Надписи на стенах могут приносить большие деньги

Дата публикации: 26.09.2013
Раздел: Статьи

"Из грязи в князи": искусство граффити из хулиганства становится прибыльным бизнесом, одним из последних течений живописи, предметом коллекционирования и неугасающих споров

Со дня на день городской совет Лос-Анджелеса должен отменить принятый десять лет назад запрет на нанесение граффити на частные строения. Закон поставит точку в спорах, начавшихся еще в 1932-ом, когда мексиканский художник-монументалист Давид Альфаро Сикейрос создал в Городе Ангелов скандальную фреску «Тропическая Америка», которая через пару дней была закрашена, а спустя 80 лет восстановлена в качестве мирового шедевра. Чем не современная метафора на состояние современного искусства!

"Тридцать лет гонений" — это ли не срок? Первая большая музейная выставка стрит-арта "Искусство на улице" (о развитии движения граффити с 1970-х годов до наших дней) прошла в 2012 году в Музее современного искусства ЛА и побила все рекорды по посещаемости. Или другой наглядный пример — граффити-экспозиция "40 лет прессионизму", прошедшая летом в консервативном княжестве Монако. В перерыве между казино, гонками "Формулы-1" и созерцанием яхт за бокалом шампанского миллиардеры со всего миры приценивались к настенной живописи на несколько миллионов долларов. Все граффити-произведения — личная коллекция бизнесмена Алана-Доминика Галлиция, который собирает работы уличных художников больше 20 лет. Он открыл фонд Gallizia и держит в доме под Парижем ателье, куда приходят художники и расписывают все свободные места.

Граффити-экспозиция

Появление масштабных выставок и государственных постановлений —  свидетельство радикальных изменений в отношении общества к стрит-арту, которое из акта вандализма превратились в неотъемлемую часть современного искусства. Успешного и доходного.

Кто почем?

Аукционы послевоенного искусства бьют все мыслимые рекорды — как по суммарной выручке, так и по персональными достижениями ключевых художников. Главная "звезда" в рейтинге — темнокожий райдер-граффитчик Жан-Мишель Баския. В конце семядисятых никому не известный 18-летний подросток расписывал улицы фразами, каждая из которых содержала слово SAMO. "SAMO — это так называемый авангард", "SAMO как конгломерат дремлющих гениев", "SAMO как условие отрицания" и еще сотни фраз различного содержания красовались по всему Нью-Йорку. В начале 1980-х уличный художник присоединился с неформальной группе "неоэкспрессионистов", а в 1982-ом подружился с иконой поп-арта Энди Уорхолом, который стал его покровителем и соавтором (да-да, с баллончиком в руках!) До своего триумфа Баския не до жил — умер от передозировки героина четверть века назад в неполные 22 года. Через считаные месяцы после смерти цены на его работы начали стремительно расти.

Жан-Мишель Баския

Феномен Баския в так называемом — "двойном дне". Он стал кумиром нынешнего молодого поколения, и обрел славу среди избранного круга коллекционеров. Первые — скупают лимитированную коллекцию кроссовок Reebok Basquiat — c граффити и фирменной короной (подписью художника). Вторые — борются на аукционах за его "полотна" по заоблачным ценам. С 2003 года граффитчик Баския вырос в цене на 501%, то есть в 6 раз! Его самая дорогая работа — "Затуманенные головы" 1982 года продана на торгах Christie’s за $ 48,8 миллионов. Есть "картинки" и "по-проще": за $ 30 млн., $ 28 млн. и $ 4 млн. За неполный прошедший год его произведений было продано почти на $ 100 миллионов.

Или другой коммерческий пример граффити-торжества. В 1980-ые годы юный житель Нью-Йорка Джош "Стэш" Франклин по ночам расписывал вагоны метро и "бомбил" туннели. В 1987 году райдер перенес "наскальную живопись" на холсты. Спустя каких-то три года граффити работы, но уже маслом на полотне, начали скупать ведущие американские галлереи, а сам Стэш занялся дизайном одежды под маркой Recon и даже выпустил несколько "хитов" совместно с Nike, Bathing Ape (Bape), Vans, DC Shoes, Clarks и Lacoste. 

Одно из современных творений "дедушки"-граффити Шепарда Фэйри — плакат Hope ("Надежда"), подготовленный к предвыборной кампании Барака Обамы. Мастер приложил руку к созданию рекламных постеров компаний PepsiCo, Adidas, обложек альбомов музыкальных групп Black Eyed Peas, Sepultura и других. Примечательно, что принцип, по которому богач-Фэйри выбирает с кем работать, а с кем нет, по-прежнему уличный, "по понятиям" — личная симпатия и не более того. 

