Медиаитоги прошедшего десятилетия

Дата публикации: 14.12.2010
Раздел: Статьи

МедиаПодводя итоги прошедших 10 лет, мы постарались выделить 10 тенденций, которые оказали самое существенное влияние на то, каким мир медиа стал на наших глазах. Хотя можно было бы сказать короче: всё изменилось благодаря интернету - и бизнес-процессы, и каналы дистрибуции, и аудитория, и мы, журналисты.

1. Замена аналоговых технологий цифровыми

Это первое и самое общее положение могло бы стать в нашем списке единственным, ведь все остальные следствия плавно из него вытекают.

Начало этого процесса восходит корнями, конечно, не в нулевые, однако в полной мере массовыми цифровые технологии стали в первое десятилетие XXI века. Печатные машинки были заменены компьютерами, проигрыватели пластинок - MP3-файлами, кино перешло в MPEG4, а информация - в интернет. Этот, казалось бы, очевидный вывод перевернул мир медиа с ног на голову: традиционные, десятилетиями державшиеся на газетах информационные холдинги массово разоряются, бизнес-модели нуждаются в переосмыслении, а потребители благодаря радикальному упрощению издательского процесса перепрофилировались в создателей контента.

Благодаря цифровым технологиям и интернету структура СМИ изменялась за 10 лет необычайно стремительно. «Сейчас изменения происходят гораздо быстрее - так быстро, что мы как бы коллективно страдаем от кессонной болезни водолазов на больших глубинах. Мы проходим через период экстремальных изменений быстрее, чем с этим могут справиться наши организмы. Это больно и, если быстро и правильно не лечиться, может иметь летальный исход» - именно так описывает период трансформации медийной отрасли главный редактор The Guardian Алан Расбриджер.

Всеобщая цифровизация изменила и ключевые основы поиска информации. Трудно себе представить, что ещё лет семь-восемь назад основным хранилищем знаний были библиотеки. Сегодня поисковики служат навигатором по информации, накопленной человечеством, хотя для получения действительно глубоких знаний одним поисковиком и не обойтись.

Впрочем, не все последствия цифровых технологий стали для человечества позитивными. «Цифровой разрыв» - такая же реальность повседневности, как и то, что молодёжь в мегаполисах круглосуточно сидит в Сети. Стоит выехать из Москвы в какой-нибудь небольшой город, не говоря об отдалённых регионах, как окажется, что имя Марка Цукерберга там никому ни о чём не говорит, а СМИ и не думали интегрироваться в социальные сети, потому что в редакциях всё ещё нет интернета.

2. Интернет - среда для сегодняшних и завтрашних СМИ

Интернет не только стал частью повседневной жизни сотен миллионов людей по всему миру, но и едва ли не основной составляющей профессиональных СМИ, выходят ли они на бумаге, радиоволнах или в телеящике. За последний год стало вполне достоверно известно, что многие бумажные газеты уступают по тиражу своим же веб-сайтам, хотя и продолжают упрямо держаться за печатные копии. За исключением гиперлокальных изданий в беднейших регионах мира, все СМИ имеют представительно во Всемирной паутине. А вот если своего веб-сайта у СМИ нет, это может значить только одно: для мира его просто не существует.

Интернет служит неиссякаемым источником вдохновения с точки зрения выбора тем и информационных поводов, но в то же время является самой большой угрозой для всех существующих массмедиа. Традиционные бизнес-модели потерпели в Сети крах, а новые издатели пока так и не нашли - единичные успешные кейсы не в счёт. То есть аудитория-то в интернет ушла, но особенности среды не позволяют достаточно зарабатывать на аудитории онлайн.

В то же время ни у кого нет сомнений в том, что интернет - наше настоящее и будущее, как бы трудно в нём порой ни приходилось выживать.

3. Мобильный интернет

Не секрет, что для выхода в интернет помимо компьютера используются мобильные телефоны, а, например, в Японии мобильники стали даже более популярными устройствами для интернет-сёрфинга, чем ноутбуки. Но мы решили выделить мобильный интернет в отдельный пункт итогов не поэтому. Сотовые телефоны - во многом благодаря буму iPhone - стали универсальными устройствами потребления цифрового медиаконтента, которые обеспечили мгновенность доставки сообщения, позволили СМИ подстроиться под индивидуальные потребности каждого потребителя контента и осуществлять таргетинг по бесчисленному количеству характеристик пользователя.

