Анна Кулачек: графический дизайн при своей простоте очень сильное оружие

Дата публикации: 13.11.2015
Раздел: Интервью

В начале ноября известный французский журнал о графическом дизайне Etapes взял интервью у арт-директора Института Анны Кулачек, автора всех фирменных стилей «Стрелки» за последние два года. Как она оказалась в России, с кем успела поработать и что думает о традициях российского графического дизайна — в переводе Strelka Magazine.

– Расскажите о том, как вы работаете. Вы однажды говорили, что работа над айдентикой Пражской школы дизайна была больше похожа на игру. Всегда ли так?

– Я очень люблю графический дизайн, надеюсь, что так будет всегда, в противном случае боюсь, что жизнь для меня станет скучной. К любому проекту я отношусь как к задаче, пути решения которой нужно найти, и не могу успокоиться, пока не дойду до конца. Чаще всего я занимаюсь айдентикой и плакатом, хотя не разделяю эти понятия. Айдентика для меня – это игра, когда тебе нужно придумать примерный сценарий, игроков, правила игры, самой поиграть в неё, то есть убедиться в том, что система работает и вообще что всё это интересно, записать правила и передать другим – пусть играют.

– Вы пытаетесь избегать русских традиций и русской эстетики в дизайне. Расскажите, каким вы видите современный графический дизайн?

– Продолжать любые традиции достаточно сложно, чаще всего это делают с помощью копирования графических элементов, что, на мой взгляд, не очень правильно. Продолжать нужно принцип, манифест. Мне очень нравится русский авангард, надеюсь, что в будущем у меня получится как-то отразить его в своих работах.

Сначала технологии, а потом интернет совершили революцию в современной профессии графического дизайнера. На мой взгляд, сейчас все похожи на всех, очень мало личностей, но, может, это и не плохо, в целом средний уровень, по моему мнению, стал выше, а эпоха звёзд и индивидуальностей ушла на второй план. В последнее время мы часто поднимаем этот вопрос с друзьями: такое ощущение, что всё, что было модно, – не модно, всё, что было круто, стало нормально, к чему стремиться – не понятно, хочется найти какой-то новый формат.

– У вас довольно богатая история переездов: с Украины в Россию, затем в Италию и снова в Россию. Расскажите, что происходит с русским графическим дизайном сегодня и с точки зрения образования, и с точки зрения профессиональной работы?

– Профессия дизайнера всё ещё достаточно молода, может, даже не настолько молода, насколько она постоянно меняется. Мне кажется, графдизайн больше всего подвержен изменениям относительно времени и среды, технологий. Поэтому в профессии очень важно всегда быть начеку, опасно вдруг почить на лаврах славы, обернуться и оказаться уже не в теме.

Так вот, я переехала в Москву в 2007-м ради школы дизайна ВАШГД. На тот момент, мне кажется, это была единственная школа в СНГ. Нет, образовательных центров, конечно, много, но все они были больше об академическом рисунке и старых мастерах, чем про дизайн. А тут преподавателями были действующие профессионалы, арт-директора ведущих студий Москвы. Сейчас школ намного больше, как будто бы выросло поколение, и оно воспитывает последователей. В целом в России сейчас виден значительный рост относительно, например, последних десяти лет, средний уровень вырос в разы, но профессионалов всё ещё мало. Сильно развитие тормозит среда, то есть клиент: он боится многих решений. Не так сложно придумать проект, как утвердить и воплотить его в реальность. Но это – как камень и вода, я чувствую, как всё меняется в лучшую сторону, медленно, но меняется.

– Какие направления вашей работы вам особенно близки? Вы выбираете, над чем работать?

– Графический дизайн при своей простоте очень сильное оружие: ты можешь помогать либо светлой, либо тёмной стороне. Сказать честно, я была по обе стороны, но сейчас, когда я могу выбирать, хотела бы заниматься только проектами, которые как-то меняют среду к лучшему, влияют на развитие общества, – это культурные и образовательные проекты. Также намного больше мне нравится работать с маленькими компаниями, так как здесь проще воплощать задуманное – все проблемы можно решить на уровне вытянутой руки.

– Что служит для вас вдохновением, и кого вы ставите себе в пример?

– Я люблю русский авангард: Родченко, Малевича. Очень люблю Эльсуорта Келли, Марка Ротко, Питера Мондриана, Христо Явашева. Моя настольная книга – это сборники работ Карела Мартенса и Дитера Рамса, мне всегда будет нравиться Массимо Виньелли. Очень многому я научилась у лондонской студии OK-RM в общей работе над стилем Института «Стрелка».

Анна Кулачек: графический дизайн при своей простоте очень сильное оружие.

– Над чем вы работаете сейчас, и какие планы на 2016-й?

– Сейчас я работаю арт-директором Института «Стрелка», и это для меня основной проект. Мы заканчиваем нашу летнюю программу (интервью было взято в начале сентября. – прим. ред.): лето на «Стрелке» – это самая интенсивная часть года, очень много мероприятий и различных программ, под которые мне нужно делать постеры, айдентику и всё графическое сопровождение. Уже сейчас начинаем готовиться к закрытию лета, это мероприятие масштаба Нового года для «Стрелки». Параллельно начинаем думать про будущую программу, зимние мероприятия. Я давно хочу организовать конференцию или школу, посвящённую дизайну, возможно, в этом году получится. Хочется придумать не просто оформление, а в целом проект. Помимо «Стрелки», я занимаюсь выставкой современных художников, которая пройдёт а рамках биеннале искусств в Москве, ну и ещё несколько дел. Про 2016 год пока не знаю, в планах «Стрелка», а там – как сложится, я открыта для предложений.

– С кем или с чем вам бы особенно хотелось поработать в будущем?

– Мне нравится, чем я занимаюсь сейчас, Институт «Стрелка» предоставляет мне идеальные условия для развития, но, конечно же, я задумываюсь, что хотела бы делать дальше. В целом я бы хотела пожить ещё в нескольких странах, получить другой опыт в работе, мне очень нравится, как работают, например, немцы. В плане проектов хотелось бы придумать что-то своё. Графический дизайн – это чаще всего оформление чьего-то контента, а я бы хотела иметь свой проект, для которого я могла бы делать всё: от визитки до пространства.

Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article134208.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100