Интервью

"Безопасный секс – это миф" – Людмила Стебенкова

Этой осенью в Москве стартовала давно анонсировавшаяся социальная рекламная кампания с посылом "Безопасного секса не бывает!". Еще задолго до своего запуска она вызвала большой общественный резонанс, который не всегда носил положительный оттенок. В свою очередь в Мосгордуме говорят, что акция должна стать альтернативой рекламе презервативов и призвана просветить подростков о том, что это средство контрацепции не является панацеей от болезней, передающихся половым путем.
Подробнее о целях и задачах социальной кампании корреспонденту RBC daily Ладе Федоровой рассказала один из ее авторов – председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской городской думы Людмила Стебенкова.

– Людмила Васильевна, зачем вообще правительству Москвы потребовалось выделять бюджетные деньги на профилактику СПИДа, когда ряд фондов в течение уже длительного времени проводит программы по пропаганде безопасного секса?

– Дело в том, что, по мнению специалистов не только нашего городского центра СПИДа, но и просто большинства врачей, "безопасного секса" в том виде, который преподносится нашему населению международными гуманитарными организациями, вообще не бывает. Это миф, который позволил этим организациям освоить (только по официальным данным) более 40 млн долл. за прошлый год, а в этом году – в два раза больше. Основная часть этих средств направлена как раз на рекламу презервативов, как якобы единственного средства профилактики ВИЧ-инфекции. Изначально разрешать участвовать в финансировании программ профилактики СПИДа производителям презервативов было большой ошибкой. Пропаганда "безопасного секса", проводившаяся в России в течение 10 лет, принесла больше побочных эффектов, чем пользы. Посмотрим на вещи объективно. В ситуации случайной связи с малознакомым партнером презерватив – без каких либо оговорок – самое надежное механическое средство защиты от заболеваний, передающихся половым путем. Однако и он не дает 100%-ной защиты, об этом написано в инструкции к презервативам любой марки. Невозможно исключить заводской брак, случайное соскакивание, повреждения в процессе надевания или использования. А главное, что кроме ВИЧ и гепатитов есть масса других инфекций, передающихся половым путем и напрямую влияющих на репродуктивное здоровье. Перед большинством из этих заболеваний, вопреки распространенному заблуждению, презервативы оставляют женщин практически беззащитными. "Безопасного секса" нет уже поэтому. Даже официальные 1-3%, по инструкции пользования презервативами, неэффективного их применения, умноженные на миллионы случайных связей с поправкой на вероятность встречи здорового партнера и носителя инфекции, а также риск заражения, и дают определенную часть из того большинства случаев инфицирования половым путем, о котором я сказала выше. Это статистический закон больших чисел.

Поэтому объективно, как это ни прискорбно, самый надежный способ защиты от СПИДа – взвешивать риски и не вступать в случайные связи. Презерватив – необходимая страховка, но, увы, не гарантия безопасности. Программы пропаганды "безопасного секса", как это легко заметить, продвигают презервативы. Поскольку значительную часть денег на эти программы выделяют сами производители презервативов, вся профилактика ВИЧ сводится к их рекламе как товарной категории. Это хорошо знакомый маркетологам прием, когда продвигается не конкретная марка, а целая товарная категория. В этом случае выигрывают основные участники рынка, особенно те, которые представлены самыми узнаваемыми брендами. И уж социальной реклама товарной категории точно не является. Да, в результате таких программ сексуально активное население научилось пользоваться презервативами, что с сугубо гигиенической точки зрения небесполезно. Однако посмотрим на побочные эффекты программ "безопасного секса".

