Звезда на подработкеДата публикации: 29.09.2011 Раздел: Статьи Певица руководит продажами БАДов, а кинорежиссер входит в совет директоров банка. Звезды в штате российских компаний работают спустя рукава, зато для имиджа. И хотя финансовая отдача от такого сотрудничества не всегда очевидна, она, видимо, есть.
Диета от Лолиты
В начале 2000-х Вахтанг Кикабидзе и Леонид Куравлев рекламировали циркониевые браслеты: "Таблетки мне больше не нужны! Давление в норме!" И хотя медики опровергали миф о чудодейственных браслетах как о надежном средстве от гипертонии, тысячи россиян покупали бижутерию, веря всенародным любимцам.
Разумеется, народные артисты могли и не знать, что участвуют в сбыте сомнительных товаров. Как и Наталья Крачковская, например. В 2002-м ее привлекли к созданию АНО "Школа актерского мастерства Натальи Крачковской" в качестве номинального главы, а по сути, ее имя обеспечивало звездное прикрытие аферистам, которые обещали родителям, что их детей после платного обучения будут снимать в сериалах и телевизионных программах. Можно еще вспомнить о Наталье Фатеевой, которая снялась в рекламном ролике "Храма судьбы" (оккультные услуги: гадание, приворот, снятие порчи), и Галине Польских, продвигавшей средство для похудения, которое, как выяснилось, плохо влияет на сердце.
Ясно, что звезды кино и шоу-бизнеса - отличная приманка. Сегодня мошенники ловят на имя уже в интернете.
Один из трендов сезона - использование известных имен в мошенничестве на платных SMS. Сами схемы хорошо известны, однако если раньше аферисты просто предлагали "узнать тайну фамилии", то теперь рекламные баннеры выглядят значительно зазывнее: "Гороскопы от Павла Глобы" или "Диета от Лолиты Милявской". И новые простаки шлют SMS стоимостью 200-300 руб. При этом, как всегда, соглашаясь с условиями, изложенными микроскопическим шрифтом, так что и претензии предъявить подчас невозможно: стоимость услуги пусть и закамуфлирована, но обозначена.
Претензии аферистам могли бы предъявить люди, имена которых мошенники используют в своих целях. Как рассказывала Лолита в недавнем интервью программе "Вести", узнав о мошенничестве на ее имени, она написала заявление в управление полиции "К". "Каково же было мое удивление, когда ответ я получила не из подразделения "К", а от участкового,- рассказывает Милявская.- Он мне позвонил и сказал: "Мне тут спустили из подразделения, я должен найти пострадавших". Я говорю: "Честно - у меня пострадавших нет"".
Иногда на интернет-форумах пишут, что звезды не поднимают шума, потому что сами в доле. Но, по мнению опрошенных экспертов, это не так. "Это полный бред, ни о каком сговоре с аферистами не может быть и речи,- говорит Илья Сачков, гендиректор компании Group-IB (расследование и предотвращение преступлений в сфере информационной безопасности).- Связываться с такой мелочовкой никто из знаменитостей просто не стал бы. Аферисты же, создавая подобные ресурсы, вообще ничем не рискуют, и как-то договариваться со знаменитостями им нет никакой необходимости".
О сложностях борьбы с SMS-мошенниками мы уже не раз рассказывали: трудно выявить, доказать, наказать и предотвратить. Мошеннику проще закрыть сайт и прийти уже в новом обличье, и то, что в деле замешаны имена звезд, ситуацию не меняет. По словам Ильи Сачкова, ежемесячно органами правопорядка регистрируется около 30 тыс. случаев SMS-мошенничества. Кто хочет быть обманутым, будет обманут, а звездам остается воспринимать такие случаи лишь как побочный эффект известности. Ведь шансы привлечь к ответственности мошенников, которые посягают на охраняемые законом честь, достоинство и репутацию, как говорит Сачков, близки к нулю, потому что аферисты - анонимы.
Лицо на обложке
Популярность знаменитостей манит не только аферистов, но и добропорядочных предпринимателей. Нередко бизнес получает согласие звезды на вхождение в совет директоров, в состав правления или наблюдательного совета, на должность советника и т. д. за вознаграждение, обеспечивая себе отличный промоушен. По сути, это обычный элемент повышения паблисити. Например, с 2007 года в составе совета директоров банка "Возрождение" числится кинорежиссер Никита Михалков. Председатель правления "Возрождения" Дмитрий Орлов - давний друг Михалкова, о чем сам Орлов говорил в интервью газете "Коммерсантъ": "Он мой личный друг, бизнесмен и общественный деятель, публичное лицо. Не всегда же в совет директоров входят одни банкиры... Что Михалков привнес в бизнес банка? Нейтральное видение, свежий взгляд человека, который имеет большое информационное поле". На сайте банка указано, что "в настоящее время Никита Сергеевич является членом комитета по кадрам и вознаграждениям совета директоров". Там же фигурирует сумма 600 тыс. руб.- годовое вознаграждение согласно решению июньского собрания акционеров.
Разумеется, поторговать лицом приглашают звезд и СМИ. К примеру, еще с 2008 года шоумен Андрей Малахов является главным редактором глянцевого журнала Starhit, а Дмитрий Дибров - креативный директор журнала "Эстет", принадлежащего одноименному ювелирному дому. В конце мая на сайте Анны Чапман появилась информация о том, что экс-шпионку (и к тому же советника президента Фондсервисбанка по инвестициям и инновациям со свободным графиком посещения) пригласили на пост главного редактора издания о венчурных инвестициях Venture Business News (издается российской компанией "Барган Ньюс" совместно с Dow Jones & Company, дочерней компанией News Corporation). Сама Чапман в интервью "Комсомольской правде" на вопрос, как называется газета об инновационном бизнесе, которую она возглавила, ответила: "Да сама не помню. Но что-то венчурное..."
