Электронные аукционы в маркетинге

Дата публикации: 18.04.2012
Раздел: Школа рекламиста

Электронные аукционы в маркетингеЭлектронные аукционы между юридическими лицами активно используются в качестве эффективного инструмента при решении вопроса закупок, выбора поставщиков и подрядчиков. Компании все чаще начинают применять данный инструмент. Давайте рассмотрим его подробнее.  

В электронных аукционах для юридических лиц лотом выступает контракт, предлагаемый организатором торгов. Это своего рода тендер, в рамках которого в соответствии с законодательством проводятся торги на понижение цены, за счет чего достигается значительная экономия средств для организатора торгов. Крупными торговыми площадками в России являются «Амбит-Трейд», «Фабрикант», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка».
Согласно приказу Минэкономразвития России от 26 октября 2009 г. № 428 и приказу Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. № 466/763 к 1 января 2010 года был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок для размещения госзаказа: ЗАО «Сбербанк-АСТ»; ОАО «Единая электронная торговая площадка»; ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»; а также площадки ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ОАО «РТС». На этих пяти площадках проходят закупки для нужд государства. Есть электронные торговые площадки, где закупки осуществляют коммерческие предприятия, в том числе госкомпании, госкорпорации, естественнеы монополии. Основные элеткронные площадки этого сегмента - B2B-Center, Тендер ПРО, Фабрикант, Onlinecontract, ТЗС Электра.

Для проведения аукциона организатор (юридическое лицо, представитель федерального или муниципального заказчика) проходит регистрацию, вносит информацию о лоте, условиях торгов и заключения контракта, назначает дату проведения аукциона. Очень важно при этом дать максимально подробную информацию о лоте и условиях торгов, иначе аукционер не поймет содержание предмета торгов и не будет в них участвовать. Основная форма - аукцион на понижение, но в редких случаях может сложиться ситуация с проведением торгов на повышение цены контракта.

Подробнее алгоритм

Для работы на электронной торговой площадке участник размещения заказа должен обладать действующим сертификатом электронной цифровой подписи (ЭЦП), выданным удостоверяющим центром, входящим в состав пространства доверия данной площадки. Получить ЭЦП достаточно просто. Для этого необходимо приобрести и установить криптопровайдер. Сделать это можно непосредственно на сайте аукциона. В сертификате ЭЦП должна быть прописана возможность работы с таким сертификатом на данной электронной торговой площадке. Аккредитация участников размещения заказа осуществляется оператором электронной торговой площадки с целью обеспечения им доступа к участию в электронных аукционах. Аккредитация - бесплатная для участника размещения заказа, предоставляется сроком на три года и дает возможность подавать заявки на участие во всех проводимых на площадке торгах.

Для подачи заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа должен иметь на своем счете средства в размере установленного заказчиком обеспечения заявки. Обеспечение устанавливается в размере от 0,5 до 5 процентов от начальной цены контракта. Данные средства блокируются оператором электронной торговой площадки в течение часа с момента подачи заявки на участие в аукционе.

Заявка на участие в электронном аукционе подается в двух частях и подписывается ЭЦП. Первая часть заявки должна содержать предложение участника размещения заказа с указанием качественно-функциональных характеристик поставляемого товара и может быть анонимна. Вторая часть заявки должна содержать сведения об организации участника, а также требуемые согласно правилам аукциона, документы (лицензии, сертификаты и т.д.)

Момент окончания интернет-аукциона, в отличие от традиционных аукционов, заранее назначается самим продавцом при постановке товара на торги. В обычных же аукционах борьба идет до тех пор, пока повышаются аукционные ставки. Победитель, в соответствии с условиями организатора, либо перечисляет деньги, либо оказывает услуги или поставляет товар. Далее все идет по той схеме, которая изложена в договоре между заказчиком (организатором торгов) и поставщиком (победителем аукциона).

Интернет-аукцион выгоден для всех его участников. Для организатора аукциона это, в первую очередь, экономия рабочего времени - после объявления аукциона в процессе участвуют только аукционеры. Это экономия денежных средств, особенно в случае контракта на закупку, и также на организацию самого аукциона. И, конечно, немаловажен такой фактор, как честная конкуренция между участниками торгов.

Среди плюсов для аукционеров стоит отметить следующие: быстрый поиск интересующих торгов, прозрачность и открытость процесса продаж, честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы, равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг. Немаловажным фактором для обеих сторон является возможность участия в аукционе из любой точки мира, не выходя из своего офиса.

Как используются электронные аукционы в маркетинге? Рассказывает представитель отдела маркетинга пивоваренной компании «САН ИнБев»:

«Наша компания не первый год проводит электронные аукционы, в том числе, когда нужно провести масштабную рекламную кампанию в регионах (например, массированное размещение рекламных постеров). В каждом городе, участвующем в кампании, с помощью электронных аукционов мы выбираем рекламное агентство, которое будет нам оказывать услугу печати и размещения постеров. Участники аукциона не видят, по какой стоимости предлагают свои услуги их конкуренты, они видят только свое место в рейтинге аукциона (компании с самой низкой ценой поднимаются выше), и им нравится эта «прозрачность». При желании поставщик может снизить цену и подняться выше в рейтинге. Так мы можем с уверенностью выбрать наиболее подходящее предложение, и быстро принять решение о сотрудничестве. Сразу оговорюсь, что победа в аукционе не означает победу в тендере, потому что цена - не единственный критерий отбора, важна еще, например, креативность. Аукцион помогает наиболее эффективно реализовать ценовые переговоры, а дальше мы уже смотрим на сроки исполнения, надежность компании-поставщика, качество исполнения и т.п.

При проведении аукционов в регионах бывают забавные моменты, когда наши поставщики не могут подсоединиться к сети (да, в регионах перебои с Интернетом не редкость!), тогда часть аукциона мы проговариваем по телефону, и участники могут присоединиться к аукциону позже».

Справка:

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) позволяет присвоить электронному документу юридический статус, равноценный юридическому статусу обычного документа, на котором стоит подпись уполномоченного лица и печать организации. - Примеч. редакции.

Криптопровайдер - специальное программное обеспечение для работы с ЭЦП. Как правило, криптопровайдер можно приобрести в удостоверяющем центре вместе с ЭЦП. После установки криптопровайдера необходимо вставить в компьютер ключевой носитель, после чего появляется возможность подписания документов. - Примеч. редакции.

 

Полина Островская
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article104011.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100