Как партии пытаются искать поддержку в интернете

Дата публикации: 09.08.2016
Раздел: Статьи

Как политические партии в России набирают своих сторонников в интернете.

После того как в 2003 году в России были отменены одномандатные выборы, а спустя пару лет и выборы губернаторов, рынок политтехнологов резко сократился. Теперь, когда вернулись одномандатные выборы, спрос на политтехнологов резко вырос, правда, методы их работы остались примерно там же, в начале 2000-х.

Хотя с тех пор кое-что изменилось. Например, широко распространился интернет. Но это не все политики заметили, а из тех, кто все-таки заметил, явно не все еще представляют, с чем имеют дело. Партийные страницы и аккаунты в Twitter, Facebook, «ВКонтакте», Instagram вошли в стандартный набор агитатора, но, судя по тому, как вяло ведутся эти страницы, они мало используются, за исключением Twitter. И наоборот, в прошлое отошел Живой Журнал, бывший некогда главной информационной платформой с полярными мнениями.

Например, наткнуться на рекламу КПРФ в интернете (баннеры, ролики, призывы голосовать) довольно сложно. Чуть лучше обстоят дела у «Справедливой России», которая недавно порадовала русскоязычный интернет отмороженным роликом «Дебатл». Рисованный Сергей Миронов, используя прозвище Oxxymironov (по аналогии с известным рэпером), выступает в политическом рэп-батле против Геннадия Зюганова. Естественно, герои не настоящие, а рисованные. Ролик собрал за 5 дней несколько сотен тысяч просмотров, при этом на сам канал справороссов подписано чуть больше 3 тысяч человек.

В принципе на этом присутствие рекламы справороссов в интернете заканчивается. ЛДПР тоже не блещет своим присутствием в сети. Например, у либерал-демократов есть канал на Youtube, но там в основном транслируют выступления Жириновского в Думе. Канал сделан явно для галочки, и смотрят его всего 7,5 тысяч подписчиков. А вот канал лидера ЛДПР готовы смотреть уже более 22 тысяч пользователей. Это наглядно доказывает, что ЛДПР – это партия одного человека.

«Единую Россию» на Youtube смотрят 2,1 тысячи человек. Это ничтожно малое количество для партии, которая имеет последние 12 лет самую большую фракцию в Госдуме и региональных парламентах. То ли единороссам плевать на видео в интернете, потому что они и так постоянно мелькают на телевидении, то ли реальная популярность партии сильно завышена. 

Кстати у оппозиционеров дела обстоят не лучше. У недавно созданной бизнес-омбудсменом Борисом Титовым «Партии роста» 1,5 тысячи подписчиков на Youtube, у «ПАРНАСа» Михаила Касьянова чуть больше 2,5 тысяч, а у «Яблока» – 2,7 тысяч. Так что, видимо, количество подписчиков от известности и долговечности на политической арене не зависит совсем.

Интернет считается вотчиной оппозиции и, несмотря на то, что российские власти пытаются взять сеть и все, что в ней происходит, под полный контроль, пока что либеральные идеи тут превалируют. Поэтому и агитацию оппозиционных политиков здесь встретить гораздо проще. Например, очень активные креативщики работают на «Партию роста». Правда, и у них случаются совершенно феерические провалы, как, например, попытка объяснить избирателям разницу между настоящим депутатом Госдумы Оксаны Дмитриевой и ее спойлерами странной картинкой с изображением лица депутата в щели молодежного капюшона.

Оксана Дмитриева и ее спойлеры.

Кстати, спустя несколько дней похожую картинку показал и лидер петербургского ФБК Дмитрий Сухарев, идущий на выборы от «Яблока». Кандидат смонтировал свое лицо с телом Бэтмена. Правда, он не пытался показать разницу между собой и Бэтменом, а просто призывал к сбору денег на избирательную кампанию.

Нередко встречается на Youtube реклама «ПАРНАСа». Лидер партии Михаил Касьянов со следами фотошопа на лице выступает с кратким объяснением основных направлений партии. Рассказывает, как ужасно в современной России и как его партия все это здорово изменит. Не забывает лидер парнасовцев напомнить избирателям, что «при мне такого не было», имея в виду плачевное состояние экономики страны.

Практически ни одна партия, а также кандидаты не пользуются средствами постоянной связи с избирателями, который дает им прогресс. Например, пуш-уведомления с сайтов пользователям. Даже у самых продвинутых – «ПАРНАСа» и «Партии роста» – нет этой функции. Одномандатники также редко используют эту возможность.

Фишкой 2015-2016 годов стал мессенджер «Телеграмм», созданный Павлом Дуровым. Почти все СМИ завели себе каналы в нем, чтобы сообщать читателям о последних событиях. Политические партии тоже могли бы использовать этот инструмент, но ни у одной парламентской партии ссылок на их каналы на сайтах нет. Притом что это действенный способ общения с аудиторией, свои каналы есть у единичных политиков и объединений.

Например, судя по первой записи, свой канал «Партия Великое Отечество» (ПВО) начала вести 27 ноября. С тех пор на него подписался один человек, и было опубликовано меньше десятка постов. Последний – полгода назад. У Григория Явлинского обнаружился бот, который постит про кого-то или что-то новости. В нем две записи, также полугодовой давности. У его команды есть свой канал, где можно почитать новости о кандидате – подписаны на него пять человек. Самый качественно сделанный бот из тех, что удалось обнаружить, – это бот Дмитрия Гудкова. В нем можно сразу найти биографию, почитать о нем, подписаться на новости и так далее. Бот есть также у партии ЛДПР, но, на удивление, канал Владимира Жириновского обнаружить не удалось.

В Петербурге, на родине Павла Дурова, за «Телеграмом» давно пристально следили, поэтому неудивительно, что у местных политиков тоже есть свои аккаунты и страницы. Например, экс-муниципал Александр Шуршев, идущий в первом округе самовыдвиженцем, активно использует «Телеграмм» для информирования своих сторонников. На удивление подписчиков у его предвыборного канала больше, чем у ПВО, Явлинского и ЛДПР, вместе взятых.

Насколько важен интернет и социальные сети для окучивания избирателей, можно судить по выборам в США. Республиканцы в своей прессе пытались обвинить Facebook в том, что социальная сеть симпатизирует определенным политическим взглядам, подверстывая пользователям именно рекламу демократов и позитивные новости про них. В США по этому поводу разгорелась огромная дискуссия, закончившаяся, правда, ничем. Однако по тому, какой отклик у населения (а вся история активно обсуждалась в том же Facebook) вызвали обвинения республиканцев, можно понять, что социальные сети действительно сильно влияют на умы людей, но в России почему-то на этом поле играет только Алексей Навальный, и, кстати, довольно успешно.

Несмотря на то, что интернет – это абсолютно либеральная история, а его создатели – это приверженцы свободы слова и информации, всемирной паутиной пользуются не только либералы. В больших городах вообще все россияне заходят в интернет по нескольку раз в день, и не пытаться достучаться до них через этот канал просто глупо. Газеты, телевидение, билборды, листовки – это консервативные методы продвижения, которыми пользовались еще в начале XX века, и сейчас они безбожно устарели.

К сожалению, эти инструменты только навевают скуку, а не желание прийти на выборы. В газетах политики, как в старые добрые 1990-е, рисуют карикатуры друг на друга, а на билбордах пишут бессмысленные фразы вроде «Всегда за Петербург», которые не вызывают никакой ассоциации у целевой аудитории.

dp.ru
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article137864.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100