Где фарватер делать будем?

Дата публикации: 08.03.2010
Раздел: Репортажи

«Тетра Пак» организовал конференцию, посвященную дизайну картонной упаковки«Тетра Пак» организовал конференцию, посвященную дизайну картонной упаковки. Актуальные тенденции достались шведам, а наболевшие проблемы - нам. 

Начнем с нас. На конференции "Актуальные тенденции в дизайне картонной упаковки" развернулась дискуссионная панель «Россия - в фарватере мировых трендов». Докладчики - Алексей Фадеев, творческий директор Depot WPF Brand&Identity, Вадим Журавлев, Вице-президент Mildberry Brand Building Solutions и Эркен Кагаров, креативный директор брендинговой компании Imadesign, как оказалось, ходили с фонарями по дну мирового фарватера. Общий вывод: при невнятном брифе и отсутствии   дифференциации в маркетинге продуктов, все, что остается дизайнеру - вложить душу в контакт с коробочкой.  

Всю правду о дизайн-брифе  (так назывался доклад) Вадим Журавлев рассказал в духе криминальной хроники о жертвах насилия: повернувшись спиной к камере дизайнеры признались в следующем:

  • Клиент предпочитает навязать решение, а не описать потребительское ощущение, которого требуется добиться.
  • Клиент и дизайнер не понимают друг друга из-за различной интерпретации терминов, скажем, слова «премиальный», который в устах клиента означает пестрый и яркий, а в мозгу дизайнера - утонченный и стильный.
  • Считая бриф чем-то вроде должностной инструкции, клиент сыпет штампованными словами и фразами, что отнюдь не вдохновляет дизайнера, а наоборот, вгоняет его в уныние.
  • В результате в руках дизайнера оказывается ворох совершенно одинаковых брифов - не только по стилистике, но и по УТП.
  • А между тем, бриф переполнен абстрактными категориями и почти ничего не говорит не только об уникальных достоинствах, но и о самом товаре, его конкретных свойствах и чертах.
  • У клиента и дизайнера зачастую абсолютно разное понимание целевой аудитории, что вполне объяснимо разностью профессиональных взглядов.
  • Брифа как такового недостаточно, его необходимо дополнять живым диалогом с клиентом. Без общения бриф - просто бумажка.

Ужас, правда? Картина брифа напоминает чиновничий дискурс, который, оказывается,  так и не ушел из бизнес-среды. А каков бриф, такова и упаковка.  

Еще более веселую картину нарисовал Алексей Фадеев («Дизайн упаковки как зеркало социальных трендов»), взяв за основу рассуждений два наших продукта: молоко и мед. Как оказалось из сравнения с западными анлогами, «там» существуют, по крайней мере, три главных товарных суперкатегории - так называемые just, special и functional. К первым относится просто молоко, ко второму - что-то типа «органик» и прочее, к третьему - безлактозное и так далее. У нас же - пестрая неопределенная масса, да и не молоко уже, а некий похожий на него продукт общей переработки (новый техрегламент лишь вводит производителей в страх и ступор, посему мы до сих пор не знаем, что пьем), а тон задает единственный и неповторимый - «Домик в деревне», гениальная смычка между городом и деревней в виде учительских очков на интеллигентном носу.

«Биомакс» - исключение, подтверждающее правило: за неимением четкого позиционирования молоко у нас пока делает акцент на «традицию» или «фан». Private lable- пока не тренд, зато, добавим от себя, появляются уже такая копирайтерская «феня», как «Ясный луг».

Та же самая история, как оказалось, у нас с медом, который, судя по упаковке, отличается лишь двумя свойствами - он желтый и сладкий. О вкусе, пользе или банальном удовольствии речи нет нигде, и это одна из главных причин того, что мед в России едят в 20 раз меньше, чем в Европе. А между тем, например, Франция гордится тремя продуктами - сыром, вином и медом. О нашем сыре-колбасе можно говорить лишь в формате бутерброда (см ТУ на молочной упаковке), а о вине у нас не говорят, а... плачут...В последнем случае - не только потребители, но и дизайнеры.

Количество трендов на западе растет - это и «вода из под крана», и спец-продукты для пенсионеров, так называемые fair-trade и даже spa- продукты. У нас брендов тоже становится больше. Но разница в том, что «там» бренды живут и забивают ниши, а «тут» уходят и тут же забываются.

Нет у наших брендов, в отличие от западных, и полноценной истории, и преемственности.  Разработанная одной командой бренд-платформа, попадая в другие руки после кадровой «встряски», ложится в стол, и работа начинается «с нуля». У нас принято гнаться за новыми клиентами, а у них - обслуживать одного или нескольких на протяжении многих лет. Наконец, у наших брендов нет социально-ориентированного образа, говоря проще, русским брендам на людей наплевать. Вот почему в выборе марок до сих пор ведущими критериями является цена, а производитель стоит на последнем месте.

Однако бизнес есть бизнес, и если потребитель заявляет себя как безликая масса, то производитель будет месить для него массу, а дизайнер эту массу паковать в массовую упаковку. И это, конечно, не так. Против - все. В том числе, и  Эркен Кагаров, представивший  опыт дизайнерского контакта с пакетиком  от «Тетра Пак».

На нескольких примерах он показал, как граненая форма может стать слитком Gold, а пригнутые боковые «ушки» превратиться в уголки кружевных платочков, подсказал, что скоро в моду войдет забытая «голографическая открытка», так что придется ввести регламент на исопользование отражательных свойств упаковки, а также намекнул на бесконечные креативные свойства самого названия - обозначил - шрифтовой, графический тренд.

Что же до компании «Тетра Пак», то помимо детального описания экологических свойств упаковки, среди которых самой актуальной сегодня  считается возможность полной утилизации и переработки (доклад вице-президента по охране окружающей среди Александра Барсукова), а также перечисления мировых трендов, столь далеких пока от наших равнин (доклад руководителя департамента по работе с дизайнами -  Руперта Невилла), компания сделала неожиданный шаг, проще говоря, «выпендрилась».

Публике была представлена развернутая презентация Бьорна

Дрофарка, генерального директора стокгольмского брендингового агентства Amore, -  о том, как агентство взяло и раскрасило пакеты и бутылки  «Тетра Пак» в различные цвета, оттенки фигурки и полоски. Просто так, не корысти ради, а от счастья полноты, как расписывают наши дети гжельских свинок и котов. Орнаменты получились подозрительно шведскими, но, как уверил нас докладчик, за северным минимализмом скрывались с любовью изученные и доведенные до абсолюта глобальные универсалии - солнце, зелень, горы,  недра, и вообще...

Вы себе производите-наливайте, рисуйте-продавайте, покупайте-утилизуйте, а нам это -  до пакета,  будто говорили нам шведы, отчего зрители - упаковщики и маркетологи -  впали в справедливое и даже слегка угрюмое недоумение: а где же тут у вас, товарищи,  фарватер?

Пока бывшие классовые враги легким движением руки превращают актуальные тренды в чистый арт, мы героическими усилиями ведущих бренд-агентств  выращиваем из тощего маркетинга сколько-нибудь внятный дизайн. Берем моральным духом.

«Тетра Пак» организовал конференцию, посвященную дизайну картонной упаковки
«Тетра Пак» организовал конференцию, посвященную дизайну картонной упаковки
«Тетра Пак» организовал конференцию, посвященную дизайну картонной упаковки
«Тетра Пак» организовал конференцию, посвященную дизайну картонной упаковки

Юлия Квасок
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article78147.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100