Бизнесмены на полную громкость

Дата публикации: 15.08.2005
Раздел: Статьи

Скандальную славу можно продать, как поступил недавно известный питерский бизнесмен Олег Тиньков, уступив не просто пивной бизнес, а эпатажный бренд. Учинить хороший скандал вокруг собственного бизнеса – можно сказать, искусство. Ведь самое сложное не начать драку, а выйти из нее вовремя, прежде чем процесс станет неуправляемым, и добиться при этом искомого результата.

Учинивший скандал в лучшем случае нарушает неписаные правила деловой этики (к примеру, вылив на оппонента ведро компромата), после чего может рассчитывать на адекватную ответную реакцию (два ведра компромата) и рискует деловой репутацией. В худшем случае, развязав скандал в правовом поле, заваривший кашу рискует попасть под им самим же запущенный маховик государственной машины, которая вовсе не обязательно остановится по требованию.

Вообще, скандалов, фигурантами которых выступали многие небезызвестные в городе предприниматели, было немало. Но тех, кто сознательно раздувал вокруг себя шумиху или хотя бы активно включался в нее, оборачивая ситуацию в свою пользу, единицы. Мы определили четырех самых ярких, на наш взгляд, бизнес-скандалистов Петербурга (причем имя одного из них доподлинно не известно). Все они успели засветиться и в этом году, и раньше "попадали в истории", а главное, делали это вполне сознательно, независимо от того, являлись ли инициаторами скандала или втянулись в него по ходу дела.

"ПП" подсчитал "скандальную" упоминаемость этих людей в СМИ за последние три года (в 90 ведущих федеральных и петербургских печатных и электронных СМИ). Мы также постарались вычислить сумму, ради которой все затевалось. Цена вопроса определялась по-разному: стоимость компании (в случае с "Тинькофф"); стоимость проекта, вокруг которого разгорелся скандал ("Морской фасад"); или объем рынка, за который идет борьба (рынок пассажирских перевозок Петербурга, водка "Гжелка").

Помимо попавших в четверку, на звание эффективного "менеджера скандала" может претендовать и президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин. Он решился на противостояние со Смольным и "Лукойлом" в вопросе выделения участков под АЗС и добился-таки определенных успехов. Но он в данном случае выступал скорее как лоббист-посредник, защищавший интересы целой группы участников топливного рынка. Хотя и сама более чем скандальная история, и результативность действий Ашихмина, безусловно, заслуживают внимания.

Стоит упоминуть и сына губернатора Петербурга топ-менеджера "Внешторгбанка" Сергея Матвиенко, ставшего в этом году весьма популярным объектом для "слива" компромата как о бурной молодости банкира, так и о его собственном бизнесе якобы "под крылом" у мамы-губернатора. Но едва ли г-н Матвиенко выступал инициатором скандала, и сомнительно, чтобы он пошел ему на пользу.


Александр Сабадаш

Цена вопроса:
$156 млн.
Упоминаемость: 227 публикаций

Весной прошлого года Александр Сабадаш, который и раньше не боялся засветить свои интересы в различных бизнес-войнах, развязал конфликт с торгово-промышленной группой "Кристалл" за права на популярный товарный знак "Гжелка".

В течение года разные судебные инстанции признавали права на использование бренда то одной, то другой стороны. В итоге производить "Гжелку" разрешили обеим компаниям. Правда, на прошлой неделе стало известно, что по заявлению главы "Кристалла" Сергея Зивенко возбуждено уголовное дело по подозрению представителей Сабадаша в подлоге документов при покупке в 2003 году ООО "Гжелка", которому принадлежали права на одноименный товарный знак. Впрочем, судя по оценкам экспертов, это как раз тот случай, когда стороны увлеклись процессом – доля "Гжелки" на российском рынке водки сократилась с 5,5% в 2003 году до 2,6 в начале 2005-го.

Сегодня спорный водочный бренд для г-на Сабадаша – не единственная головная боль. Бизнесмен и по совместительству сенатор от Ненецкого автономного округа за последний месяц стал объектом пиар-атак, объявивших алкогольного короля идеологом и спонсором будущей "оранжевой" революции в России и, соответственно, претендентом на президентское кресло в 2008 году. Связан ли этот скандал с политической деятельностью Сабадаша или это происки его бизнес-оппонентов, можно лишь предполагать, но предприниматель никогда не боялся ввязываться в драку, и то, что он встречает агрессивное противодействие, удивления не вызывает.


