Табачные компании начали искать альтернативы сигаретам

Дата публикации: 21.12.2012
Раздел: Есть мнение ...

Табачные компании начали искать альтернативы сигаретамТабачные компании подтвердили свою готовность перейти на производство альтернативных продуктов.

Вчера один из крупнейших международных табачных гигантов компания British American Tobacco (BAT) объявила о приобретении молодой британской компании CN Creative, занимающейся разработкой электронных сигарет (e-cigarette).

Ранее BAT уже заявляла о том, что намерена всерьез заняться альтернативными табачными продуктами, и рассчитывает, что в перспективе на них будет приходиться до 40% оборота компании (в 2011 году он составил около 15 млрд фунтов стерлингов). В 2014 году BAT планирует выпустить на рынок свою собственную разработку - никотиновый ингалятор.

Поиском замены обычных сигарет занимаются многие компании, так как антитабачные законы в различных странах становятся все жестче: повышение акцизов, запрет рекламы и курения в общественных местах, в некоторых случаях - запрет изображения бренда на пачке и открытой выкладки в магазинах и прочее. Пока рынок бездымных табачных изделий (жевательный, нюхательный табак, снюс и т.д.) на фоне сигаретного кажется маленьким - в прошлом году его оборот, по данным Euromonitor, составил около $14 млрд, притом что общий оборот табачного рынка был оценен в $664 млрд.

Однако с появлением на нем крупных табачных корпораций ситуация может кардинальным образом поменяться. Весной этого года PhilipMorris приобрел компанию Blue Cig, занимающуюся продажей электронных сигарет, за сумму $135 млн, пообещав вложить в нее еще $280 млн. Запуск бездымных Malboro запланирован на 2015 год.

Казалось бы, пора начинать соревнование по созданию наиболее недорогого и близкого к прототипу продукта. Однако, возможно, надежды табачных корпораций на создание равнозначной альтернативы, которая не будет испытывать давления со стороны властей, не оправдаются. Хотя электронные сигареты не имеют единого стандарта производства и последствия их употребления недостаточно изучены, многие страны заочно признали их потенциально опасными для здоровья и решили не доводить ситуацию до того момента, когда их потребление станет массовым. Электронные сигареты объявлены вне закона в таких странах, как Австралия, Новая Зеландия, Бразилия и Канада.

К слову, сразу после изобретения электронные сигареты пытались признать средством, которое помогает бросить курить (и тем самым отнести к категории медицинских изделий). Однако скоро стало понятно, что это совсем не лекарство, а лишь альтернатива курению - хотя и менее вредная.

В США в прошлом году электронные сигареты были законодательно приравнены к обычным табачным изделиям, и тем самым попали под повышенное налогообложение и антитабачные законы, лишившись всех основных преимуществ от производства. При этом на рынке США электронные сигареты продвигались наиболее успешно - приводились данные, согласно которым электронные сигареты там потребляют 2,7% населения, то есть около 8 млн человек.

Для сравнения: в Великобритании, где производство и продажа e-cigarette никак не регулируется, из 2 млн человек, которые пробовали этот продукт, постоянными потребителями стали только около 650 тысяч (чуть больше 1% населения).

Другие альтернативы сигаретам также подвергаются нападкам. К примеру, продажа снюса (пакетики с табачной смесью, закладываемые под губу) запрещена во всех странах ЕС, кроме Швеции и Норвегии. Причем Швеция, выставившая сохранение своего права на снюс в качестве обязательного условия ее вступления в ЕС, много лет пытается этот запрет снять, доказывая, что потребление никотина без сопутствующих продуктов сгорания не более вредно, чем кофеина, и что именно благодаря снюсу у нее один из наиболее низких процентов курильщиков в мире. В Швеции курит 11% взрослого мужского населения (для сравнения: в России - 40%), а потребителями снюса являются 20%.

Россию табачные инновации могут и вовсе обойти стороной. Госдума в настоящее время рассматривает законопроект, полностью запрещающий продажу «некурительных табачных изделий». То есть, будучи потенциально менее вредными, эти изделия окажутся в еще более худшем положении, чем обычные сигареты. Однако даже если они будут только приравнены к ним, как в США, это уже серьезно ухудшит их рыночные перспективы ­- продвигать принципиально новый продукт при условии, что его нельзя рекламировать и он будет дорого стоить, будет гораздо труднее.

Так что табачные компании, взявшись за поиски альтернативы сигарет, поздновато спохватились. Хотя как посмотреть - ведь бездымные сигареты впервые были выведены на рынок еще в 1980-х компанией RJR Nabisco (в 2000 году была приобретена Philip Morris). Тогда, несмотря на $500 млн, вложенные в маркетинг, идея потерпела фиаско и впоследствии часто приводилась в качестве примера одной из самых бессмысленных инноваций в истории бизнеса.

Считалось, что разработчики совершили роковую ошибку, пребывая в заблуждении о том, что дым беспокоит курильщика, тогда как на деле он был неприятен только окружающим, до которых курильщику нет никакого дела.

Другие табачные компании также отмечали, что продукт имел неважные потребительские свойства: неприятный вкус и запах. В любом случае идея была похоронена. Если бы этого не случилось, возможно, табачникам не пришлось сегодня двигаться на новый рынок с таким боем.

Slon.ru
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article111743.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100