Шепарда Фэйри на фоне своего плаката

Мистер Х

Настоящая история успеха в граффити-среде и поворот на 360 градусов в отношении уличного искусства — провокационный британский стрит-арт художник, "трафаретчик" Бэнкси. В мире стрит-арта он, безусловно, за главного. Его остро-социальные и политические изображения на стенах — это и сатира на общество потребления, и кривая усмешка над войнами, и раскрашенный "в пух и прах" капитализм. Став популярным в начале "нулевых", этот "мистер Х" с баллончиками в руках (как выглядит Бэнкси доподлинно не известно, по некоторым данным человек-инкогнито — 36-летней Робин Ганнингем из Бристоля) первым начал продавать свое искусство, нарушив тем самым негласный кодекс граффитчиков и предав свободные от денег идеалы стрит-арта.

Одной из первых оригинальных работ Бэнкси купила его "преданная поклонница" Кристина Агилера, отдав 25 тыс фунтов за "Королеву Викторию в образе лесбиянки". Спустя пару недель на Sotheby’s трафаретное изображение Моны Лизы, со стекающий из глаз краской, было продано за 57 600 фунтов. И понеслось... "Девочка с шаром" за 37 200 фунтов, "Обнимающий бомбу" — за 31 200, и Ленин "такой молодой" на роликовых коньках — за 96 000. Одно из условий покупки — демонтаж покупателем стены дома, на котором нарисована картина, и замена ее на новую. Рекордная цена за произведения художника была установлена в феврале 2008 года, когда его работа «Борьба с вредителями» была продана с аукциона за $1,9 млн. Чуть больше — $ 2 млн. потратила на работы Бэнкси щедрая Анжелина Джоли.

Выставка работ художника граффити Бэнкси  в Лондоне, Англия.

Не всем произведениям Бэнкси "так везет". Граффити на стене Бруклинской Клиники сексуального здоровья молодежи, изображающее любовников и оценивающееся в 500 000 фунтов, было закрашено, как проявление вандализма.

Сотрудничает с культовым граффитчиком вокалист Radiohead Том Йорк — картины Бэнкси. В Нью-Йорке графитчику "за глаза" доверили расписать коридор отеля "Карлтон Армз", а Джордж Майкл умоляет Бэнкси раскрасить свой особняк. Какой счет выставит "маляр", пока не известно.

Как и положено великим художникам, граффитчик нередко "подшучивает" над состоятельной публикой, которая готова, в прямом смысле слова, рушить стены за кусочек "бесценного" трафарета. Так одна из работ Бэнкси изображает аукционные торги с выставленной на продажу его же картиной в золотой раме, на которой есть только надпись: "Не могу поверить, что вы покупаете это дерьмо". 

Бизнес среда

С коммерческой точки зрения граффити наиболее активно стало развиваться в Германии. В крупных городах были открыты специальные граффити-салоны, в которых художники и по сей день выставляют образцы своих работ, и каждый заинтересовавшийся посетитель может оставить заказ на оформление автомобиля, интерьера бара, дискотеки или собственного жилища. Благодаря Бэнкси интерес к маргинальному урбанистическому искусству приобрел еще более масштабные формы. Уличное искусство полюбили все: заказы идут со стороны частного бизнеса, госструктур и муниципалитетов. Даже совсем несовременные музеи хотят заполучить на свои стены граффити. Не говоря о крупных корпорациях, которые используют оригинальные граффити в качестве рекламы. Они из лидеров индустрии — американская компания Graffiti Life Дэвида Спида, с доходом порядка двух миллионов долларов в год.

Или другой бизнес-пример "от обратного" или "крысиный яд" для Бэнкси и Ко. Канадец Барри Эндл открыл высокодоходную нишу на ниве... борьбы с граффити! Его компания продает жидкое покрытие Glass Cover, предотвращающее появление граффити на стенах из бетона, кирпича, дерева и металла. Вложив в проект $ 25 тыс. уже за первый год он выручил $ 320 тыс. и вскоре обещает увеличить объемы продаж до $1,5 млн. Бизнес по борьбе с граффити планирует открыть и наш соотечественник — владелец группы предприятий «Альфа» Игорь Гринберг. Для этого он приобрел две фирмы, которые помимо смывания настенных рисунков будут заниматься нанесением антивандальных покрытий на объекты.

style.rbc.ru
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article117718.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100