Виталий Южилин

Цена вопроса:
$1,1 млрд.
Упоминаемость: 97 публикаций

Имя депутата Госдумы и бывшего хозяина морского порта Петербурга Виталия Южилина всплыло в связи с баталиями вокруг проекта строительства "Морского фасада".

Оно прозвучало в списке тех, кого вышедшие на акцию протеста жители Васильевского острова обвинили в лоббировании "аферы века" стоимостью не менее $1 млрд. Не так давно стало известно, что основным инвестором проекта будет группа First Qantum. Ее совладельцем предположительно является никто иной, как Виталий Южилин. Так что можно ожидать, что в ходе стройки, которая по плану должна вестись, как минимум, шесть лет, его имя прозвучит еще не раз.

Правда, предпринимателю к скандальной известности не привыкать. В ходе конфликта вокруг ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга" Виталию Южилину и его партнеру Андрею Кобзарю удалось на протяжении нескольких лет успешно противостоять попыткам городской администрации, владеющей 28,8%-ным пакетом акций, прорваться к управлению компанией. Объектом пиар-атак за этот период Южилин становился неоднократно, но на его деятельности эти нападки отразились мало, зато долгое время партнерам удавалось выставлять в невыгодном свете действия госсобственников и затянуть конфликт.

Видимо, First Qantum намерена вложить в проект средства от продажи в 2004 году контрольного пакета акций Морпорта (не менее $100 млн.). После этой сделки госакционеры обнаружили, что их пакет немногого стоит, и сегодня город выставляет его на торги всего за $6 млн.


Олег Тиньков

Цена вопроса:
$201 млн.
Упоминаемость: 147 публикаций

Олег Тиньков не только в питерском, но и в российском бизнесе – явление уникальное, и в таланте эпатировать публику настолько, чтобы проняло всех (но не более чем необходимо), ему не откажешь.

Свой пивной бизнес он построил не столько на продаже пива – он продавал идею, а чтобы товар не показался пресным, не забывал добавить острый скандальный привкус. "Черно-белые сны" Олега Тинькова вызвали бурную реакцию (известный рекламный ролик в итоге был снят с показа по требованию антимонопольных органов), но цели своей достигли. Живучесть темы в многочисленных Интернет-форумах побила все рекорды, и даже самые ярые критики Тинькова запомнили –"он такой один". Со скандалами проходили открытия его ресторанов в разных городах, появлялась даже информация о возбуждении против Тинькова уголовного дела "за мордобой" (не подтвердилась).

И даже введенные с начала года ограничения на рекламу пива (запрет показывать людей и животных), значительно снизившие привлекательность рекламных роликов, для Тинькова оказались не помехой. Семейные трусы в цветочек и плюшевые мишки показали даже больше, чем обнаженные девушки. Продажа пивоваренного бизнеса стала достойным аккордом в карьере пивовара Тинькова, который служил едва ли не лучшей рекламой своего дела и доказал, что скандальную известность можно продавать. Главное, чтобы все было красиво и за хорошую цену – $201 млн. – за компанию, занимающую 0,9% российского рынка и имеющую около $100 млн. долгов.


Господин N

Цена вопроса:
$110-140 млн.
Упоминаемость: 45 публикаций

Один из наиболее громких скандалов минувшей весны разгорелся вокруг конкурса на обслуживание автобусных пассажирских маршрутов, проведенного городским комитетом по транспорту.

Напомним, что большая часть из порядка 50 перевозчиков не прошла квалификационный отбор (не смогли приобрести достаточное количество большегрузных автобусов), претендовать на лоты смогли лишь ГУП "Пассажиравтотранс" и еще семь компаний. После многочисленных обращений перевозчиков во всевозможные инстанции, включая антимонопольную службу, суд, прокуратуру, СМИ, Смольный пошел на попятную, обещав провести осенью новый конкурс.

Самым активным участником конфликта выступала Ассоциация независимых перевозчиков. Ее вице-президент и директор ООО "Престиж-Авто" Андрей Колосов обратился в суд и выиграл дело. Но многие наблюдатели пришли к выводу, что успех этой кампании был обусловлен закулисным вмешательством некой третьей силы. По одной из версий, истинным вдохновителем скандала является президент "Петербургской топливной компании" Юрий Антонов, чьи планы по диферсификации бизнеса включают и выход на рынок пассажирских перево-зок, объем которого сегодня оценивается в $100-140 млн. Выкладки о шансах "ПТК" стать крупнейшим игроком вместо "Пассажиравтотранса" выглядят более или менее правдоподобно, но вряд ли их можно счесть достаточным основанием для признания причастности к конфликту структур "ПТК".

Алексей Травин
"Предприниматель Петербурга"

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article17661.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100