Потребительские тренды россиян за 2016 год

Дата публикации: 27.02.2017
Раздел: Статьи

Агентство  Initiative проанализировало потребительские тренды россиян за 2016 год. По оценке Initiative, уровень обеспокоенности наших соотечественников экономической ситуацией снижается.

«В течение 2016 года российские потребители пересматривали свои покупательские предпочтения в соответствии с изменением внешней среды. Позитивный тренд в потребительских настроениях мы наблюдали с марта, когда уровень  беспокойства наших граждан последний раз достиг максимума  – 41%,  а затем наметилась  тенденция к его снижению. Ситуация к концу 2016 года выглядела гораздо оптимистичней по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Если в декабре 2015 года около 40% россиян выразили обеспокоенность текущей ситуацией в экономике страны, то  в декабре 2016 года этот показатель снизился в среднем до 28%», - отмечает Анна Мазурина, генеральный директор агентства Initiative.

Падение реальных доходов населения завершилось летом 2016, однако, несмотря на положительную динамику, все еще остается отрыв от докризисного уровня.

«Можно сказать, что россияне адаптировались к кризису, их расходы постепенно возвращаются к докризисному уровню. Например, в октябре 2016 года впервые за многие месяцы реальные расходы сравнялись с аналогичными показателями 2013 года. Однако наши граждане все еще остаются чувствительны к изменению цен», - добавляет Анна Мазурина.

За год доля россиян, готовых платить больше за качество, сократилась на 4 п.п.  Вместе с этим снизилась вера в отечественный продукт (-2 п.п.). Возможный сценарий в изменении покупательского поведения – переход на более дешевые марки импортных продуктов.

Небольшой рост уровня оптимизма у российских потребителей зафиксирован в отношении осуществления покупок в 4 квартале 2016 года: на 3.п.п. снизилось количество респондентов в возрасте 18–55 лет, которые положительно отвечали на утверждение «Я стараюсь не допускать непредвиденных расходов» и на 1 п.п. увеличилось число респондентов, ответивших положительно на утверждение «Я не хожу в совсем дешевые магазины».

В показателях среднего количества категорий, на которых экономили россияне, в 4 квартале 2016 года также зафиксировано снижение.

В декабре россияне больше тратили на продукты питания, досуг и алкогольные напитки, но при этом сократили расходы на лекарственные препараты. Возможной причиной роста экономии в этой категории стало  переключение на отечественные и более дешевые импортные препараты.

Среди товаров длительного спроса выросла экономия на «Бытовой электронике» и, одновременно, снизилась на «Мобильных телефонах» и «Автомобильных шинах».  По мнению экспертов Initiative, рост экономии на бытовые товары связан со сменой потребительских настроений, а что касается  бытовой электроники - ее  запасы были сделаны в самый разгар кризиса 2014-2015 гг., когда был зафиксирован ажиотажный спрос.

Продолжают расти покупки через интернет, для российских потребителей - это один из способов экономии в кризис. Драйвером роста здесь является старшая аудитория 35-55 лет.

Стало больше людей, позволивших себе расходы на развлечения. Однако доля отдыхающих за границей продолжает сокращаться (-2 п.п против 2015). Растет внутренний туризм - около трети населения 18-55 лет совершили поездки по России за последние полгода.


Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article140336.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100