Медийный фестиваль

Дата публикации: 20.07.2005
Раздел: Статьи

Как сталелитейный завод производит сталь, так медийный источник производит реальность. Свою собственную. Случалось ли вам по долгу службы или из любопытства поизучать в течение одного дня все имеющиеся в наличии новостные форматы? Если да, то вы, вероятно, обратили внимание на то, что события, которые они освещают, не отличаются разнообразием.

Согласно бытующей точке зрения, СМИ уже давно превратились из источников информации в интерпретационные площадки. Ныне принято считать, что потребитель "покупает" не сами факты, а их "подачу".

На деле же, как сталелитейный завод производит сталь, так медийный источник производит реальность. Свою собственную. Можно сказать, уникальную. Ее и продает, а вовсе не факты или их интерпретации.

Реальность эта может быть устрашающе негативной, как в "Моменте истины" супертрагического Андрея Караулова, или жизнеутверждающе позитивной, как в "Вестях недели" неуместно улыбчивого Сергея Брилева. Она может быть целомудренно политкорректной, на манер газеты "Ведомости", или развязно агрессивной, как в "МК". Одним словом – какой угодно.

Сегодня любой гражданин России имеет возможность жить в той атмосфере, которая ему душевно близка: при жестоком режиме Путина, когда святых людей бросают в тюрьмы, а свобода слова нам только снится, или в "реалити" Ксении Собчак, где нет проблем иных, кроме лично-половых. Можно существовать в декорациях военного времени, а можно – в эпохе добродушного развитого капитализма. Все зависит от того, что выбирается в качестве любимого медиа-формата. Например, благодаря существованию радиостанции "Эхо Москвы", поклонники диссидентского движения и сегодня наслаждаются ощущением гонений и преследований.

Потребители масс-медиа (в том числе и "качественных", будь то аналитическая телепрограмма или деловой еженедельник) хотят получить лишь одно: соответствующий их умонастроениям fiction под маркой real story.

Аудитория обожает вымысел, о чем бестактно напоминают не только тиражи таблоидов, но и скандалы, связанные с художественной прозой серьезных медийщиков. Достаточно вспомнить историю Джека Келли, самого известного журналиста общенациональной американской ежедневной газеты USA Today. Талантливый репортер и публицист пять раз выдвигался на соискание Pulitzer Prize и даже попал в финалисты. И все с придуманными "острыми публицистическими" материалами о горячих точках, террористах, мятежниках и повстанцах.

Однако читатель/зритель ищет не только соответствующую своему образу мыслей и структуре психики fake реальность. Он еще любит ее постоянное "пережевывание". Ведь по сути все медийные форматы – своего рода мыльные оперы: у каждой газеты/журнала/канала/передачи есть собственные герои, в жизни которых постоянно происходят какие-то вполне предсказуемые и весьма однообразные события.

Медийные сериалы бывают ежедневными, еженедельными или ежемесячными. Глянцевыми или деловыми. И существуют порой десятилетиями. Именно на привыкании, "вживании" в определенный тип псевдореальности строится зачастую лишенная какой бы то ни было логики верность отдельных читателей однажды полюбившимся форматам.

Поэтому выборы 2008 года, которые уже сейчас активно обсуждаются общественностью, вполне можно считать медийным фестивалем. На конкурс будут выдвинуты самые разные модели реальностей, зрителю останется лишь выбрать ту, что понравится. Призом за лучшее исполнение мужской роли, понятное дело, станет президентский пост.

Одна беда: в отличие от "Макдоналдса", "Кока-колы", голливудских хитов и бразильских сериалов западные медийные форматы не пользуются спросом у российской публики, свои тоже не слишком популярны, а потому совершенно непонятно, что предлагать аудитории.

Марина Леско
"Компания"

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article16753.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100