"Безопасный секс – это миф" – Людмила Стебенкова

Дата публикации: 08.11.2005
Раздел: Интервью

Этой осенью в Москве стартовала давно анонсировавшаяся социальная рекламная кампания с посылом "Безопасного секса не бывает!". Еще задолго до своего запуска она вызвала большой общественный резонанс, который не всегда носил положительный оттенок. В свою очередь в Мосгордуме говорят, что акция должна стать альтернативой рекламе презервативов и призвана просветить подростков о том, что это средство контрацепции не является панацеей от болезней, передающихся половым путем.

Подробнее о целях и задачах социальной кампании корреспонденту RBC daily Ладе Федоровой рассказала один из ее авторов – председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской городской думы Людмила Стебенкова.

– Людмила Васильевна, зачем вообще правительству Москвы потребовалось выделять бюджетные деньги на профилактику СПИДа, когда ряд фондов в течение уже длительного времени проводит программы по пропаганде безопасного секса?

– Дело в том, что, по мнению специалистов не только нашего городского центра СПИДа, но и просто большинства врачей, "безопасного секса" в том виде, который преподносится нашему населению международными гуманитарными организациями, вообще не бывает. Это миф, который позволил этим организациям освоить (только по официальным данным) более 40 млн долл. за прошлый год, а в этом году – в два раза больше. Основная часть этих средств направлена как раз на рекламу презервативов, как якобы единственного средства профилактики ВИЧ-инфекции. Изначально разрешать участвовать в финансировании программ профилактики СПИДа производителям презервативов было большой ошибкой. Пропаганда "безопасного секса", проводившаяся в России в течение 10 лет, принесла больше побочных эффектов, чем пользы. Посмотрим на вещи объективно. В ситуации случайной связи с малознакомым партнером презерватив – без каких либо оговорок – самое надежное механическое средство защиты от заболеваний, передающихся половым путем. Однако и он не дает 100%-ной защиты, об этом написано в инструкции к презервативам любой марки. Невозможно исключить заводской брак, случайное соскакивание, повреждения в процессе надевания или использования. А главное, что кроме ВИЧ и гепатитов есть масса других инфекций, передающихся половым путем и напрямую влияющих на репродуктивное здоровье. Перед большинством из этих заболеваний, вопреки распространенному заблуждению, презервативы оставляют женщин практически беззащитными. "Безопасного секса" нет уже поэтому. Даже официальные 1-3%, по инструкции пользования презервативами, неэффективного их применения, умноженные на миллионы случайных связей с поправкой на вероятность встречи здорового партнера и носителя инфекции, а также риск заражения, и дают определенную часть из того большинства случаев инфицирования половым путем, о котором я сказала выше. Это статистический закон больших чисел.

Поэтому объективно, как это ни прискорбно, самый надежный способ защиты от СПИДа – взвешивать риски и не вступать в случайные связи. Презерватив – необходимая страховка, но, увы, не гарантия безопасности. Программы пропаганды "безопасного секса", как это легко заметить, продвигают презервативы. Поскольку значительную часть денег на эти программы выделяют сами производители презервативов, вся профилактика ВИЧ сводится к их рекламе как товарной категории. Это хорошо знакомый маркетологам прием, когда продвигается не конкретная марка, а целая товарная категория. В этом случае выигрывают основные участники рынка, особенно те, которые представлены самыми узнаваемыми брендами. И уж социальной реклама товарной категории точно не является. Да, в результате таких программ сексуально активное население научилось пользоваться презервативами, что с сугубо гигиенической точки зрения небесполезно. Однако посмотрим на побочные эффекты программ "безопасного секса".

Любая реклама построена на мифах разной степени безвредности. Из рекламы мы знаем, что фруктовый кефир на ароматизаторах, идентичным натуральным, защищает детей от всех болезней, а дезодорант делает мужчину объектом желания всех без исключения женщин. В этом же ключе концепция "безопасный секс" мифологизирует презерватив как универсальное и безотказное средство защиты буквально от всего. В одной из брошюр известного фонда написано следующее: на этой вечеринке наверняка будут наркотики, ты потеряешь контроль над собой, но все будет в порядке, если ты взял с собой презерватив! Когда я показала это одному из сенаторов США, он чуть не упал в обморок и добился, чтобы указанный нами московский фонд не получил из Америки ни цента. К сожалению, эта организация и сегодня продолжает свою деятельность, продвигая на российский рынок презервативы конкретной торговой марки уже на деньги Глобального фонда по борьбе со СПИДом. Презерватив искусственно ассоциируется с сексуальными победами, свободой, любовью – чем угодно и подается как оправдание половой нечистоплотности и беспорядочных связей. Это привело к тому, что среди подростков, вступающих в возраст гормональных изменений, резко повысилась лояльность к случайным связям. Интерес к сексу в этом возрасте естественно велик, а программы "безопасного секса" подростки воспринимают именно как снятие запретов и табу, общественное поощрение, модность и обязательность вступления в половую жизнь "чем раньше, тем лучше". И ужасно страдают, если это не получается. Так было всегда (вспомните Бивиса и Батхеда), но в последние годы приобрело просто ужасающие медиков и педагогов масштабы. За год в России только официально сделано 1,6 млн абортов, и каждый пятый аборт сделала девушка младше 18 лет, 10% девочек начинают половую жизнь до 14 лет, 4-5 тыс. из них ежегодно рожают. Вот к чему приводит лояльность к раннему вступлению в половую жизнь.

