Потребители осмелели

Дата публикации: 02.06.2015
Раздел: Анализ рынков

В мае 2015 года аналитики компании IRG провели третью волну онлайн-опроса,задачей которого был анализ изменения потребительского поведения россиян за последние полгода. В исследовании приняли участие 1200 респондентов, представляющих экономически активную часть населения: мужчины и женщины в возрасте 18-55 лет,проживающие в городах-миллионниках России.

Среди российских потребителей продолжает расти обеспокоенность текущей экономической ситуацией в стране, что обусловлено повышением цен и набирающей обороты потребительской инфляцией.

Более половины потребителей (60%) отмечают, что с начала 2015 года общая экономическая ситуация ухудшилась. Доля тех, кто заметил позитивные сдвиги в экономике за последнее время, незначительно выросла за последние полгода до 12%.

Относительно экономических перспектив страны впервые за последний год зафиксирован позитивный тренд в прогнозах потребителей. Доля россиян, которые ожидают улучшения экономических условий до конца года, увеличилась по сравнению с октябрем 2014 года на треть и составила 35%. Почти вдвое снизилась доля тех, кто пессимистично настроен и предвидит ухудшение ситуации – с 40% до 24%.

Рост оптимистичных настроений отчасти может быть обусловлен и влиянием сезонного фактора – весной позитивный настрой, как правило, повышается.

63% от общего числа опрошенных констатируют личные финансовые затруднения, что на 14% больше по сравнению с октябрем 2014 года.

Ключевой причиной финансовых затруднений респондентов по-прежнему остается рост цен на продукты и услуги. За последние полгода российские покупатели в полной мере ощутили на себе резкий рост цен –доля тех, кто указал на эту причину, выросла на 14% и составила 89%.На 8% выросла доля потребителей, для которых сокращение доходов стало основной причиной личных финансовых затруднений (39%).

Рост цен на продукты и услуги

апр.14

66%

окт.14

75%

май.15

89%

Колебание курсов иностранной валюты (доллар, евро)

апр.14

25%

окт.14

28%

май.15

33%

Сокращение зарплаты/задержки выплаты, в том числе премий, бонусов

апр.14

29%

окт.14

31%

май.15

39%

Сокращение/отмена социального пакета (страховка, питание и пр)

апр.14

4%

окт.14

4%

май.15

4%

Потерял (а) работу/уволился(лась)

апр.14

10%

окт.14

12%

май.15

11%

Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги*

апр.14

-

окт.14

52%

май.15

45%

В связи с ощутимым ростом цен 93% потребителей пересмотрели структуру своих расходов: стараются меньше тратить и больше сберегать, сокращать частоту покупок или выбирать более дешевые аналоги товаров и услуг по сравнению с тем, что покупали ранее.

Сегодня наибольший рост расходов по-прежнему наблюдается в категории «продукты питания», доля таких респондентов выросла по сравнению с октябрьской волной на 12% и составила 73%.

Потребители продолжают «оптимизацию» своей продуктовой корзины – на уровне предыдущего замера сохраняется доля тех, кто экономит на шоколаде (36%), алкогольных напитках (46%) , косметике, продуктах гигиены (25%).

В новых экономических условиях несущественная доля потребителей (23%) обеспокоена отсутствием привычных продуктов на полках магазинов в связи с введением продуктовых санкций.

Каких из "запрещенных к ввозу" продуктов Вам не хватает больше всего?

Сыр, колбасные изделия

56%

Рыба, морепродукты

53%

Овощи, фрукты, орехи

40%

Молоко, молочная продукция (кефир, творог, йогурт)

18%

Мясо, птица

12%

Кондитерские изделия

7%

На фоне неблагоприятных экономических изменений потребители продолжают проявлять осторожность в расходах.

Стратегия экономии, принятая потребителями во втором полугодии 2014 года, в целом, сохраняется в поведении россиян и в мае 2015 года. В первую очередь потребители настроены экономить на посещении кафе/ресторанов, путешествий. Во вторую группу риска по сокращению расходов попали походы в кинотеатры/театры/клубы, покупка бытовой техники и электроники, одежды/обуви, товаров для дома и ремонта.

Кафе и рестораны

Потребители готовы экономить в первую очередь на посещении кафе и ресторанов – каждый второй опрошенный (49%) планирует сократить  и каждый четвертый (25%) полностью отказаться от расходов  до конца текущего года.

Развлечения (посещение театров, музеев, кинотеатров, ночные клубы и пр.)

Доля потребителей, которые готовы перевести в режим экономии траты на развлечения сохраняется на уровне октября 2014 года - 43% планируют уменьшить расходы до конца года.

Бытовая/Аудио/Видео  техника»

В категории «Бытовая техника и электроника» продолжается рост доли потребителей, планирующих сокращать расходы на этой статье товаров –  рост на 8 пунктов по сравнению с октябрем 2014 года до 44%.

Одежда и обувь

Почти каждый второй потребитель  (47%) планирует урезать траты на покупку одежды и обуви до конца 2015 года. По сравнению с прошлой волной, доля тех, кто планирует сократить эту статью расходов, выросла на 11%.

Товары для дома и ремонта

Каждый третий потребитель готов сокращать расходы на товары для дома и ремонта. Доля респондентов, которые выбрали эту категорию как возможность сэкономить в будущем, выросла на 6% до 39%.

Более половины потребителей (63%) планируют вносить коррективы в традиционные планы на летний отпуск/путешествия и будут рассматривать более бюджетные варианты отдыха.

Потребительские привычки регулируются в пользу перехода на режим экономии: изменение планов на летний отдых чаще всего выражается в отказе от поездок в пользу домашнего отдыха (23%), замене поездок в дальнее зарубежье путешествием на территории России (14%), полной отмены отпуска (10%).

Большинство россиян (82%) проведут летний отпуск в России. Каждый третий россиянин останется дома или поедет на дачу. За границу планируют отправиться лишь 18% соотечественников, в то время как летом 2014 года эта доля составляла 26%.

Большинство респондентов (75%) признались, что извлекли положительные уроки из текущей ситуации. Так, почти каждый второй опрошенный (47%) отметил, что стал более разумным и бережливым в потреблении. Еще 20% опрошенных считают, что текущие условия подтолкнули их здраво смотреть на вещи, разбираться в людях, а 21% научился радоваться простым вещам. Стали серьезнее относиться к своей работе и активизировали личный потенциал 15% экономически активного населения.


Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article131186.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100