Голландский дизайн: на клеточном уровне

Дата публикации: 11.04.2011
Раздел: Репортажи

На выставку «Дизайн и Реклама» приехали голландцы и рассказали, как на почве конструктивизма произрастает в их огородах самый настоящий "нанодизайн".

Если вы не смогли посетить выставку, не беда,  все или почти все, о чем  говорили голландские коллеги, можно увидеть на сайтах студий. Явки и пароли - здесь: Вут де Врингер ben-wout. Димитрий Нивенхаузен lust.nl Ханс Вольберс lava.nl

Однако послушать гостей стоило - заточенные под дидактику «как мы это делаем», доклады осветили некоторые тенденции развития индустрии. С этой точки зрения оказался удачным сам набор спикеров, обозначивший и истоки, и перспективы европейского дизайна. Истоки оказались в конструктивизме, а перспективы - в contemporary art.

Доклад Вута де Врингера (Faydherbe/De Vringer Graphic Design) был посвящен  конструктивизму как вдохновению, преимущественно, русскому. И действительно, вся наша модульно-пиксельная эпоха берет начало в графических экспериментах 20-х годов ХХ века. Не случайно у старинных русских плакатов такое количество «фотожаб» и подражаний - от музыкальных альбомов до плакатов в поддержку Барака Обамы (в него превратился неизбывный «Доброволец»).

В числе видео-увлечений конструктивизмом была показана  английская реклама водки «Столичная»

Посмотреть ролик "Born in the heart of Russia" (2.2 Мб)
Скачать ролик


Американский ролик MTV - «Vote because you can!»

Посмотреть ролик "Vote because you can!" (1 Мб)
Скачать ролик


А также клип на песню Бьорк Innosence

Посмотреть ролик "Bjork Innocence" (2.9 Мб)
Скачать ролик


Пожлуй, эти три ролика -  рашн китч, стилизация под рашн-пропаганду и новая интерпретация - стали своеобразным мостиком, объясняющим и истоки, и разницу между русским, сочным и брутальным и «северозападным» - точным и изящным «конструктивизмом».  Да и «рашн водка» против Innocence - казачий рэп.

И вот, для сравнения, плакат Вута и его дизайн-студии:

Практически все плакаты студии посвящены культурным институциям - университетам, музеям, фестивалям и т.п. , так что на ДИРе голландский дизайн вошел в серьезное сюжетное противоречие с отечественным: выступление Ассоциации Брендинговых агентств России показало: музеи, фестивали, и театральные афиши - не для нас. Нам бы «Домик в деревне» представить в премиум-формате, и то хорошо.

Но вернемся к конструктивизму. Как показал второй спикер Димитрий Нивенхаузен в своем докладе «Цифровая Антропология», конструктивизм - это философия и жизненная практика, выходящая далеко за пределы ручной графики и принта как жанра. К новому осознанию коммуникации специалисты из LUST пришли не революционно-визионерским путем, как русские художники, а тропой технического прогресса - взяли и вмонтировали компьютер в футбольный мяч. Всего и оставалось, что снять и структурировать множественные динамические показатели - скорость, направление, вращение, силу и т.п. Может быть, это шутка была такая, обманка для зрителей, но если погулять по сайту LUST, видно, что дизайнеры выжали максимум из двух идей: повторяющегося сэмпла и множественности игровых комбинаций.

Вам предлагается в графико-интерактивном режиме примерно следующее:
- бесконечно масштабированная Библия (точнее, книга Бытия) и столь же бесконечный перечень способов помутнения сознания вследствие насильственного воздействия;
- ваш собственный логотип, меняющийся в трех динамических координатах и семантическая карма любого слова в медиапространстве западной культуры с выведением общей диаграммы положительно-отрицательных коннотаций (и тут LUST замахнулся на оригинальную карту мира);
- путешествие на поезде сменяющимся ландшафтом и сравнительный анализ времени между городами (откуда и куда вы задумала добраться) с временем путешествий по другим местам;
- книга «Форма-код-дизайн» - о 60-летних усилиях дизайнеров мира по созданию визуальных сэмплов и управлению их динамикой, а также авторская программа автоматического дизайна плакатов на ежедневные новости.

Эта последняя программа- по мнению Димитрия - решительный удар по графическому дизайну. И действительно, перед нами на стене-экране - стихийно возникающий, неумолчный поток «жутко голландских» плакатов, сочетающих типографику, цвет и образ. «Встречаются хорошие!» - смеется Димитрий.


