Рост цен на прессу в 2018 году значительно опередил инфляцию (медиаитоги года)Дата публикации: 11.01.2019 Раздел: Новости В 2018 году Россия заняла 15-е место по уровню инфляции в мире. В годовом исчислении инфляция в России составила 4,2%, что выше первоначальных прогнозов. Но даже такой, более негативный в сравнении с предыдущим на 1,2 п.п., прогноз укладывается в рамки, заданные Центробанком страны. Со слов главы Центробанка России Эльвиры Набиуллиной, исторически низкий уровень инфляции приобрел системный характер и будет сохраняться стабильным даже при неблагоприятных факторах. Согласно данным мониторинга цен на периодическую печать, розничные цены на периодику в Москве за 2018 год выросли значительно больше инфляции – на 19,8%.
Цены на печатную прессу возобновили свой рост в декабре 2017 года и продолжили его в январе 2018 года, увеличившись за этот месяц в среднем на 3,2%.
Больше всего в январе 2018 года (почти на 30%) подорожали нишевые журналы, такие как оружейные, свадебные, хоббийные (рукоделие и другие). Среди лидеров по росту цен была и деловая пресса, рост цен составил чуть более 10%. В целом повышение цен коснулось в той или иной мере всего газетного сегмента. Газеты для дачников подросли в среднем на 8-9%, информационно-новостные и ежедневные издания – на 7-8%, кулинарные газеты – на 5-6%. Меньше затронул рост цен кроссворды, сканворды – за январь 2018 года цены подросли на 2-3%, а на газеты о здоровье и здоровом образе жизни – только на 1%.
Основные тематические группы печатной прессы выросли в январе 2018 года в цене на 1-3%. Так, женские журналы подросли только на 1%, пресса мужской тематики стала дороже на 2%, а вот телегиды – на 3%. Детские журналы, доля которых в общих продажах прессы достигла уже почти 10%, подорожали в среднем на 5%. Однако коллекционные издания, в т.ч. и детской направленности, подорожание практически не затронуло. Также практически без изменений остались цены на автомобильные, спортивные и рекламные издания, издания о технике, журналы и газеты религиозной и эзотерической направленности. А на ряд изданий данных тематических групп в некоторых торговых точках произошло снижение розничной цены.
Новые, повышенные цены на прессу сохранились на рынке практически до осени 2018 года.
В сентябре 2018 года на фоне дальнейшей девальвации рубля по отношению к доллару США рост цен на печатную прессу активизировался. Цены росли практически по всем ассортиментным группам, и по итогам 1-3 квартала 2018 года инфляция на периодическую печать составила 13,7%, что по динамике сравнимо с 2015 годом, когда резко изменился курс рубля.
В 4 квартале 2018 года цены стали расти еще быстрее, в среднем рост на газеты и журналы составил около 6,1%. Не последнюю роль в повышении цен сыграли и падающие рекламные бюджеты в печатной прессе.
Сокращающийся спрос на печатные версии на фоне роста популярности электронных СМИ тоже оказывал негативное влияние на цены: чем меньше выпускаемый тираж издания, тем дороже цена печати одного экземпляра. По данным АКАР, объем рекламных бюджетов в российской печатной прессе (суммарно по центральному и региональному сегментам) продолжал снижаться. Сокращение рекламных бюджетов по рынку центральной прессы оценивается в 8%, по рынку региональной прессы — в 13%.
По итогам 2018 года цены на периодическую печать выросли на 19,8%. Наиболее значительно выросли цены на издания для садоводов и огородников, эзотерические издания – рост цен на них составил более 40%. В основном издания данных тематик – это газеты, поэтому их подорожание преимущественно явилось следствием роста цен на бумагу. Кроме того, издания относятся к низкому ценовому сегменту, поэтому рост цен на логистику также оказал значительное влияние на повышение их цены.
Почти на 30% за год выросли цены на кулинарные и кроссвордные издания, а также молодежные издания и издания для мам и будущих родителей. Последние две тематические группы – это низкотиражные издания, и только значительное повышение цены позволило бы сделать их выпуск рентабельным. Причины роста цен на кулинарные и кроссвордные (сканвордные) издания те же, что и для изданий для садоводов и огородников. Но тиражи кулинарных изданий выше, что позволило издателям менее значительно поднять цены.
Около 22-26% прибавили в цене компьютерные издания, журналы об интерьере и архитектуре, хоббийные женские издания по рукоделию, вязанию, шитью и т.д. Не обошло стороной повышение цен и женские журналы, и таблоиды о звездах: на них цены выросли почти на 20%.
Ежедневная, новостная и деловая пресса тоже дорожала, но в прошедшем году она не вошла в топ-десятку групп по росту цен. В среднем цены на новостные газеты выросли от 11% до 17%. В первую очередь повышение цен на новостную прессу обусловлено ростом цен на доставку (логистику).
Меньше всего цены выросли на исторические журналы, коллекционные издания, рекламные издания, а также журналы «Стиль жизни», содержащие много рекламы.
Динамика розничных цен на периодическую печатную продукцию по тематическим группам
Тематическая группа
|
2018 г. к 2017 г., %
|
Сад/огород/цветы
|
41,8%
|
Эзотерические издания
|
38,3%
|
Молодежные издания
|
34,3%
|
Кулинарные издания
|
28,9%
|
Издания для мам (для будущих родителей)
|
28,8%
|
Кроссворды, сканворды, судоку и т.д.
|
28,0%
|
Рукоделие, вязание и др.хобби
|
26,0%
|
Компьютерные издания
|
22,6%
|
Интерьер и архитектура
|
22,0%
|
Женские издания
|
20,0%
|
Таблоиды (издания о знаменитостях)
|
20,0%
|
Издания о здоровье и здоровом образе жизни
|
19,5%
|
Рыбалка/Охота
|
19,5%
|
Автомобильные журналы
|
18,7%
|
Деловая пресса
|
17,0%
|
Телегиды
|
16,3%
|
Спортивные издания
|
16,0%
|
Ежедневная пресса
|
14,3%
|
Научно-популярные издания
|
13,8%
|
Новостная пресса
|
13,5%
|
Детские издания
|
13,0%
|
Издания об оружие
|
10,2%
|
Мужские журналы
|
10,0%
|
Стиль жизни
|
9,9%
|
Исторические журналы
|
3,5%
|
Рекламные издания
|
1,6%
|
Партворки, коллекционные издания
|
1,2%
|
Издания религиозной направленности
|
0,5%
|
В среднем по группе
|
19,8%
|
Источник: экспертная группа СППИ ГИПП
Таким образом, 2018 год стал исключением в тренде последних лет, когда печатная продукция дорожала чуть выше (на 2-4%) официального уровня инфляции. В 2018 году цены на прессу значимо опередили средний рост цен по продовольственным и непродовольственным товарам, в целом более чем на 16%.
Сравнительный анализ роста цен на периодическую печать и уровня годовой инфляции в России, 2015-2018 гг.
Примечание: Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики
Прогнозируя развитие ситуации на рынке прессы, надо исходить из того, что на фоне ожидаемого общего увеличения темпов инфляции в 2019 году сохранится и высокая инфляция на газеты и журналы. Наиболее вероятно, что рост цен будет аналогичен 2018 году, с той только разницей, что основной виток роста цен придется на первое полугодие, а не на второе, как в 2018 году. Экспертная группа СППИ (ГИПП) Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article146256.htm |