Узбекистан обвинили в плагиате туристического бренда

Дата публикации: 23.11.2017
Раздел: Новости

Логотип туристического бренда Ферганской области оказался практически точной копией одного из вариантов знака, утвержденного в качестве финалистов конкурса Национального туристического бренда России в 2016 году под названием «Калейдоскоп русской души», разработанного Brandson Branding Agency.

В начале ноября 2017 года пресс-служба Госкомитета по развитию туризма Узбекистана сообщила, что у Ферганской области появился туристический бренд. К заявлению для СМИ была добавлена иллюстрация - утвержденный областным хокимиятом логотип в форме калейдоскопа, отражающий «развивающийся экотуризм посредством изображения гор, окружающих долину, гастрономическую и агротуристическую сферы — через ярко-алый гранат, культурно-познавательный туризм посредством голубых куполов и узоров ферганских тюбетеек».

Все бы ничего, если бы указанный логотип не был практически точной копией одного из вариантов знака, утвержденного в качестве финалистов конкурса Национального туристического бренда России в 2016 году под названием «Калейдоскоп русской души», разработанный Brandson Branding Agency как одним из участников проекта, проходившего под эгидой АБКР и Ростуризма и собравшего лучших специалистов в области бренд-консалтинга и бренд-дизайна.

При этом важно отметить, что вариант «Калейдоскоп русской души» (со слоганом «Чарующая Россия» в течение нескольких месяцев был представлен на официальном сайте Ростуризма (https://russia.travel/), а также значится в списке концепций на голосовании главного сайта конкурса «Туристический бренд России» (http://tourbrand.russia.travel/).

Описание концепции гласит: «Россия – это гигантский калейдоскоп различных ландшафтов, культур и цивилизаций. Территория страны представляет собой целостное сочетание казалось бы совсем непохожих, и в то же время таких близких по духу этносов, образовавших за века совместной жизни неповторимую амальгаму. Для каждого Россия складывается в особый, глубоко личный узор. Непрерывно меняющийся, текучий, бесконечно разнообразный. Россия всегда открыта для диалога и новых прочтений».

По мысли разработчиков данной концепции – креаторов и стратегов из Brandson Branding Agency, исследование России сродни исследованию уголков собственной души в стремлении обрести ту же цельность, которую демонстрирует русский народ – уникальный сплав зачастую противоположных качеств. Яркие впечатления, которые можно получить, путешествуя по России, всегда зависят от точки зрения самого путешественника, от его настроения и маршрута.

Узор является не только символом многогранности восприятия страны, но и напоминанием о русских народных орнаментах, построенных на фрактальных сетках повторяющихся элементов, столь родственных узорам калейдоскопа.

Хотя цвет обоих вариантов различаются (в варианте для бренда России голубой, красный и синий представляют не только цвета российского флага, но также и базовые стихии, такие как вода, огонь и небо), нет никаких сомнений, что новый туристический знак Ферганы повторяет основную идею разработанного ранее в России варианта.

По мнению Елены Юферевой, генерального директор Brandson, Члена совета АБКР и участника группы разработки Туристического бренда России, это очень похоже на плагиат: «Безусловно, мы очень признательны за столь высокую оценку нашей работы, потому что плохие вещи редко эксплуатируют так тщательно, с сохранением мелких деталей и наклона лого по оси, как это сделано в данном варианте. Однако, удивительно, что разработчик или плагиатор, если называть вещи своими именами, даже не потрудился изучить, какую широкую огласку получил данный вариант и что скрыть факт хищения будет очень сложно. Еще с прошлого года наша команда осуществляла доработку данной концепции, которая вошла в десятку лучших работ, отобранных Экспертным Советом конкурса, и стала одним из финалистов. Я лично, как участник команды, знаю все тонкости проделанной работы, знаю каждую деталь, из которых мы по крупицам собирали этот вариант»

Само по себе внимание узбекских чиновников к развитию туристического потенциала вверенного им региона заслуживает всяческих похвал. Однако способы решения данной задачи, мягко говоря, сомнительные. Гораздо лучше было бы заимствовать опыт России в том аспекте, который касается непосредственно организации процесса – с привлечением экспертного сообщества и открытым голосованием на сайте. А там, скорее всего, не пришлось бы краснеть за откровенный плагиат.

Специалисты CLAIMS – Стратегического консалтинга в сфере интеллектуальной собственности считают это беспрецедентным случаем, такой комментарий предоставил генеральный директор Игорь Невзоров, управляющий партнер центра:

«Если представить себе, что логотип «Чарующая Россия» был нарисован раньше, то туристический бренд Ферганской области с большой вероятностью может быть признан так называемой «переработкой объект авторского права». В соответствии, как с российским, так и с иностранным, в том числе узбекским законодательством об авторском праве, любая переработка – то есть создание нового объекта дизайна посредством изменения отдельных черт первоначального – оригинального – дизайна, может быть осуществлена исключительно с согласия обладателя прав на первоначальный дизайн. 

При этом, согласно законодательству Узбекистана (ст.13 Закона об авторском праве Республики Узбекистан) автор переработки «пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переработке». Учитывая, что в силу действия международных конвенций авторское право первоначального автора распространяется, практически, на все старны мира, согласие на использование переработки требуется получать в отношении всех таких стран.

Таким образом, если представить, что логотип «Чарующая Россия» был нарисован раньше (а данный логотип проходил соответствующие проверки в России на оригинальность, «юридическую чистоту» и отсутствие конфликтующих объектов дизайна, зарегистрированных в качестве товарных знаков – на предварительной стадии соответствующего российского конкурса), а туристический бренд Ферганской области позднее, возникает любопытная ситуация, когда администрация Ферганской области будет обязано получать согласие разработчика оригинального бренда для его использования в сети Интернет, на территории России, на территории других стран, и, что самое удивительное, на территории самой же Ферганской области» - сообщает Игорь Невзоров, управляющий партнер CLAIMS.


Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article142912.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100