Самый забавный проект студии - 3D-визуализация дурного запаха от свинарников в одной из голландских провинций - для девелоперов, с тем, чтобы те поняли, где можно строить жилье, а где нет. А самый масштабный - превращение Гааги в ревущую посадочную полосу во время двухдневного мультимедийного фестиваля. Здесь и трансформация в светящуюся трассу-табло самого высокого здания, и вспышки света, синхронизированные с началом выступлений артистов на 25 площадках, и трубные звуки, и «аэропортные» объявления на всю ивановскую, и даже вирусные ленточки и растяжки вдоль лестниц и поперек улиц с указателями, что да где будет происходить. Не говоря уже о браслетах, которые в Голландии - не только способ отстроиться от «зайцев», но и удобная памятка, чтобы не потеряться на фестивале.  Пока весь мир инсталлирует изображения и свет на  поверхности зданий, дизайнеры LUST управляют внутренним освещением, располагая мощные лампы внутри домов. Да еще  селят художников бесплатно в эти безумные светоносные комнаты.

А по всяким интерактивно-интуитивным музейным и городским инсталляциям  LUSTовцы съели такую толстую собаку, что их уже вряд ли обогнать - им по плечу оказалась многотысячная коллекция Museum Boijmans van Beuningen в Роттердаме. Я уже не говорю о таких мелочах, как встраивание проекций с фирменной айдентикой в архитектуру. Да что там музей - целые кварталы освещаются теперь по законам LUST ( голубой квартал в Гааге).

C помощью LUST любой европеец может стать Мондрианом - была бы поблизости подходящая высотка с окнами. А на сайте помимо цветовой одноименной игрушки, есть и типографическая. Вплоть до надоедливого самоистязания Parasite или цифрового философствования Lost-Found.

В прошлом году студия осознала себя как лаборатория коммуникаций, и призывает «мобилизовать все органы чувств для открытия и реализации наших бесконечных возможностей». И все это - специально подчеркивают дизайнеры - good vibrations для укрепления социальных связей.

Доклад  последнего спикера - Ханса Вольберса (LAVA) - был посвящен одному из разделов вышеописанной дизайн-антропологии - «динамической айдентике».

Название для студии ребята действительно «увели» у природы, когда, в поисках вдохновения, путешествовали по вулканическим областям Юго-Восточной Азии.  Главное в дизайне - считает Ханс - придумать, отрисовать и снабдить алгоритмом движения и размножения некий паттерн, или идентификационный ген.

Так, в основу айдентики для IDTV - второго по величине производителя фильмов в Голландии  - было заложено 4 пикселя и 4 тона серого.

Фирменный стиль  Dansmakers - полигона для молодых танцовщиков -  был создан из вращающихся имен исполнителей  (сравните с опубликованными на сайте Вута де Врингера плакатами для танцевального театра, где «танцуют» тела и волосы, и вы поймете истоки голландской «нанотехнологии»)

Дале - интереснейший прием с Museum voor Communicatie de Haag. Музей не согласился на копирайтерскую сублимацию названия Сo De, и тогда дизайнеры решили разделить логотип на музейную, скучную часть и посетительскую, веселую. Так легко нарисовалось множество разных, но абсолютно узнаваемых плакатов на все случаи жизни, и даже посетителям дали покалякать на фирменных музейных майках и унести домой себя любимых в качестве арт-экспонатов.

Но одной  динамичной графикой и интуитивными прикосновениями к мониторам голландская коммуникация не ограничивается. Недаром студии LAVA было поручено написать и реализовать концепцию Музея Человека (Humanity House) в Гааге. По понятным причинам, на сайте музея многого не увидишь, так же, впрочем, как на сайте погибших под лавой Визувия Помпей - иначе, зачем ехать и смотреть?

Посетители Humanity House проходят весь путь беженца - испытывая страх неопределенности, даже одежду в сумках с собой таскают, как символ скарба.  Их регистрируют в архиве посетителей - подобному архиву регистрации беженцев, и дают утонуть в этой бесконечной картотеке. Их допрашивают так, как допрашивают беженцев в посольском учреждении, создавая впечатление зависимости от внешних влияний, любого неосторожного слова. Из-за стен они слышат голоса - смех, плач, разговоры, подглядывают в дверные отверстия за документальной хроникой драматических событий, получают письма, и, взобравшись по этажам мытарств, находят-таки покой и приют в настоящих палатках для беженцев.

Надо, конечно, отдать должное голландцам -  со своей (может, и небесспорной, но, безусловно, долгоиграющей) нанотехнологией они вышли за пределы бумаги и цифровой панели - на улицу, проникли в сферу человеческих отношений  - не на уровне тупого интертейнмента, а на уровне внятного гуманитарного месседжа. Есть чему поучиться, а не то   рисовать нам один и тот же логотип на заборах и мостах.


Или

Юлия Квасок
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article88936.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100