– В чем принципиальное отличие программы, одобренной московскими депутатами?

– Начнем с того, что депутаты – не медики, не психологи и не рекламщики, они сами никаких программ не разрабатывали и ничего не одобряли. Мы выделили деньги, чтобы этим занялись настоящие специалисты. Всем этим занимались профессионалы, причем не только медики Московского центра СПИДа – кому "по должности положено", но и специально привлеченные московские педагоги, психологи, специалисты в области рекламы и информационных технологий. Концепция пропаганды "безопасного секса" задает следующий выбор: либо не пользоваться презервативом, либо пользоваться презервативом. Мы расширяем выбор и добавляем еще одну, третью, опцию: оценив риски, воздержаться от подозрительной связи. Суть новой программы состоит в том, что мы, учитывая отдельные положительные аспекты программ "безопасного секса", пытаемся исправить их огромные побочные эффекты. Для этого нам надо вложить в голову москвичей несколько фактов.

Во-первых, мы хотим донести до аудитории, что презерватив, безусловно, защищает, но не гарантирует безопасность. Сам по себе презерватив не является оправданием беспорядочного образа жизни.

Во-вторых, "безопасного секса" между случайными партнерами не бывает. Защититесь от СПИДа – подхватите какой-нибудь генитальный герпес (кстати, заболеваемость им за последние годы удвоилась, и презерватив от него не помогает). Безопасного секса не существует. Бывают правила безопасного нравственного поведения, при которых естественным продолжением уже сложившихся близких отношений является и половая близость между людьми, которая предусматривает ответственное отношение к своему здоровью и здоровью любимого человека. Поэтому мы говорим, что любовь и, главное, верность любимому человеку – естественная и эффективная защита от СПИДа. Психологи нас убедили, что сегодня населению, прежде всего молодежи, надо говорить, что кроме мимолетного увлечения в принципе существуют еще и семейные ценности, родители, которые хотели бы видеть своих уже взрослых детей здоровыми. В-третьих, мы рассказываем, где можно сдать бесплатные анализы, напоминаем, что современная медицина позволяет ВИЧ-инфицированной матери родить здорового ребенка, и даем номер телефона "горячей линии СПИД", по которому не просто помогут психологи, врачи, но и объяснят сомневающимся, почему все-таки не бывает "безопасного секса".

И, наконец, в-пятых. Я снова хотела бы вернуться к другим инфекциям, передающимся половым путем. Тому же самому урогенитальному герпесу. Поверьте мне как врачу: он способен нанести человеку не меньше бед, чем СПИД. Половой герпес неизлечим, ведет к бесплодию, доставляет жуткие страдания. При этом в тех случаях, когда инфекция локализуется на лобковой области, презерватив против него просто бесполезен. Именно миф о том, что презерватив – панацея от всех инфекций, вызвал в Москве катастрофический рост заболеваемости половым герпесом, который часто протекает в скрытой форме. И подобных инфекций, по которым в городе наблюдается беспрецедентный рост, еще много. В отличие от мифа о "безопасном сексе", новая московская программа помогает профилактике этих заболеваний.

– Кто из специалистов был привлечен к разработке (врачи, психологи, художники)?

– Несмотря на разрекламированный нами тендер для рекламных агентств, в связи с чрезвычайно жесткими условиями заявок на участие в нем было не так много. Условие тендера предполагало участие только крупных рекламных агентств, работающих в Москве, при этом имеющих опыт реализации социальных проектов в течение нескольких лет. Победило одно из крупнейших рекламных агентств. Мы, я имею в виду не только себя и депутатов Московской думы, но и специалистов, работающих по этой тематике в Москве, очень довольны этой работой. Благодаря правильно выбранному стилю подачи материала цель – обратить внимание населения на существующую проблему "безопасного секса" – уже достигнута. На взгляд фокус-групп разных составов, они реализовали все пожелания медиков и психологов очень стильно, просто и более чем доходчиво. В два раза возросло количество звонков на "горячую линию" Московского центра СПИДа, даже (хотя почему "даже") ночью стали интересоваться про то, действительно ли нет "безопасного секса". К сожалению, некоторым пожилым людям не понравился "голый пупок" у девушки, но что поделать, если сейчас так одеваются? Не существует рекламной кампании, которая удовлетворяла бы всех. Такого не бывает точно так же, как и "безопасного секса".

