"Однажды я взял у одного товарища фотоаппарат, а у другого – объектив. Так всё и началось": Александр ЕфремовДата публикации: 09.03.2005 Раздел: Рекламные фотографы В нашей стране все умеют управлять государством, воспитывать детей, лечить, играть в футбол и фотографировать, особенно на цифровые камеры. И как можно работать в таких условиях? Я коренной москвич. Хотя если бы не работа фотографом, наверное, давно бы уехал в тихий, несуетливый город. Просто так сложилось, что со времен советской централизации, все деньги и заказы сконцентрировались здесь. И все, кто выбивается из провинции, находят заказчиков в столице или крупных городах. И даже заказчики из регионов приезжают сюда за фотографами. Помню, что по совету одного фотографа пошел поучиться на курсы фоторепортажа при ЦДЖ. Главным там были скорее не знания, а сообщество единомышленников, круг общения. Так что первоначально я занимался журналистской фотографией. Как и многие, начинал с "Московского "пустомельца"", зимой 83-84гг. В этом году будет 10 лет, как я бросил работу в журналистике. Считаю себя просто фотографом. Думаю, что грань между художественным и рекламным фото условна. Есть фотографии, с которых достаточно убрать логотип или слоган, и она станет вполне самостоятельным произведением искусства. Хотя есть четкая предметная съемка, скучная и нежизнеспособная во времени. Можно снять просто интересный кадр, который одинаково успешно подойдет к рекламе любого из изображенных на нем предметов. Все равно, сложный по форме предмет снять часто бывает очень не просто. Даже в сотрудничестве с уважаемым журналом случаются сбои, иногда работаешь на корзину; поэтому я стараюсь взять 50%-ный аванс. Хотя, иногда трудно рассудить, кто же тебя "кинул". Однажды одно издание долго не выплачивало гонорар, потом случился дефолт. Гонорар выплатили в рублях: фиксированную сумму, которая фактически обесценилась вчетверо. Кто в этом больше виноват: журнал или государство? Со старых заказчиков, конечно, я аванс не беру. А вообще клиенты прежде всего жаждут получить работу даром. Многие считают, что если распечатать снимок стоит 5 рублей, то 200 рублей за кадр – это хорошие деньги. Объяснить таким людям, что ты учился этому всю жизнь и это тоже профессия – невозможно. Они никогда не задумываются даже о том, сколько стоит техника, на которую будут снимать их заказ. Некоторые, приходя на съемочный процесс, начинают все двигать, менять, корректировать. Хотя со стороны картинка иная, а в видоискателе бывает вверх ногами, т.е. тоже неприученному взгляду непонятна. В таких случаях вспоминается работа с художниками рекламных агентств: с подобными людьми моментально находишь общий язык. Правда, многое зависит просто от конкретного человека. А вообще есть старый фото-анекдот: если у тебя есть лишние деньги и время, займись фотографией, и скоро не останется ни того, ни другого. Еще один бич – проблема авторских прав. Они упорно не соблюдаются, и усилия отдельных лиц по приучению людей платить за чужой труд пока масштабных результатов не принесли. К сожалению, о многих фактах воровства Вашей работы Вы даже никогда не узнаете. Но и поймав за руку не всегда можно вернуть деньги, даже через суд. Самое обидное – воровство среди "своих". И такое бывает. "Цифровые" молодые фотографы часто "завалены заказами". Но большинство из них так и будут до пенсии снимать за 5 долларов, потому что дальше наступает предел качества. А ближайшая хорошая школа фотографии – в Праге (Институт телевидения, кино, фотографии и рекламы). Чуть дальше – Парижская академия фотографии и Лондонский королевский колледж искусств, несколько институтов в Америке. И там, хотя снимают на цифру, начинают обучение именно с черно-белой фотографии на пленку. У нас этому пока еще не учат на достаточном, достойном уровне. Лучший вариант – ассистирование. И многие учатся именно так; как правило, у своих родителей-фотографов. Зато с появлением цифры возникло и новое искусство – фото-живопись. И большая часть того, что Вы видите на развалах у Дама художника или в Измайлово – вовсе не писанные масляными красками картины, а распечатанные на холсте обработанные фотографии. В крайнем случае, масла добавят сверху распечатки. В программах обработки изображения появились специальные команды, например "Авто-ВанГог". И любое фото можно сделать "почти ван-гоговским полотном"! Меня называют антиглобалистом. Это, прежде всего, потому что я недолюбливаю "цифру". В какой-то степени это так. Я против того, чтобы присоединяться к миру, в котором делают все более и более плохие вещи. Мне не нравится среднеарифметическое качество. Невозможно с помощью цифровых технологий современного этапа развития снимать определенные (не все) кадры и такого же качества, как раньше на пленку. Например, невозможна режимная или ночная съемка с длительными экспозициями. Ну, так устроена цифровая камера. Поэтому мне не страшен прогресс. Пока ему не удалось победить мастерство.
Александра Полюшкова Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article11465.htm |