Продажи нелегальных сигарет в России выросли на 114%Дата публикации: 11.10.2016 Раздел: Анализ рынков Доля табачной продукции незаконного происхождения в России достигла рекордных значений – исследование Nielsen. Исследовательская компания Nielsen по заказу табачных компаний, работающих в России, провела очередное исследование распространения нелегальной табачной продукции в стране. Исследователи проанализировали свыше 15 000 пустых сигаретных пачек, собранных в 89 городах в разных регионах (за исключением Крыма и республик Северного Кавказа) в июне-июле 2016 года.
Исследование показало существенный рост незаконного оборота табачных изделий и устойчивую тенденцию к распространению контрабанды и контрафакта. Доля нелегальной табачной продукции в третьем квартале 2016 года составила 2,23% от общего объема рынка. Год назад этот показатель был на уровне 1,04%. Это самый высокий уровень нелегальной торговли сигаретами за всю историю измерений.
По данным исследования, больше трети пачек сигарет, не предназначенных для продажи в России, маркировано белорусскими акцизными марками (38,4%). Двукратный рост нелегальной продукции также обусловлен распространением сигарет из Киргизии и Казахстана, увеличением доли контрафакта (подделок известных брендов) и появлением сигарет не установленного происхождения.
В регионах, граничащих с Республикой Беларусь, доля табачной продукции незаконного происхождения на конец июля 2016 года увеличилась вдвое и достигла 6,94% против в 3,06% годом ранее. На границе с Казахстаном произошел трехкратный рост – с 1,1% до 3,45% табачного рынка, свидетельствуют данные Nielsen.
В отдельных регионах распространение нелегальных сигарет многократно превышает средние российские показатели. Так, например, в Омске доля контрабандных и контрафактных сигарет превысила 10% (1,9% в 2015 году), в Смоленске – 12,2% (2,8% в 2015 г.) и Великих Луках – 17% (9,2% в 2015 г.), в Рубцовске (Алтайский край) – 30% (6,3% в 2015 г.).
Дополнительно исследовательская компания TNS Россия по заказу «БАТ Россия» провела исследование для определения доли контрабандной и контрафактной сигаретной продукции в республике Дагестан, где на протяжении трех лет фиксируется самый высокий в стране уровень нелегальной сигаретной продукции.
Исследование показало, что почти треть (28%) сигаретных пачек в республике не имеют российских акцизных марок, либо произведены подпольно (контрабанда или контрафакт). Подавляющее большинство нелегальных пачек, собранных в Дагестане, маркировано белорусскими акцизными марками (98%) и налоги от продажи таких сигарет поступают в белорусский бюджет.
Данные исследования позволяют оценить объем нелегального рынка в республиках Северного Кавказа в 3,3 миллиарда нелегальных сигарет. Потери государственного бюджета (акцизные сборы и НДС) от продажи такого количества табачной продукции составят около 7,8 млрд рублей.
По оценкам «БАТ Россия», совокупная доля нелегальной табачной продукции на российском рынке (с учетом Крыма и республик Северного Кавказа) составила 4% в 2016 году. В 2015 году «серый» сегмент рынка составлял 3%. Оценки экспертов табачной компании базируются на данных исследований Nielsen и TNS Russia, приведенных выше.
«Доля нелегальной табачной продукции в России достигла самого высокого уровня за последние десять лет. Цена российских сигарет росла вслед за акцизами быстрее, чем доходы потребителей. В результате легальная продукция стала не по карману многим россиянам, и они начали искать более дешевую альтернативу», – говорит директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый.
По его словам, табачная продукция в России стоит уже в 2-3 раза дороже, чем в соседних странах. В отсутствии таможенных границ более дешевые белорусские и киргизские сигареты вытесняют с российского рынка отечественную табачную продукцию.
«На нелегальные сигареты приходится уже 4% российского рынка. В масштабах страны это огромные цифры – более 10 миллиардов сигарет в год. Такое количество подакцизной продукции принесло бы в государственную казну около 23,5 млрд рублей налогов (акцизы и НДС)», – говорит Александр Лютый. Advertology.Ru
Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article138811.htm |