Биеннале "Золотая пчела"

Дата публикации: 08.04.2000
Раздел: Репортажи

Цвета, шрифты, идеи, техники - все это можно было в огромных количествах лицезреть на Международной биеннале графического дизайна "Золтая пчела 5", которая проходила в рамках выставки "Дизайн и реклама 200".

Конкурсных номинаций в 2000 году три:

  • плакаты;
  • брошюры, буклеты;
  • тишот-дизайн.

Поговорим о плакатах. Выставка занимала огромные пространства. Стоило забраться на третий этаж ЦДХ, чтобы за небольшой срок прочувствовать годовую дозу зазывающих, бросающихся в глаза плакатов. На самом деле, это изобилие объясняется тем, что нынешняя выставка - это и ретроспектива. Пятый и последний раз "Золотая пчела" собирает под своим "крылом" произведения графического дизайна художников из разных стран, и в честь этого на выставке представлены лучшие работы прошлых лет.

В качестве эпиграфа можно взять фразу И.Д.Чимбурова, прозвучавшую на просмотре постеров: "Половину сложно понять, остальное - все красиво…ну, и, конечно, лотерея".

Яркие, цветные работы чередовались с черно-белыми, соцреклама сменялась рекламой косметики, шрифтовые решения пересекались художественными находками.

Широко были представлены работы японских дизайнеров. Во многих из них родина автора угадывалась по наличию иероглифов в рисунке, да и просто по особому, "восточному" стилю. Для своей аудитории они бесспорно хороши, но больший интерес из этих "азиатских штучек" вызывали работы, понятные всем и покоряющие своим качественным исполнением. Глаз устает от смелых находок авангардного характера и ищет простоты. Яркий пример - работа Аобы Масутеру (рекламируется лак для ногтей Kose): "черным по белому" - название фирмы; вместо буквы "О" - лужа из красного лака для ногтей. Особой популярностью пользуется плакат работы Накано Иосито. Обнаженные части тела, снятые таким образом, что можно, при желании, подсчитать каждый волосок, на которых в самой середине расположены квадратные фрагменты с каплями воды, языками пламени, кусочками неба. Эффектно, просто, доступно - все это ведет, как известно, к желаемому результату.

Российские дизайнеры были представлены в не меньшем количестве. На фоне кричащих работ представителей других стран наши, в силу своей сдержанности, вызванной, скорее всего, тем, что сейчас отечественные рекламисты все чаще оглядываются на заказчика, при беглом осмотре, относит их немного в сторону. При этом, если откопать некоторые образцы отечественного творчества, всплывает один из плюсов в размещении работ: плакат, созданный, скажем, для парижской публики, висит рядом с тем, который создан для московской. В плане ориентации на российскую аудиторию, наши работы вполне удачны. "Крутого улета" желает нам плакат с изображением ощипанной курицы с отрубленной головой (нет - наркотикам). Зеленая икра в банке из-под красной выступает в защиту прав потребителей с надписью: "Искусство продавать" (как P.S.: продавец обязан реализовывать доброкачественные товары и т.д.) Весьма удачен плакат Шичковой Юлии: чистая работа со шрифтом. Из газетного текста, как горькое напоминание, выплывают в форме капель буквы, из которых складывается: human rights.

Широко представлена на выставке серия плакатов "We are one". Это - соцреклама, и основана она на идее, что человек не должен наносить вред окружающей среде, не должен проявлять агрессию по отношению к себе подобным, так как все находятся в тесном контакте. Одно лицо перетекает в другое, продолжением женского лица является небо.

Бюве Мишель (Франция) представил на внимание российской публики несколько очень выразительных черно-белых афиш. На одной из них изображен булыжник в очках. Очень выразительная форма передает, пожалуй, больше эмоций, чем просто лицо человека. Удачная форма привносит много дополнительного смысла.

Особый интерес на выставке представляют именно многочисленные афиши. В такого типа рекламных плакатах основная идея продемонстрирована так, что нужно некоторое время, чтобы провести параллели со спектаклем.

Обратимся к прошлым годам. Первую премию на "Золотой пчеле-1" получил Андрей Логвин. Реклама издательства. Изображена птичка, собранная из винтиков, болтиков, вместо клюва - нос, подпись: "Если бы не дела на земле, мы бы летали".

"Золотая пчела-2". Первая премия досталась французу Пари-Клавель Жерару. Яркий стиль, контраст с черными контурами, рукописным авторским шрифтом.

"Золотая пчела-3". Гран-при у японца Сато Коичи. Сочетание "классики" с новой техникой - залог успеха.

"Золотая пчела-4". Гран-при получил Стефан Загмайстер (США). Всем известно, что, когда курице или петуху отрубят голову, то он/она еще некоторое время еще носятся без головы. Американский дизайнер воспользовался этим известным всем фактом для рекламы. "Прикольно" (изображению сопутствовало "Hurry") и хорошо выполнено.

Хорошая реклама радикально отличается от любой другой. Подобную роль взяла на себя "Антигона" (афиша спектакля выполнена Гржегорчуком Виславом). Кажется, что плакат ошибочно попал сюда из других залов ЦДХ. Трагичная судьба Антигоны отражается в глазах отца.

Остается ждать решения жюри, из сотни работ будут выбраны единицы. Трудно что-то предугадать: направлений много, вкусы у всех, как известно, разные. Но, главное, что праздник графического дизайна состоялся, и все посетившие выставку получили эстетическое удовольствие.

Екатерина Кожанова

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article6015.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100