, легендарные рифмы, отмеченные вниманием творческой интеллигенции ещё в советские времена. Помнится, ещё Андрей Максимков и Андрей Ургант на ленинградских театральных капустниках падали ниц перед рифмой «ботинки – полуботинки», предлагая ещё более революционную – «брат – двоюродный брат». Теперь такое стихосложение вполне в порядке вещей, судите сами: «Бимакс 100 пятен – чемпион против пятен», «Болезней много, аппарат один – Алмаг 01». Дивные рифмы «пятен – пятен» и «один – один» рвут сердце.

Помимо сомнительности рифмования, как универсального приёма, проблема ещё и в поэтах. Минули времена гениального Маяковского, который рифмовал рекламу исключительно потому, что стихи были его стихией, в которой чувствовал он себя как рыба в воде. Потому рифмовать ему было легче, чем не рифмовать. Совсем иное дело – мальчик или девочка – копирайтер, наш с вами современник. Такой, как правило, писать умеет только про лидерство, личностный рост, компетентности и ценности с миссиями, ничем, кроме птичьего языка, не владея. Потому и слагает, как может, но непременно стихами. Наверное, и сам не рад, но тут уже заказчик неумолим.

Непонятно, отчего так редко привлекают к копирайтерству полуголодных студентов-филологов или студентов-литераторов из какого-нибудь литературного института. И им бы кусок хлеба и публике облегчённо вздохнуть. А то дышать давно уже решительно нечем, кругом – «Helen Harper из Европы – это радость детской попы». Рифма «Европа – попа», кстати, не новая, ею ещё Козьма Прутков пользовался, только второе слово всегда начинал с буквы «ж».

Михаил Дряшин, креативный директор PR2B Group
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article135766.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100