Антон Кальгаев: критиковать в этом здании вообще-то нечего

Дата публикации: 25.09.2015
Раздел: Есть мнение ...

Сегодня, 25 сентября, в Москве проходит официальное открытие Dominion Tower — бизнес-центра, построенного по проекту Захи Хадид и Патрика Шумахера. Антон Кальгаев, культуролог и куратор Российского павильона на Венецианской архитектурной биеннале 2014 года, прогулялся по зданию и поделился впечатлениями.

Услышав, что первое здание Захи Хадид в Москве будет открыто на Шарикоподшипниковской улице, я испытал чувство удовлетворения. Кривоколенный переулок, несомненно, подошёл бы ещё лучше, но даже между индустриально-поэтическим названием этой улицы и витиеватой, но в то же время достаточно технологичной эстетикой Хадид есть некое соответствие. Краеведы, знакомые с историей этой местности, могут, вероятно, увидеть ещё больше знаков, указывающих на возможное появление британского архитектора, но приведение здесь этих сведений можно было бы расценить как неадекватно грубый и даже оскорбительный способ критики прославленного архитектора.

А критиковать в этом здании вообще-то нечего. Объект расположен вокруг атриума, который является не только единственным визуальным аттракционом, но и единственной законченной и несомненно удавшейся частью здания. Очевидно, именно сюда были инвестированы основные усилия мастерской Хадид в области дизайна и авторского надзора. Пространство атриума разливается матовым монохромным потоком от входной двери и, перетекая из прорезиненного пола в турникеты, лестницы, стены и элементы мебели, заполняет всё пространство, которое в любом другом проекте должно было быть пустым. Но у Хадид вся высота атриума занята сложным переплетением лестниц, идущих по диагонали, срезающих углы, повисающих всячески. При взгляде с первого этажа — этот вид, кстати, вполне общедоступен, его можно испытать у стойки ресепшен, не проходя сквозь турникеты, — пространство атриума выглядит словно гравюра из серии «Тюрьмы», как если бы в пыльном и затянутом паутиной пиранезианском аду кто-то прибрал цепи, пропылесосил и залил всё сверху донизу двухцветным каучуком. Удивительно, но сверху — тут уж придётся на слово поверить — это же изящное нагромождение лестниц выглядит как совершенно другая гравюра — Эшера. Не знаю, о чём свидетельствуют эти мои ассоциации. Об изяществе атриума? О моей бедной визуальной эрудиции? О том, что Пиранези всегда смотрит как-то снизу, а Эшер хоть немного, но сверху? Не знаю. Но следующую часть Monument Valley, которая, говорят, будет в 3D, теперь представляю.

Кроме атриума, испытать что-либо в этом здании попросту негде. Разве что на третьем и пятом этажах в глубине пока пустого офисного пространства есть монументальная «сырная стена» (нам так и сказали), подпирающая консоли выше ярусом. «Сырная», потому что, несмотря на свою сугубо прикладную функцию, она оснащена рядом декоративных отверстий с разным наклоном, производящих понятное впечатление. Впрочем, судя по планировке — во всяком случае на третьем этаже, — эти отверстия должны быть использованы для экстренной эвакуации. А такие ситуации тут вполне могут случиться, ведь единственным арендатором пока является Государственная корпорация «Фонд содействия реформам ЖКХ» во главе с генерал-полковником С. М. Степашиным. Степашин в здании Хадид занимается ЖКХ.

Но атриум чудо как хорош. Хотя именно здесь становятся болезненно заметны нормативные бородавки и струпья, торчащие тут и там дурацкими динамиками оповещения, плохо замаскированными пожарными шкафами и мерзенькими зеленоватыми стёклами перегородок, которыми, как мне сказали, по нормам необходимо окружать атриум. Верхний ярус внутреннего пространства, прилегающий к прозрачной крыше, когда-то будет украшен барельефом со светодиодной подсветкой по эскизу самой Захи. Так что случится и второй аттракцион. Как будет выглядеть этот объект, выяснить не удалось, но инженер, отвечающий за его установку, с удовольствием рассказал, что собран он будет из облегчённого гипса и пенопласта. Негорючего, естественно. В ответ на провокационный вопрос об импортозамещении светодиодов в подсветке респондент посетовал на крайнюю неразвитость отечественных технологий в этой сфере. Во всех остальных, судя по всему, импорт неистово замещён.

Хочу ошибиться, но истории про Хадид и русский авангард, по-моему, не имеют никакого отношения к проекту на Шарикоподшипниковской. Впрочем, это досадное обстоятельство не помешает экскурсоводам рассказывать об отчаянной любви Хадид к Малевичу. А в том, что экскурсоводы будут сюда таскать москвичей и гостей столицы, я не сомневаюсь. Главное, чтобы внутрь проходили, а не как обычно.

Антон Кальгаев (strelka.com)
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article133255.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100