– Ваша инициатива по созданию программы была не всеми встречена с одобрением.

– Да, разумеется, фонды, которые в течение 10 лет жили на гранты, выделенные на "безопасный секс", крайне недовольны тем, что государство больше не хочет выделять деньги на рекламу презервативов как товарной категории. Они ухитрялись получать деньги не только от производителей презервативов, но и от международных благотворительных организаций. А последние вряд ли станут давать деньги на то, что противоречит позиции правительственных органов. Кстати, один из фондов в надежде повлиять на решение московского правительства даже выделил деньги на небольшую, но заметную кампанию по понижению лояльности общественного мнения к новой концепции профилактики СПИДа. В трех центральных газетах появились почти одинаковые статьи, в которых журналисты полностью от собственного лица, без единого экспертного комментария, "разносили" эту информационную программу в пух и прах, да еще с пафосом правозащитников обвиняли нас в том, что, дескать, возвернулся 37-й год, и депутаты хотят запретить внебрачные связи. Между тем повторюсь, мы просто расширяем выбор, напоминая о варианте ухода от риска через отказ от случайной связи. Мы могли бы запугивать аудиторию, как это предлагали некоторые медики. Но пошли по самому демократичному пути. В Интернете "обиженные" гуманитарные организации вывесили открытое письмо, в котором утверждают, что теперь глупые дети и взрослые, увидев наши стикеры, наплюют на презервативы и начнут вступать в случайные связи направо и налево с удвоенной силой. Вряд ли эта глупость требует опровержения, но все же. Любой психолог скажет, что здесь эксплуатируется распространенный эффект, когда человеку начинает касаться, что "я-то все понял, а вот другие глупее меня и все перепутают". Так склонны думать все люди, в том числе и те, чей IQ находится в самом низу шкалы. Конечно же, психологи центра СПИДа прекрасно знают, с каким контингентом приходится работать, и до запуска программы протестировали и перепроверили все до последней запятой. Да и сейчас, спустя 3 недели после появления щитов, мы фиксируем в аудитории либо одобрение, либо заинтересованность, но уж никак не непонимание. Тезис авторов открытого письма о конкуренции в социальной рекламе, где на одном щите рекламируется использование презерватива ("безопасный секс"), а на другом, что "безопасного секса" не бывает, также несостоятелен. Просто потому, что социальной рекламы использования презерватива как средства безопасности от инфекционных болезней в Москве никто не допустит. Потому что она коммерческая. А за коммерческую рекламу надо платить деньги, а не морочить людям голову про "социальную ответственность".

– В какой стадии сейчас находится реализация задуманного? Как планируется оценивать эффективность программы, если вообще такая задача стоит?

– Пока размещены только щиты. В ноябре в метро появятся стикеры программы, а в школах – информационные плакаты (в них, в отличие от материалов "безопасного секса", которые приводили родителей в шок, все написано очень тактично и строго), уже скоро будут размещены телевизионные ролики. Эффективность программы будет оценить достаточно сложно, но уже сегодня по возросшему количеству обращений на "горячую линию" и интернет-ресурс www.spid.ru, можно говорить о высокой эффективности программы, целью которой является повышение информированности населения о СПИДе. Чем больше людей знает о СПИДе, путях заражения вирусом тем лучше вооружены они для борьбы с этим заболеванием. Существуют различные методики определения эффективности реализуемых социальных программ, они будут использованы нами по завершению проекта. Оно могу сказать уже сейчас: мерить эффективность нашей программы количеством проданных презервативов мы не будем.

– Это разовая акция или только первый шаг? Будет ли вестись работа в этом направлении в дальнейшем московскими законодателями?

– В информационном обществе профилактика заболеваемости населения (не важно, СПИДом, гипертонией или ожирением) – вопрос информационной политики. Лично я считаю, что трансляция в детское время таких медиапродуктов, как "Дом-2", "Голод", "Искушение", "Секс в большом городе" и существование подростковых журналов типа Yes, Cool и "Браво", мягко говоря, не способствует улучшению эпидемиологической обстановки по СПИДу и заболеваниям, передающимся половым путем (ЗППП). Пока средства массовых коммуникаций не станут более ответственными и не перестанут разрушать семейные ценности, ЗППП не остановятся. В делах профилактики ЗППП медики, увы, не могут соперничать с медиаиндустрией, если государство не заставит ее пойти на встречу.

RBCdaily

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article20193.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100