Причём чем дальше развиваются смартфоны и сотовые сети новейших поколений, тем меньше разницы между интернетом «традиционным» и мобильным. Скорее меняется устройство, которое даёт нам выйти онлайн, - а интернет так и остаётся интернетом.

4. Блоги и социальные сети как «личные СМИ»

Социальные медиа коренным образом - хотя всего-то за какие-нибудь 2-3 года - изменили способы взаимодействия СМИ с читателями и само место читателей в системе медиа. По большому счёту и читателей в чистом виде уже никаких нет: есть пользователи интернета, которые высказывают своё мнение наравне со СМИ - в блогах. Там они могут и обсуждать материалы профессиональных журналистов, и проводить собственные расследования, которые потом цитируют газеты и журналы. Но сотрудничество - только одна сторона медали. Наряду с ним выросла и конкуренция в медиасфере, где массмедиа вынуждены бороться за внимание и время аудитории с представителями этой самой аудитории.

Роль социальных сетей применительно к медиа заключается в том, что медиаконтент распространяется и потребляется совсем не так, как в эпоху до сетей. Френды в Facebook, который, несомненно, стал основным игроком в нише соцсетей, выполняют роль универсального «вирусного редактора», который отбирает для пользователя контент, достойный его внимания. В свою очередь, распространять контент вне сетей означает для СМИ потерять аудиторию.

И блоги, и соцсети показали миру, что такое власть толпы в цифровую эпоху, но, думается, мы ещё не до конца представляем себе весь потенциал совершающихся перемен.

5. Уход телевидения в интернет

Интернет меняет многие бизнесы, и помимо индустрии печатных СМИ наиболее пострадавшим оказалось телевидение. Войну с прогрессом с помощью запретов можно считать заранее проигранной. Победит тот, кто сможет быстрее других перестроить свой бизнес. И первое место тут принадлежит британской телекомпании BBC, которая на своём сервисе iPlayer не только выкладывает телепередачи со своих телеканалов, но и делает это в наиболее user friendly манере. Российскому телевидению до таких успехов очень далеко: руководители телекомпаний предпочитают уверять себя и окружающих в том, что ТВ и в телевизоре чувствует себя прекрасно. В то время как телевизионная аудитории всё больше разочаровывается в телепродукте и уходит в интернет.

Приятным исключением стал стартап этого года - телеканал «Дождь», который начинался как интернет-ТВ, а сейчас вещает и на спутниковом ТВ. «Дождь», кажется, заставляет нас вновь поверить в то, что и на телевидении есть что посмотреть.

Однако основным фильтром для телевизионного и не очень контента стал видеосервис YouTube, который в 2006 году был назван журналом Time главным изобретением года. На YouTube можно найти почти любую телепередачу, если она действительно достойна внимания. Благодаря YouTube появилось и множество звёзд разных жанров - певцов, актёров, шоуменов и даже лингвистов, которые нашли здесь свою площадку и своих зрителей.

6. Интернет-телефония: Skype

Интернет изменил и бизнес телефонных операторов. Если лидером в области местных звонков всё чаще становятся операторы сотовой связи вместо наземных телефонных линий, то в области междугородних и международных звонков лидерство завоёвывает интернет-телефония и её пионер - Skype. Ежедневно этим сервисом пользуется 40 млн человек по всему миру, которые ежемесячно наговаривают десятки миллионов минут.

Ключевые преимущества сервиса - дешевизна и простота использования. Если звонок в Европу с сотового телефона будет стоить порядка 35 рублей за минуту, со стационарного телефона - около 20, то звонок через Skype обойдётся в 1-2 рубля (зависит от направления). И это если речь идёт о звонках с компьютера на телефон - звонки между компьютерами бесплатны.

