Рекламистов тоже выгонят

Дата публикации: 05.10.2008
Раздел: Репортажи

Предстоящий снос ЦДХ и прилежащего к нему парка скульптур - больше не слух, а реальный процесс, который, еще можно остановить. В том числе - силами рекламистов.

Апельсин - символ потребительского счастья и оранжевого неба, новогодний плод, затащивший под кожуру весь рекламный креатив - от «хрустальных»  и «заводных» премий до «охученных фруктов»,  ныне   грозится раздавить Москву.

Речь ниже пойдет не только об очередном   подкидыше г-на Фостера матушке Москве. Гипер-фрукт из голливудского ужастика обещает стать для москвичей, особенно для посетителей культурного центра на Крымском валу, «рубиконом» за которым - окончательное превращение столицы в мыльный торгово-развлекательный пузырь. 

Сюжет немаловажен и для нас, рекламистов. Во-первых, ЦДХ - бессменная площадка для многочисленных профильных выставок, в том числе для так и не прижившейся в «Крокусе» выставки-ярмарки «Дизайн и реклама», и бьеннале «Золотая пчела». Во-вторых, добрая наша половина имеет художественное образование, а значит, для них здесь родное все - от школы юных художников и  магазинчика с багетной мастерской  до выставочных залов и флигеля «Третьяковки». Прибавьте к этому единственную в городе демократичную концертную площадку, на которой выступают все - от питерских «Лицедеев» до монстров русского рока, Музей кино, знаменитый антресольный этаж и буфет, где столько выкурено восторженных сигарет (видеоарт ли Пьерика Сорена или холсты Моисея Фейгина...). Помните, как вам не хватило кресла в лекционном зале и вы с угнездились на ступеньке?

 В основе громадных «брежневских» кубов и пролетов - золотое сечение, - свидетельствуют архитекторы. Отсюда - всегдашняя готовность залов ЦДХ подчиниться любой сценографической идее и отличная вписанность могучего квадрата в около-москворецкий ландшафт.

Короче, вы меня поняли. Отдать ЦДХ  для нас оказалось больнее, чем, скажем,  гостиницу «Москва» (мы там не жили) или «Военторг» (мы туда особенно не ходили) - мысль Артемия Троицкого. Честно и нецинично: ЦДХ - это то, куда мы, повзрослев, пришли из «Детского мира» (упокой, Господи, его душу после будущей «реконструкции»). На моих глазах родилась метафора: ЦДХ с прилегающим к нему парком скульптур - последний кусочек нашей - свободной, современной, Москвы, Антарктида, тающая  под действием глобального потепления и превращающаяся в жирный и самодовольный тропический фрукт.

А теперь - по существу.

2 октября, в РИА-Новости состоялась пресс-конференция Общественного совета, созданного из представителей художественной и иной интеллигенции по  горячим следам форсированных сверху «апельсиновых» инициатив.

На вопросы журналистов отвечали: директор ЦДХ Василий Бычков, директор Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева Давид Саркисян, архитекторы Юрия Авакумов и Елена Гонсалес, критик и искусствовед Артемий Троицкий, председатель Московского союза художников Иван Казанский.

Что происходит?

История с 18-этажным «Апельсином» оказалась не слухами об очередной  точечной застройке, а реальным делом по возведению жил-торг-развлекательного массива в 450 тыс. кв м. над и 350 тыс. кв м. под землей со сносом не только здания ЦДХ, но и парковой зоны вокруг него. В парке скульптур, относящемся, согласно действующему законодательству, к низкой категории застройки,  не может находиться более чем 50 тыс. кв. м. зданий и сооружений.  Такая застройка является настоящей экологической и инфраструктурной угрозой и без того заавтомобиленному городу. Школа для маленьких художников выселяется вообще,  как не имеющая районного статуса.   

Взамен власти обещают сохранить институты  - ЦДХ и «Третьяковку»  и окружить их элитным жильем-быльем (включая апартаменты для художников по 50 тыс. евро за квадратный метр - не будем показывать пальцами, кто там может жить) и некоей имитацией парка.