Любая реклама построена на мифах разной степени безвредности. Из рекламы мы знаем, что фруктовый кефир на ароматизаторах, идентичным натуральным, защищает детей от всех болезней, а дезодорант делает мужчину объектом желания всех без исключения женщин. В этом же ключе концепция "безопасный секс" мифологизирует презерватив как универсальное и безотказное средство защиты буквально от всего. В одной из брошюр известного фонда написано следующее: на этой вечеринке наверняка будут наркотики, ты потеряешь контроль над собой, но все будет в порядке, если ты взял с собой презерватив! Когда я показала это одному из сенаторов США, он чуть не упал в обморок и добился, чтобы указанный нами московский фонд не получил из Америки ни цента. К сожалению, эта организация и сегодня продолжает свою деятельность, продвигая на российский рынок презервативы конкретной торговой марки уже на деньги Глобального фонда по борьбе со СПИДом. Презерватив искусственно ассоциируется с сексуальными победами, свободой, любовью – чем угодно и подается как оправдание половой нечистоплотности и беспорядочных связей. Это привело к тому, что среди подростков, вступающих в возраст гормональных изменений, резко повысилась лояльность к случайным связям. Интерес к сексу в этом возрасте естественно велик, а программы "безопасного секса" подростки воспринимают именно как снятие запретов и табу, общественное поощрение, модность и обязательность вступления в половую жизнь "чем раньше, тем лучше". И ужасно страдают, если это не получается. Так было всегда (вспомните Бивиса и Батхеда), но в последние годы приобрело просто ужасающие медиков и педагогов масштабы. За год в России только официально сделано 1,6 млн абортов, и каждый пятый аборт сделала девушка младше 18 лет, 10% девочек начинают половую жизнь до 14 лет, 4-5 тыс. из них ежегодно рожают. Вот к чему приводит лояльность к раннему вступлению в половую жизнь.

– В чем принципиальное отличие программы, одобренной московскими депутатами?

– Начнем с того, что депутаты – не медики, не психологи и не рекламщики, они сами никаких программ не разрабатывали и ничего не одобряли. Мы выделили деньги, чтобы этим занялись настоящие специалисты. Всем этим занимались профессионалы, причем не только медики Московского центра СПИДа – кому "по должности положено", но и специально привлеченные московские педагоги, психологи, специалисты в области рекламы и информационных технологий. Концепция пропаганды "безопасного секса" задает следующий выбор: либо не пользоваться презервативом, либо пользоваться презервативом. Мы расширяем выбор и добавляем еще одну, третью, опцию: оценив риски, воздержаться от подозрительной связи. Суть новой программы состоит в том, что мы, учитывая отдельные положительные аспекты программ "безопасного секса", пытаемся исправить их огромные побочные эффекты. Для этого нам надо вложить в голову москвичей несколько фактов.

Во-первых, мы хотим донести до аудитории, что презерватив, безусловно, защищает, но не гарантирует безопасность. Сам по себе презерватив не является оправданием беспорядочного образа жизни.

Во-вторых, "безопасного секса" между случайными партнерами не бывает. Защититесь от СПИДа – подхватите какой-нибудь генитальный герпес (кстати, заболеваемость им за последние годы удвоилась, и презерватив от него не помогает). Безопасного секса не существует. Бывают правила безопасного нравственного поведения, при которых естественным продолжением уже сложившихся близких отношений является и половая близость между людьми, которая предусматривает ответственное отношение к своему здоровью и здоровью любимого человека. Поэтому мы говорим, что любовь и, главное, верность любимому человеку – естественная и эффективная защита от СПИДа. Психологи нас убедили, что сегодня населению, прежде всего молодежи, надо говорить, что кроме мимолетного увлечения в принципе существуют еще и семейные ценности, родители, которые хотели бы видеть своих уже взрослых детей здоровыми. В-третьих, мы рассказываем, где можно сдать бесплатные анализы, напоминаем, что современная медицина позволяет ВИЧ-инфицированной матери родить здорового ребенка, и даем номер телефона "горячей линии СПИД", по которому не просто помогут психологи, врачи, но и объяснят сомневающимся, почему все-таки не бывает "безопасного секса".

И, наконец, в-пятых. Я снова хотела бы вернуться к другим инфекциям, передающимся половым путем. Тому же самому урогенитальному герпесу. Поверьте мне как врачу: он способен нанести человеку не меньше бед, чем СПИД. Половой герпес неизлечим, ведет к бесплодию, доставляет жуткие страдания. При этом в тех случаях, когда инфекция локализуется на лобковой области, презерватив против него просто бесполезен. Именно миф о том, что презерватив – панацея от всех инфекций, вызвал в Москве катастрофический рост заболеваемости половым герпесом, который часто протекает в скрытой форме. И подобных инфекций, по которым в городе наблюдается беспрецедентный рост, еще много. В отличие от мифа о "безопасном сексе", новая московская программа помогает профилактике этих заболеваний.

