Поставщиков заставят объяснять рост цен на продукты

Дата публикации: 27.08.2015
Раздел: Новости

Ритейлеры обещают не поднимать цены на продукты, пока поставщики не докажут, что новая стоимость экономически обоснована.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющая крупнейших ритейлеров страны, разослала письма своим участникам, в которых разъясняет, какие обоснования от производителей и оптовиков могут оправдать повышение цен на товары и продукты питания. Производителям в ряде случаев придется раскрывать себестоимость своей продукции, а срок уведомления о повышении цен сокращают до 30 дней на постоянной основе. В АКОРТ гарантируют, что ритейлеры не будут завышать цены на старые партии продукции и на товары, произведенные из российского сырья.

В документе, которым располагают «Известия», говорится, что ритейлеры примут такие аргументы, как «критические для ценообразования поставщиков колебания курсов основных мировых валют по отношению к рублю; резкие изменения биржевых котировок на сырье и внутренних цен на небиржевые товары; форс-мажорные обстоятельства: стихийные бедствия, запреты, ограничения, действия государства, влекущие экстремальные последствия для рынка». Последний пункт подразумевает санкции, продовольственное эмбарго, закрытие поставок из целых стран из-за санитарного или ветеринарного карантина.

Если поставщик объяснил изменение цены до окончания контракта поставок и его объяснение сочли убедительным, то он не будет платить штраф за срыв поставок, который обычно не превышает 15% от стоимости недопоставленной части товара. К тому же члены АКОРТ, как следует из письма, отказываются сокращать сроки рассмотрения уведомлений о повышении цен с 45 до 14 дней, как это было уже однажды сделано при резком ослаблении рубля в конце 2014 года. Сокращение срока принятия новых ценников вводили специальным меморандумом между магазинами и поставщиками сроком на 3 месяца. Это делалось для того, чтобы производители и импортеры имели возможность корректировать цены на свой товар в соответствии с меняющимися экономическими условиями и не нести убытков.

Теперь же торговые сети согласны сократить сроки рассмотрения прайсов лишь до 30 дней.

— По результатам обсуждения участники сочли нецелесообразным подписание меморандума о сокращении сроков рассмотрения торговыми сетями новых цен, поскольку ситуация на рынке принципиально отличается от декабря 2014 года. Было принято решение рассмотреть обоснованность внесения поправок в ст. 8 Кодекса добросовестных практик (КДП) в части сокращения срока пересмотра цен до 30 дней на очередном заседании, — говорится в письме АКОРТ.

— В кризис сети делают то, что и всегда, — это контроль за собственными издержками и производственными расходами и очень жесткие позиции по отношению к поставщикам. При этом сети прекрасно понимают, что есть реальные основания для пересмотра цен. Но мы стоим на стороне потребителей, и здесь не вопрос гуманности, а экономический расчет. Высокая динамика цен приводит ритейлеров к проигрышу в конкурентной борьбе, сегодня цены — это главное конкурентное оружие, — сказал «Известиям» сопредседатель президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев.

Он признает, что рост цен на потребительские товары неизбежен, а в ближайшее время (2–3 недели) рост курсов доллара и евро отразится на импортных скоропортящихся товарах. Например, овощах и фруктах, которые нет возможности заместить российскими. Ломакин-Румянцев заверил, что теперь сети будут тщательнее изучать причины повышения закупочной цены от поставщика и требовать обоснований, чтобы избежать ажиотажных скачков цен, не обусловленных реальными причинами. К примеру, когда на фоне роста валют производитель поднимает цену на продукцию, слабо зависящую от импортного сырья, или продает старую партию по новым, завышенным прайсам.

— Поставщики и ранее всегда апеллировали к объективным изменениям на рынке как в сторону повышения, так и в сторону понижения цен. В спорных случаях ассоциации поставщиков и ритейлеров в рамках Межотраслевого экспертного совета разбирают конкретные ситуации с изменениями себестоимости тех или иных товаров. Никто не заинтересован в завышении цен, которое ведет к падению товарооборота. Очевидно, что чем чаще стороны имеют возможность гибко подстраивать цены поставки под фактическое изменение себестоимости, тем меньше рисков будет изначально закладываться поставщиками в цену товара, — комментирует директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

По его словам, ранее практика отказа поставщику в принятии новых цен на товар без предоставленного мониторинга цен и информации о структуре себестоимости позволяла затянуть процесс принятия новой цены и заставляла поставщика раскрывать коммерческую информацию. Поэтому год назад она была признана недобросовестной на заседании Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик поставщиков и ритейлеров.

— В условиях резкой девальвации рубля срок рассмотрения цен в 45 дней становится неприемлемым для всех операторов рынка. Подписание меморандума в декабре прошлого года по сокращению пересмотра прейскурантов до 14 дней явилось экстренной мерой, на практике доказавшей полезность для покупателя в первую очередь. В «Руспродсоюзе» считают, что любое необоснованное затягивание периода пересмотра закупочных цен может привести к резкому росту розничных цен или сокращению ассортимента на полках торговых сетей. К сожалению, в условиях экономической нестабильности многие поставщики (особенно импортеры) просто не смогут отгружать продукцию себе в убыток, — говорит Востриков.

Он объясняет, что 30-дневный срок пересмотра цен заставляет угадывать курс доллара и сырья, а следовательно, закладывать риски в стоимость продуктов питания.

— Стабилизация цены не должна ложиться только на плечи производителей. Единственный эффективный рыночный способ сдерживания цен в кризис — это сокращение общей маржинальности — как производителей, так и торговых сетей, — заключает собеседник.

Исполнительный директор Рыбного cоюза Сергей Гудков, напротив, считает, что 30 дней вполне достаточно для согласования и никакого раскрытия коммерческих тайн сети от поставщиков не требуют. Гудков убежден, что к нынешним валютным скачкам компании оказались более подготовленными, чем в начале года.

— В обосновании поставщик даст ту информацию, которую может предоставить. И я не понимаю, в чем здесь коммерческая тайна — скрывать долю импортного сырья в своей продукции, — пояснил свою позицию Гудков.

В начале прошлой недели стало известно (izvestia.ru/news/589986), что торговые сети начали получать первые уведомления от производителей о повышении цен в пределах 10% из-за колебания курсов валют. Среди первых претендентов на повышение называли такие категории, как чай, кофе, импортный алкоголь, импортные овощи и фрукты, бытовая химия. Поставщики говорили о необходимости вернуть сроки рассмотрения новых цен с 45 до 14 дней.

Анна Лялякина (Известия)

Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article132825.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100