Третьяковка и ЦДХ, по слухам, готовы уже согласиться жить в подвале для «жирных пингвинов», но без особого энтузиазма: соседство, прямо скажем, не из приятных,. Дает себя знать опыт реконструированного Манежа, откуда уходят мало-мальски уважающие себя культурные организации. ЦДХ терпел и терпит рекламу банка на крыше, Кин-Конга Первого снаружи и меховые салоны внутри, но ведь всегда есть надежда на лучшее, да и всему есть свои пределы. С другой стороны, ни у кого нет стопроцентной уверенности в том, что «Третьяковка» и ЦДХ получат адекватное количество площадей, а вместо деревьев вокруг не насадят церетелевской бронзы а-ля все тот же Манеж.

«Апельсин» оказался не только тяжелым камнем в огород сравнительно лояльной к властям культурной элиты (о чем с чувством говорили и   Троицкий, и Авакумов). Это сооружение  -  апофеоз строительной политики московских властей, в которых отчетливо обозначены  несколько тенденций (их подчеркнули Давид Саркисян и Иван Казанский). Первая - повальная «куполизация». Она обусловлена глобальной заботой о здоровье мерзнущих москвичей, иначе говоря, ментальным потеплением верховных мозгов). А также проблемой, простите, отхожих мест в старых постройках, которые иначе как «куполизацией», видимо, не решить.  Гостиный двор,   Царицыно, Теплые торговые ряды -  все это уже притчи во языцех: Москва  ныне и присно -   город стеклянных куполов. А вместо «пирогов» - вылетающие, как из печки, торгово-развлекательные центры. Некого водить теперь  на Хитровку, кроме «пингвинов», нечего выставлять в Гостином дворе, кроме трусов со стразами. Иван Казанский посоветовал: пока тепло - прокатитесь на речном трамвайчике по обводному каналу - вы не узнаете города.

Другая тенденция - зарываться в землю в поисках гаража и других лакомых метров. Здесь притча - Манежная площадь. В планах - Пушкинская и Кутузовская вместе с проспектами и прилегающими улицами. Москва грозит стать искусственным муравейником, а москвичам светит выходить на улицы, дабы защитить эти самые улицы.

Третья тенденция - воссоздавать то, что снесено в некоем околопервоначальном виде. Она известна каждому москвичу и гостю столицы. И в ней кроется главная причина всех строительно-архитектурных телодвижений в Москве: смена собственника. «Центр Москвы мы безнадежно проиграли», - признался Саркисян. 

Строго говоря, «Апельсин» - дитя четвертой тенденции - задействовать звезд мировой архитектуры для возведения бездарных «шедевров». Подальше от родного Лондона, где Фостеру доверили  скромненький мостик через Темзу -  к «Тейт». Потому что город - это среда, природа и экология пространства. На которую гастрабайтеру частенько наплевать. Такая тенденция не только портит город («сходите на Мосфильмовскую, там стоит нечто, вызывающее вопросы не только об интеллектуальном уровне заказчика, но и о природе фантазий исполнителей, - посетовал Иван Казанцев). Бездарные новостройки подогревают московский консерватизм: лучше смерть от варвара, чем от антихриста - помните Константинополь? Москва будет лучше щи лаптем хлебать, чем позволит себе какое-то архитектурное развитие. Тем более, что советские архитекторы были (посравнить да посмотреть),  не так уж плохи, и строили они - для, а не вообще.

Отчего сыр-бор?

Формирование Общественного совета  -  экстренная мера. Как сообщил Василий Бычков, при правительстве России создана «апельсинная» рабочая группа. Сейчас она занимается «обработкой» жителей домов района, где располагается ЦДХ, ибо есть закон о публичных слушаниях, на которых близлежащее население информируют о проекте и испрашивают согласия на строительство. Закон не предусматривает инспектирование процесса слушаний со стороны независимых общественных организаций. Не удивительно, что группе удалось составить поручение правительству, которое, в свою очередь, собрало комиссию из чиновников во главе с г-ном Ресиным. Все, что остается последней - подать соответствующее поручение институту Генплана. На выработку планировочнго решения уйдет примерно месяц. Еще три понадобится на согласование, после чего можно спокойно объявлять конкурс на техническое освоение территории. Таким образом «апельсин» будет очищен от каких-либо проектных альтернатив. А пока «шедевр» выставлен в российском павильоне Венецианской биеннале без привязки к определенному месту - как симпатичная идея. 

