"Однажды я взял у одного товарища фотоаппарат, а у другого – объектив. Так всё и началось": Александр Ефремов

Дата публикации: 09.03.2005
Раздел: Рекламные фотографы

Александр Ефремов, фотографВ нашей стране все умеют управлять государством, воспитывать детей, лечить, играть в футбол и фотографировать, особенно на цифровые камеры. И как можно работать в таких условиях?

Я коренной москвич. Хотя если бы не работа фотографом, наверное, давно бы уехал в тихий, несуетливый город. Просто так сложилось, что со времен советской централизации, все деньги и заказы сконцентрировались здесь. И все, кто выбивается из провинции, находят заказчиков в столице или крупных городах. И даже заказчики из регионов приезжают сюда за фотографами.

Помню, что по совету одного фотографа пошел поучиться на курсы фоторепортажа при ЦДЖ. Главным там были скорее не знания, а сообщество единомышленников, круг общения. Так что первоначально я занимался журналистской фотографией. Как и многие, начинал с "Московского "пустомельца"", зимой 83-84гг. В этом году будет 10 лет, как я бросил работу в журналистике.

Александр Ефремов, фотограф

Считаю себя просто фотографом. Думаю, что грань между художественным и рекламным фото условна. Есть фотографии, с которых достаточно убрать логотип или слоган, и она станет вполне самостоятельным произведением искусства. Хотя есть четкая предметная съемка, скучная и нежизнеспособная во времени. Можно снять просто интересный кадр, который одинаково успешно подойдет к рекламе любого из изображенных на нем предметов. Все равно, сложный по форме предмет снять часто бывает очень не просто.

Даже в сотрудничестве с уважаемым журналом случаются сбои, иногда работаешь на корзину; поэтому я стараюсь взять 50%-ный аванс. Хотя, иногда трудно рассудить, кто же тебя "кинул". Однажды одно издание долго не выплачивало гонорар, потом случился дефолт. Гонорар выплатили в рублях: фиксированную сумму, которая фактически обесценилась вчетверо. Кто в этом больше виноват: журнал или государство? Со старых заказчиков, конечно, я аванс не беру.   

Александр Ефремов, фотограф

А вообще клиенты прежде всего жаждут получить работу даром. Многие считают, что если распечатать снимок стоит 5 рублей, то 200 рублей за кадр – это хорошие деньги. Объяснить таким людям, что ты учился этому всю жизнь и это тоже профессия – невозможно. Они никогда не задумываются даже о том, сколько стоит техника, на которую будут снимать их заказ. Некоторые, приходя на съемочный процесс, начинают все двигать, менять, корректировать. Хотя со стороны картинка иная, а в видоискателе бывает вверх ногами, т.е. тоже неприученному взгляду непонятна. В таких случаях вспоминается работа с художниками рекламных агентств: с подобными людьми моментально находишь общий язык. Правда, многое зависит просто от конкретного человека. А вообще есть старый фото-анекдот: если у тебя есть лишние деньги и время, займись фотографией, и скоро не останется ни того, ни другого. 

Еще один бич – проблема авторских прав. Они упорно не соблюдаются, и усилия отдельных лиц по приучению людей платить за чужой труд пока масштабных результатов не принесли. К сожалению, о многих фактах воровства Вашей работы Вы даже никогда не узнаете. Но и поймав за руку не всегда можно вернуть деньги, даже через суд. Самое обидное – воровство среди "своих". И такое бывает.

Александр Ефремов, фотограф

"Цифровые" молодые фотографы часто "завалены заказами". Но большинство из них так и будут до пенсии снимать за 5 долларов, потому что дальше наступает предел качества. А ближайшая хорошая школа фотографии – в Праге (Институт телевидения, кино, фотографии и рекламы). Чуть дальше – Парижская академия фотографии и Лондонский королевский колледж искусств, несколько институтов в Америке. И там, хотя снимают на цифру, начинают обучение именно с черно-белой фотографии на пленку. У нас этому пока еще не учат на достаточном, достойном  уровне. Лучший вариант – ассистирование. И многие учатся именно так; как правило, у своих родителей-фотографов.

Зато с появлением цифры возникло и новое искусство – фото-живопись. И большая часть того, что Вы видите на развалах у Дама художника или в Измайлово – вовсе не писанные масляными красками картины, а распечатанные на холсте обработанные фотографии. В крайнем случае, масла добавят сверху распечатки. В программах обработки изображения появились специальные команды, например "Авто-ВанГог". И любое фото можно сделать "почти ван-гоговским полотном"!

Александр Ефремов, фотограф

Меня называют антиглобалистом. Это, прежде всего, потому что я недолюбливаю "цифру". В какой-то степени это так. Я против того, чтобы присоединяться к миру, в котором делают все более и более плохие вещи. Мне не нравится среднеарифметическое качество. Невозможно с помощью цифровых технологий современного этапа развития снимать определенные (не все) кадры  и такого же качества, как раньше на пленку. Например, невозможна режимная или ночная съемка с длительными экспозициями. Ну, так устроена цифровая камера. Поэтому мне не страшен прогресс. Пока ему не удалось победить мастерство.

Александр Ефремов, фотограф
Александр Ефремов, фотограф
Александр Ефремов, фотограф

Александра Полюшкова
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article11465.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100