– Кто из специалистов был привлечен к разработке (врачи, психологи, художники)?

– Несмотря на разрекламированный нами тендер для рекламных агентств, в связи с чрезвычайно жесткими условиями заявок на участие в нем было не так много. Условие тендера предполагало участие только крупных рекламных агентств, работающих в Москве, при этом имеющих опыт реализации социальных проектов в течение нескольких лет. Победило одно из крупнейших рекламных агентств. Мы, я имею в виду не только себя и депутатов Московской думы, но и специалистов, работающих по этой тематике в Москве, очень довольны этой работой. Благодаря правильно выбранному стилю подачи материала цель – обратить внимание населения на существующую проблему "безопасного секса" – уже достигнута. На взгляд фокус-групп разных составов, они реализовали все пожелания медиков и психологов очень стильно, просто и более чем доходчиво. В два раза возросло количество звонков на "горячую линию" Московского центра СПИДа, даже (хотя почему "даже") ночью стали интересоваться про то, действительно ли нет "безопасного секса". К сожалению, некоторым пожилым людям не понравился "голый пупок" у девушки, но что поделать, если сейчас так одеваются? Не существует рекламной кампании, которая удовлетворяла бы всех. Такого не бывает точно так же, как и "безопасного секса".

– Ваша инициатива по созданию программы была не всеми встречена с одобрением.

– Да, разумеется, фонды, которые в течение 10 лет жили на гранты, выделенные на "безопасный секс", крайне недовольны тем, что государство больше не хочет выделять деньги на рекламу презервативов как товарной категории. Они ухитрялись получать деньги не только от производителей презервативов, но и от международных благотворительных организаций. А последние вряд ли станут давать деньги на то, что противоречит позиции правительственных органов. Кстати, один из фондов в надежде повлиять на решение московского правительства даже выделил деньги на небольшую, но заметную кампанию по понижению лояльности общественного мнения к новой концепции профилактики СПИДа. В трех центральных газетах появились почти одинаковые статьи, в которых журналисты полностью от собственного лица, без единого экспертного комментария, "разносили" эту информационную программу в пух и прах, да еще с пафосом правозащитников обвиняли нас в том, что, дескать, возвернулся 37-й год, и депутаты хотят запретить внебрачные связи. Между тем повторюсь, мы просто расширяем выбор, напоминая о варианте ухода от риска через отказ от случайной связи. Мы могли бы запугивать аудиторию, как это предлагали некоторые медики. Но пошли по самому демократичному пути. В Интернете "обиженные" гуманитарные организации вывесили открытое письмо, в котором утверждают, что теперь глупые дети и взрослые, увидев наши стикеры, наплюют на презервативы и начнут вступать в случайные связи направо и налево с удвоенной силой. Вряд ли эта глупость требует опровержения, но все же. Любой психолог скажет, что здесь эксплуатируется распространенный эффект, когда человеку начинает касаться, что "я-то все понял, а вот другие глупее меня и все перепутают". Так склонны думать все люди, в том числе и те, чей IQ находится в самом низу шкалы. Конечно же, психологи центра СПИДа прекрасно знают, с каким контингентом приходится работать, и до запуска программы протестировали и перепроверили все до последней запятой. Да и сейчас, спустя 3 недели после появления щитов, мы фиксируем в аудитории либо одобрение, либо заинтересованность, но уж никак не непонимание. Тезис авторов открытого письма о конкуренции в социальной рекламе, где на одном щите рекламируется использование презерватива ("безопасный секс"), а на другом, что "безопасного секса" не бывает, также несостоятелен. Просто потому, что социальной рекламы использования презерватива как средства безопасности от инфекционных болезней в Москве никто не допустит. Потому что она коммерческая. А за коммерческую рекламу надо платить деньги, а не морочить людям голову про "социальную ответственность".

– В какой стадии сейчас находится реализация задуманного? Как планируется оценивать эффективность программы, если вообще такая задача стоит?

