Промышленный дизайн в СССР и России

Дата публикации: 28.02.2023
Раздел: Новости

Советский Союз – небольшой, но очень интересный период в истории. Удивительно, но именно СССР дал основу и оказал большое влияние на промышленный дизайн современности. И это с учетом, что в Союзе термин «промышленный дизайн» просто не использовался: вместо него употреблялись формулировки «художественное конструирование» и «техническая эстетика».

В 1962 году Совет министров постановил улучшить качество товаров с помощью того самого «художественного конструирования». И настоящая история современного русского промдизайна началась именно в шестидесятые.

Две революции

Отправимся в самое начало XX века. В 1917 году произошло огромное по своей масштабности событие – Октябрьская революция. Об этом известно всем, но вот о том, что на ее фоне произошла еще одна революция – на этот раз дизайнерская – знают немногие. В стране полностью изменился жизненный уклад, смена эпохи требовала не только новых зданий и интерьеров, но и проектирования новых предметов мебели, одежды, бытовых устройств, посуды и других предметов быта.

«Креативный переворот» свершился на Императорском фарфоровом заводе. Здесь в тяжелые 10-е – 20-е года минувшего века начали производить «революционную по содержанию, совершенную по форме и безупречную по исполнению» посуду. К созданию эскизов впервые были привлечены художники нового времени – авангардисты. Так появился сервиз, в своей основе имеющий творчество Казимира Малевича: лаконичность полусфер с простыми линиями ручек пришла на место множества деталей, а белый цвет – на место пестрых оттенков.

Дизайн СССР

В 1920-х годах в Москве, Петрограде и некоторых других городах начали открываться Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где преподавали прогрессивные архитекторы и художники. В это время укрепилась профессия художника-конструктора и начала формироваться отечественная система дизайна, а следом появился пока не сформулированный, но все же запрос на модернизацию индустриального производства, который требовал от товаров не только функциональности и массовости изготовления, но и красоты, стиля, удобства.

Новый период в истории дизайна начался в шестидесятых: тогда был основан ВНИИТЭ – Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. На плечи его сотрудников возложили миссию улучшать производства по всей стране. Проекты опирались на достижения науки и техники, эргономику и конструкторский расчет.

Специалисты ВНИИТЭ не боялись решать нестандартные задачи и предлагать интересные решения. Например, в 1962 году институт успешно справился с задачей создания уникального авто для таксомоторной службы: вместительного, маневренного, компактного, с местами, комфортными как для пассажиров, так и для водителей. Почему дело замерло на двух представленных и одобренных опытных образцах – вопрос юрисдикции явно не дизайнеров.

А далее – по проторенной тропинке: в 70-е Союз наращивает экспорт товаров, узнаваемых во всем мире. «Зенит», «Ракета», «Москвич» — фотоаппараты, часы, автомобили и многие другие позиции до сих пор любимы ценителями в самых разных странах.

70-е также ознаменовались созданием метода дизайн-программ — это подразумевало внедрение дизайн-мышления в комплексные проекты. В 1987 учрежден Союз Дизайнеров, слово «дизайн» наконец было легализовано, а профессия дизайнера обрела настоящую популярность. А затем наступили перестроечные реформы и сложные девяностые. Сложившаяся система дизайна не смогла выжить в стихийных условиях нового рынка.

Дизайн в современной России

Промышленный дизайн в современной России пока находится на стадии становления. До сих пор на некоторых полках можно заметить знакомые товары: идет переосмысление наследия авангарда и советского дизайна в проектах мебели, бытовых приборов, одежды.

Промышленный дизайн – отрасль, которая не просто делает вещи стильными и удобными. Она оказывает влияние на производство и экономику, а значит, на развитие нашей страны в целом.

Дизайнеры исследуют новые материалы и стремительно развивающиеся технологии, все больше занимаются исследованиями, сами выбирают способы взаимодействия с производителями и развивают индустрию. И конкурс «Фабрика дизайна 2.0» – один из основных двигателей. Здесь встречаются дизайнеры и предприниматели, креатив и бизнес, новые идеи и инструменты для их реализации. Принять участие в конкурсе можно, оставив заявку на сайте https://designfactory.moscow/.


Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article154896.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100