Удаленная работа экономит время на дорогу и деньги, позволяет позже просыпаться, но одновременно создает много неудобств

Дата публикации: 14.04.2020
Раздел: Анализ рынков

Данные второй волны исследования Adapt! Emergency Monitoring, отражающего изменения в фактическом поведении потребителей в России в результате жизни в самоизоляции показывают, что постепенно идет адаптация людей, работающих удаленно в условиях эпидемии, к новом формату работы – так, среди тех, кто в течение последних семи дней работал удаленно полный день или часть рабочего дня/рабочей недели, доля тех, кого полностью устраивает удаленная работа, составляет только 22%. За неделю этот показатель увеличился на 6пп.

Одновременно за неделю на 5пп. выросла и доля работающих респондентов, которые в последние семь дней трудятся удаленно полную неделю или часть времени – сейчас доля таких людей среди участвовавших в опросе жителей российских городов-миллионников возраста 18-65 лет составляет 35%.

Экономия времени на дорогу – главное преимущество удаленной работы

В качестве преимуществ удаленной работы большинство опрошенных называют экономию времени на дорогу к месту работы (76%), в большей степени этому рады женщины (84%). Также в топ-5 плюсов такой формы работы попадают:

  • экономия денег (нет трат на дорогу, кофе, еду в офисе и т.п.) – 64%;
  • гибкий график работы – 59%,
  • возможность позже просыпаться – 55% и
  • иметь больше времени на выполнение обычных домашних дел – 43%.

Спектр недостатков широк, нет одной доминирующей проблемы

78% опрошенных видят недостатки в удаленной работе. Приблизительно каждый третий работающий удаленно отметил, что дома тяжело сосредоточиться и падает эффективность работы, также для трети опрошенных оказалось сложным разграничить личную жизнь и работу, такому же количеству людей мешает плохо оборудованное рабочее место (маленький экран ноутбука, отсутствие принтера/сканера и т.д.) или тяжело работать, когда рядом дети и семья.

Среди всех опрошенных только 18,3% сообщили, что стали больше работать из-за того, что не могут вовремя остановиться.

Только за прошлую неделю в социальных сетях было опубликовано около 700 тысяч сообщений про удаленную работу, включая мемы, пользовательские сообщения, новости и советы, как адаптироваться к удаленной работе. Количество оставляемых позитивных и негативных отзывов примерно одинаково, хотя негативные и незначительно перевешивают (10% и 13% всего потока сообщений соответственно).

Анализ высказываний в социальных сетях отражает наиболее острые из существующих проблем удаленной работы:

  • неограниченный доступ к еде вызывает рост беспокойства из-за набора лишнего веса в период самоизоляции;
  • присутствие дома детей и их дистанционное обучение повышает нагрузку на родителей и ухудшает эмоциональное состояние всех членов семьи;
  • плохое качество интернет-соединения приводит к снижению эффективности удаленной работы и дистанционной учебы. Например, пользователи испытывают затруднения с проведений онлайн-конференций, совещаний и занятий с детьми.

Истории респондентов, принявших участие в обсуждении в качественном сообществе, также показывают, что удаленная работа, которая всегда в теории воспринималась исключительно как преимущество, на практике имеет и оборотную сторону, например, растут затраты на еду и коммунальные услуги.

Сергей (31, Москва): «Самое большое влияние на мою жизнь оказывает удалённая работа. С одной стороны, я больше не трачу время на дорогу. С другой – я постоянно ем, и у меня много еды уходит, и счёт за электричество будет на порядок больше».

Всеобщая самоизоляция повлияла даже на тех, кто и до эпидемии работал удаленно – есть большая разница – работать удаленно, когда другие домочадцы днем находятся вне дома (в школе или на работе) и работать удаленно, когда вся семья находится дома:    

Инна (40, Новосибирск): «Изменений в работе нет – и ранее работала удаленно. А вот у плиты приходится стоять чаще – дома все и постоянно и всех надо вкусно накормить.»

Некоторые респонденты отмечают, что работы стало меньше, и домашняя работа избавляет их от необходимости изображать непрерывную занятость, как это пришлось бы делать в офисе.

Евгения (28, СПб): «Огорчает тот факт, что работы стало меньше. Поставщики отдыхают, работа стоит...хорошо, что хоть из дома работаю, не приходится делать вид, что работаю». 

Сбор данных второй волны мониторинга Adapt! проводился в период 6-8 апреля 2020. В количественной части исследования опрошены 1000 жителей городов-миллионников России в возрасте 18-65 лет. Параллельно были проведены анализ высказываний в социальных сетях и дискуссии о текущей ситуации и изменении потребления в синдикативном онлайн-сообществе.

Результаты следующей волны еженедельного мониторинга Adapt! будут доступны 20 апреля.


Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article148922.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100