По оценкам Вадима Кормилицына, управляющего партнера агентства "Звезды и бренды", годовой контракт с Дибровым может стоить $50-80 тыс., с Малаховым - $100-200 тыс. У Чапман уровень, очевидно, не ниже: в апреле журналистка Катя Гордон в своем блоге опубликовала запись с фото годового контракта Чапман с РЕН ТВ на производство телепрограмм (бывшая шпионка ведет программу "Тайны мира"), где указана сумма 6 349 524 руб.
Назначение Ксении Собчак на пост главного редактора глянцевого журнала Max в январе (ИД Global Media Group) - это тоже маркетинговый ход, сходятся во мнении эксперты. Равно как и приглашение на пост главреда журнала "Жара" (ИД "Ньюс Медиа-Рус") Филиппа Киркорова. Правда, в результате переговоров Киркоров "Жару" не возглавил, а стал лишь лицом первого номера.
"Все, что связано с медийными делами, когда селебрити становится главным редактором какого-то журнала или газеты,- это обычный рекламный контракт,- говорит Василий Гатов, вице-президент Российской гильдии издателей периодической печати, руководитель центра медиаисследований RIA Media Lab.- Он точно такой же, как если бы эта знаменитость продавала лицо для рекламы на щитах или съемок в видеоролике. Таким образом, звезда продает на определенное время право использования своего образа для коммуникации чужого бренда".
"В учебниках по PR такой прием имеет название "эффект присоединения", когда раскручиваемый бренд присоединяют к уже хорошо раскрученному,- говорит Константин Чернов, член совета директоров Deluxe Television GmbH.- Любая звезда в медийном поле - это просто известный бренд. Остальное зависит от задач компании, позиционирования раскручиваемого бренда, его целевой аудитории. Риски в случае с таким брендированием очевидны. Звезда - это живой человек, и завтра она может повести себя не в соответствии с концепцией бренда, а ее поведение - это уже часть имиджа компании".
Бизнес при свете звезд
Иногда покупается близость к звезде. "Представим себе гендиректора сталеплавильного комбината,- рассуждает Григорий Крамской, директор проектов консалтинговой компании "ЭКОПСИ Консалтинг".- За плечами годы тяжелой работы. Перепахано многое в самом себе - от матюков до MBA, сменил семью, поменял друзей, но в его загашниках есть воспоминания о детских радостях. КВН или увлечение кинофильмами уже в прошлом, но вдруг у него идея - пригласить в свои друзья-коллеги звезду, кумира юности. А найти правильные подтверждения этого выбора - дело сотрудников, и они справятся".
Однако не всегда приглашенные звезды только торгуют лицом. Некоторые из них по-настоящему отдаются новому делу и приносят пользу компании. К примеру, о том, что певице Аните Цой три года назад предложили стать лицом компании по производству пищевых добавок, злые языки поговаривали уже давно. Однако сама Цой опровергает эти домыслы, говоря, что сама пришла в компанию и начала с обычного супервайзера: "Познать бизнес с нуля - залог успеха. Мне близка идея здорового питания, пропагандируемая компанией Agel, я сама убедилась в качестве продукции. А статус знаменитости влияет прежде всего на доверие потребителей к хорошему и качественному продукту". За два года Анита Цой стала региональным директором Agel, сейчас готовится к защите сертификата на пост старшего директора.
Но основная масса полезных контактов бизнеса со звездами происходит в финансовом секторе. "Эта практика корнями уходит в историю, и ничего в ней специально русского нет,- говорит Василий Гатов. - Бизнес, управляющий деньгами, нуждается в легитимации своей довольно циничной задачи, поэтому он часто привлекает медийных персон, обладающих публичной репутацией порядочных людей".
"Часто финансисты приглашают лидера какой-нибудь тусовки, предлагают ему определенные условия, и он рассказывает своим, что "в нашем банке отличные условия для артистов",- говорит президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров.- Банк вешает в своем фойе фотографии вкладчиков-медиаперсон, что повышает степень доверия к нему". Так было с Валерием Меладзе, которого в 2001 году пригласили на должность независимого директора в Инвестторгбанк. Глава совета директоров Александр Берлин тогда рассказывал СМИ, что артист отвечал за вклады в банк представителей шоу-бизнеса, "в чем был настоящим профессионалом". Правда, в 2007-м банк сотрудничество с Меладзе, получавшим фиксированную оплату, прекратил. По словам Берлина, активная эстрадная деятельность мешала певцу активно трудиться на банковском поприще. Сейчас на посту председателя совета директоров Инвестторгбанка работает экс-министр иностранных дел Андрей Козырев, тоже в своем роде звезда.
Летчики-космонавты Алексей Леонов и Георгий Гречко уже давно сотрудничают с банками. Леонов работает в Альфа-банке с начала 1990-х, сейчас он советник первого зампреда совета директоров. Гречко - вице-президент ОТП-банка с 2008 года. Но назвать прославленных космонавтов свадебными генералами язык не поворачивается, оба активно участвуют в благотворительных проектах кредитных организаций, и одно это уже оправдывает их нахождение на руководящих должностях.
|