Что возмущает?

Низы не осмеливаются, а верхам наплевать.

На что надеемся?

Цель Общественного совета - призвать власти к соблюдению существующего законодательства и предложить новые законы в защиту города (параллельно с ЦДХ принято решение снести Лада-центр на Варшавке, - сообщил Давид Саркисян. На очереди - здание «РИА-Новости», - заметил Артем Троицкий)

На пресс-конференции был озвучен меморандум, который мы предоставляем вниманию и суду читателей Advertology.

МЕМОРАНДУМ 

30.09.08 состоялось заседание Общественного совета по культурным центрам, созданного в связи с вопросом о судьбе Парка искусств и здания на Крымском валу в котором располагается Государственная Третьяковская галерея и Центральный дом художника.

В целом, участники заседания призывают власти остановить реализацию девелоперского проекта на Крымском валу в центре Москвы, вступить в диалог с общественностью и профессионалами в сфере культуры о принципах и стратегии развития этой территории культуры.

По итогам дискуссии участники выдвигают следующие тезисы:

1. Важнейшим приоритетом в рассмотрении вопроса должно быть утверждение исключительного использования территории, как парковой зоны, включающей комплекс культурных институтов.

2. Решающим обстоятельством при определении характера развития территории должен стать принцип непрерывности уникальной культурной практики. Это касается и работы отделов XX-XXI вв. Государственной Третьяковской галереи, и современных мультикультурных проектов, организуемых в Центральном доме художника, и мероприятий, организуемых в Саду скульптуры и на территории парковой зоны.

3. Любые изменения, инициируемые на этой территории, должны проходить общественную экспертизу. Профессиональная культурная общественность должна участвовать в разработке и утверждении принципиальных решений, концепций,  градостроительных и архитектурных проектов.

4. На повестке дня стоит экономическая целесообразность вложения в культуру и культурные институты, как стратегии современного городского развития (а именно - учета культурного ресурса, как основы развития целого комплекса экономических структур, включая туризм, творческие индустрии, арт-рынок и т.д.)

5. Представляется необходимым инициировать слушания по обсуждаемым вопросам в Общественной палате Российской Федерации, Московской городской Думе, Государственной Думе Российской Федерации, а также начать серию художественных акций, привлекающих внимание широкой общественности к ситуации вокруг  здания ГТГ-ЦДХ и Парка искусств.

6. Предлагается начать процесс изменения законодательства о памятниках архитектуры XX века, в частности - архитектуры общественных зданий 1970-х годов, к числу которых относится и здание на Крымском валу.

Общественный совет по культурным центрам

30.09.08 

Вы спросите, почему художественная и вся остальная общественность возмутилась так поздно?  -  А давайте не будем уже, и так уши горят. Спасибо, что возмутилось. Помимо меморандума, призванного прорваться сквозь кремлевские зубцы, Общественный комитет предлагает ряд акций протеста:

  • собирать подписи посетителей ЦДХ в защиту культурного центра и парковой зоны;
  • повесить на ЦДХ  громадный баннер «Нас выселяют!". За подписями Малевича. Кандинского и всех тех, кто выставлялся и выставляется в ЦДХ;
  • поручить художникам персональное шефство над каждым деревом и скульптурой в парке;
  • разработать бизнес-план по развитию ЦДХ, (ибо проблемы у культурного центра есть, и есть, куда двигаться) - дабы противопоставить сей проект бесхозяйственной тенденции московских властей добывать деньги быстрым но варварским способом «околачивания груш».

К участию в мозговом штурме и исполнению проектов приглашаются все желающие - от студентов художественных вузов (в чью обязательную учебную программу входит посещение выставок в ЦДХ) до московских рекламистов и печатников, способных придумать и воплотить в жизнь самый горячий социальный заказ.

 Пишите:

Общественный совет,
Мария Рязанова

cha@mail.ru

8 916 152 84 34

P.S.

Говорят, социальная реклама есть, когда за нее платят. Это не для нас. Мы платим как раз тогда, когда социальной рекламы у нас нет. И не деньгами, а натурой.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article66305.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100