Сегодня, 1 февраля, исполняется 85 лет со дня рождения первого президента России Бориса Ельцина. Предвыборная кампания под лозунгом «Голосуй или проиграешь», проведенная к выборам президента 1996 года и которой в этом году исполняется 20 лет, стала самой громкой и масштабной политической агитацией в новейшей истории России.
За образец российской предвыборной кампании 1996 года была взята предвыборная кампания Билла Клинтона 1992 года, баллотировавшегося тогда на пост президента США. Она носила практически идентичное название – «Выбирай или проиграешь» (Choose or lose) – и проходила на популярнейшем музыкальном канале MTV, который в дальнейшем продолжил проводить рекламные кампании и для других выборов в США.
Тогда, в 1992 году, в США голосовать на выборах президента призывал и король поп-музыки Майкл Джексон. Одетый в свой сценический костюм, он в промо-ролике призывал сделать свой выбор для создания лучшего будущего не только для себя, но и своих детей.
Российская «Голосуй или проиграешь» была организована Сергеем Лисовским, основателем продюсерской компании «ЛИС`С», которая занималась организацией и проведением различных музыкальных концертов. Главной задачей кампании было привлечь на избирательные участки молодое поколение. Поэтому тогда плечом к плечу встали как новые звезды эстрады, так и ветераны советского искусства, как ушедшие в небытие «Мальчишник» и DJ Groove, так и ведущие активную творческую деятельность и по сей день Филипп Киркоров, Ирина Аллегрова, Валерий Леонтьев и многие-многие другие. Каждый исполнитель попытался творчески осмыслить поставленную перед ним задачу.
Как и в американской кампании, имя кандидата в президенты, за которого и была развернута бурная деятельность, часто не упоминалось, но сомнений в направленности телевизионных роликов не возникало. А в период между первым и вторым турами голосования Борис Ельцин лично участвовал в выездных шоу-выступлениях.
За время кампании были записаны два музыкальных альбома: «Ельцин — наш президент» и «Голосуй или проиграешь», а агитационные туры мощной волной прошлись по городам и весям России. Не обошлось и без хитов: песня «Борис, борись!» стала настоящим шлягером.
Но, несмотря на всю пафосность и одновременно комичность той кампании, пожалуй, это был самый приличный политический пиар, в котором вплоть до нынешнего времени доводилось принимать участие нашим звездным персонажам.
Избирательная кампания 1996 года не ограничилась музыкальной составляющей, и не только российские звезды привлекались в 1996 году для агитации. Например, в одном из номеров газеты «Не дай Бог!», в которой рисовались ужасы прихода к власти соперника Бориса Ельцина Геннадия Зюганова, было опубликовано антикоммунистическое интервью с актером, который сыграл в имевшем бешеную популярность в России американском сериале «Санта-Барбара» роль полицейского Круза. А одновременно проводилась и социальная рекламная кампания «Выбирай сердцем», организованная рекламным агентством «Видео Интернэшнл».