– Пока размещены только щиты. В ноябре в метро появятся стикеры программы, а в школах – информационные плакаты (в них, в отличие от материалов "безопасного секса", которые приводили родителей в шок, все написано очень тактично и строго), уже скоро будут размещены телевизионные ролики. Эффективность программы будет оценить достаточно сложно, но уже сегодня по возросшему количеству обращений на "горячую линию" и интернет-ресурс www.spid.ru, можно говорить о высокой эффективности программы, целью которой является повышение информированности населения о СПИДе. Чем больше людей знает о СПИДе, путях заражения вирусом тем лучше вооружены они для борьбы с этим заболеванием. Существуют различные методики определения эффективности реализуемых социальных программ, они будут использованы нами по завершению проекта. Оно могу сказать уже сейчас: мерить эффективность нашей программы количеством проданных презервативов мы не будем.

– Это разовая акция или только первый шаг? Будет ли вестись работа в этом направлении в дальнейшем московскими законодателями?

– В информационном обществе профилактика заболеваемости населения (не важно, СПИДом, гипертонией или ожирением) – вопрос информационной политики. Лично я считаю, что трансляция в детское время таких медиапродуктов, как "Дом-2", "Голод", "Искушение", "Секс в большом городе" и существование подростковых журналов типа Yes, Cool и "Браво", мягко говоря, не способствует улучшению эпидемиологической обстановки по СПИДу и заболеваниям, передающимся половым путем (ЗППП). Пока средства массовых коммуникаций не станут более ответственными и не перестанут разрушать семейные ценности, ЗППП не остановятся. В делах профилактики ЗППП медики, увы, не могут соперничать с медиаиндустрией, если государство не заставит ее пойти на встречу.

RBCdaily

08.11.2005

на печать


Комментарии

byuhbl
08.11.2005 10:27 | сообщение #1
 

Чушь, полная чушь. Можно было сказать все тоже самое, буквально в двух словах, а так получается - обыкновенная акция "для галочки". Деньги взяли - потратили - сказали, что потратили на акцию. Не верю.

Олег
08.11.2005 11:14 | сообщение #2
 

Что-то запрещать, особенно подросткам, это моветон. Заинтересуйте тогда чем-нибудь другим подрпостков. А все эти акции, по моему, новый способ набить старый карман.

Хммм
09.11.2005 12:09 | сообщение #3
 

А может рост трафика на сайте www.spid.ru за счет рекламной кампании в интернете обеспечивается?
И баннеры были по молодежным сайтам видны, на Кроватке и Знакомствах на Мейл.ру, ну и на других тоже...

Borat
03.02.2006 10:17 | сообщение #4
 

Очень корректная статья!
Хватит уже людям голову морочить!

Гость
20.03.2006 11:19 | сообщение #5
 

это самое интересное нтервью, которое я прочитала за последние три месяца. А читаю я не мало, ибо работаю в отделе мониторинга)))

Елена
16.03.2011 21:38 | сообщение #6
 

Статья стала смехотворной после того как в пример привели Бивиса и Бетхеда... Палмфейс... Вспомнил

1. секс - это хорошо. презервативы - тоже хорошо. Это нужно вбить в голову детям. Тогда и абортов не будет. Как такая простая мысль до сих пор не посетила наши светлейшие умы???
2. хотите здоровую демографическую ситуацию? выполните пт.1
3. деньги выделенные на фонд уже давно по карманам растащили, это очевидно. из нас, конечно, любят делать дураков, но чтобы так?? это через край уже. Вспомнил

Марина
23.03.2011 0:05 | сообщение #7
 

Это очень хорошо, что врачи высказались на эту тему. Руки мыть перед едой - это нормально, а грязи в интиме с первым встречным не видеть, надеясь на презервативы - это глупость. По количеству ЗПП наша страна лидирует от безграмотности, от слепой веры в рекламный миф. Это не правильно. Если говорить о духовных ценностях, то это преступление развращать молодежь. Хотя если обсуждать не подростков из подворотни, а о студентов технических ВУЗов, то там молодежь понимает, что это разводка- безопасный секс. Опрос показывает, что более половины не живут с кем попало, хотят иметь нормальную семью и ЗДОРОВЫХ!!! детей, а выволяться в грязи, а потом рожать через кесарево сечение, потому что ребенка нельзя пускать по родовым путям.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 05:55
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация