Выход из кризиса для российских потребителей затянется на 3–4 года - GfK

Дата публикации: 31.03.2015
Раздел: Анализ рынков

В марте настроения покупателей рухнули к пятилетним минимумам.

Индекс потребительских настроений, отслеживаемый исследовательской компанией GfK, в марте упал сразу на 21 пункт и достиг рекордно низкого за последние пять лет уровня - 74 пункта. Об этом говорится в сообщении GfK. Предыдущий минимум настроений российских потребителей был зафиксирован в марте 2009 г. - тогда показатель составил 68 пунктов.

Сегодняшний кризис выглядит «более разносторонним и глубоким для потребительского рынка России, чем это было в 2008-2009 годах», считает гендиректор GfK в России Александр Демидов. Такая ситуация сложилась, несмотря на то что в этот кризис российский потребитель вошел «с большим запасом прочности с точки зрения своего благосостояния, а российская экономика в 2014 г., когда начался кризис, по большинству макроэкономических показателей была в лучшем состоянии, чем в 2008 году», отметид Демидов.

При этом если в прошлый кризис, в 2008-2009 гг.,  большинство респондентов GfK считало, что неблагоприятная ситуация в экономике продержится один-два года, сегодня большинство ожидает, что кризис продлится три-четыре года. «Характерно также, что нынешний кризис отразился в первую очередь на наиболее «продвинутых» и ранее благополучных группах потребителей», - говорится в отчете аналитиков исследовательской компании.

Сильнее всего упали потребительские настроения в Москве - там снижение индекса составило «небывалые» 45 пунктов. «Москвичи в 2015 г. настроены значительно пессимистичнее, чем это было в кризис 2008-2009 гг. В такой ситуации можно ожидать, что восстановление потребительского рынка в России будет происходить медленнее, чем это было в предыдущий кризис, в том числе и из-за «плохих» настроений в столичном регионе, на который приходится значимая доля потребления по целому ряду товарных групп», - делают вывод исследователи.

Также выход из прошлого кризиса охарактеризовался отложенным спросом - он помог восстановлению рынка уже в 2010 г. Сейчас тенденция другая, констатирует GfK: «После периода ажиотажных покупок в конце 2014 г. можно ожидать, что рационализация потребления закрепится надолго». Потребители будут переходить на более дешевые товары (down-trading), отказываться от спонтанных покупок и откладывать на будущее покупок товаров длительного спроса и переход на технологические новинки.

Исследование GfK «Индекс потребительских настроений» базируется на результатах всероссийского опроса 2200 респондентов в городской и сельской России. Выборка репрезентативна для населения России в возрасте от 16 лет.

Наталья Ищенко (Ведомости)

Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article129817.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100