Не стоит забывать и о видеозвонках, которые впервые появились именно в Skype и только спустя несколько лет - в iPhone 4G. Миллионы студентов, которые уехали учиться в чужой город, уже сказали «Скайпу» большое спасибо за то, что они могли хоть каждый день общаться с родителями. Миллионы влюблённых поддерживают отношения через этот сервис, находясь в разлуке. Тысячи журналистов берут интервью через Skype, и даже более того: редакции интернет-изданий проводят планёрки с помощью видеоконференций, вместо того чтобы платить за аренду уже, в общем, никому не нужного офиса.

Не так давно, несмотря на возражения Google, ей не удалось справиться с появлением английского глагола google, то есть «искать информацию в интернете с помощью сервиса Google», или, как уже говорят на русском языке, «гуглить». Если Skype будет расти теми же темпами, что и интернет-корпорация, то когда-нибудь глаголом станет и skype - со значением «звонить по телефону».

7. Закат аналоговой музыки и торренты

Не менее серьёзно, чем на телевидение и прессу, цифровые технологии вкупе с интернетом повлияли на музыкальную индустрию. Более того, именно музыка первая почувствовала на себе роковые изменения и научилась с ними жить. И именно музыкальные пираты первыми заявили о себе как об игроках, пусть и нелегальных, цифрового рынка. Всё началось с кассет и дисков, которые ещё в 90-х продавались в подземных переходах и на развалах у метро. Зубры шоу-биза кусали локти и боролись с этим как умели.

Однако в интернете масштабы «воровства» оказались гораздо обширнее: сайтов с нелегальной музыкой была тьма, в некоторых компаниях, в том числе и СМИ, сотрудники потихоньку заводили собственные музыкальные хранилища. Обвал музыкального рынка случился тем не менее чуть позже, когда появились первые торренты и обмен аудио- и видеофайлами стало совершенно невозможно контролировать. Музыка и кино обрели невиданную раньше свободу, которая почему-то очень не понравилась правообладателям. Итог десятилетия - затянувшаяся на годы борьба авторов и продюсеров с провайдерами, пользователями и самими торрентами. Впрочем, никому из сторон не стоит забывать, что никакой другой музыки, кроме цифровой, у нас больше нет.

8. Wiki-технологии

Несомненным итогом десятилетия стало рождение технологии wiki, которая позволяет пользователям совместно создавать структуру и содержание сайта таким образом, что текст можно многократно править - с возможность сравнивать разные редакции и восстанавливать ранние версии. С помощью вики-движка сайт могут одновременно править сколько угодно пользователей, и между их версиями не возникнет конфликта.

Кто знает, получила ли бы эта технология заслуженное признание, если бы с её помощью не были созданы два крупнейших медиапроекта нулевых, без которых уже трудно представить себе современные массмедиа: свободная энциклопедия «Википедия» и самый громкий проект расследований - WikiLeaks Джулиана Ассанжа . За несколько лет «Википедия» обогнала «Британнику» по объёму информации, став самым популярным справочным ресурсом в мире. WikiLeaks, в свою очередь, показал журналистам, как нужно работать с информацией в мире, когда тебе никто не расскажет ничего действительно стоящего по доброй воле.

9. Электронные книги

Электронные книги - это книги без бумаги, клея, ниток и переплёта. Они не пылятся и не занимают места на полках, их страницы не выцветают, их нельзя сжечь или уничтожить. Для их производства не нужно вырубать леса, но для чтения понадобятся соответствующие устройства: компьютеры, смартфоны или специализированные устройства для чтения книг - букридеры. В 2009 году только в США было продано около 4 млн букридеров. Объём рынка электронных книг в России к началу 2010 года оценивался в 2-5 млн долларов.

Бум электронного книгоиздания начался после изобретения технологии «электронных чернил». Экраны, сделанные по этой технологии, отображают изображение в отражённом свете, а значит, от них не устают глаза, и крайне нетребовательны к энергопотреблению: они способны работать на одном заряде батареи не меньше недели. По подсчётам книжных издателей, бумажная книга не умрёт ещё 50-100 лет, да и электронных книг пока мало - далеко не все издатели готовы добровольно отдавать своё детище для продажи в онлайн-магазинах. Но очевидно, что книжная индустрия всё-таки постепенно становится на этот путь и свернуть с него ей уже не дадут.

10. Creative Commons против традиционного авторского права: торрент-трекеры

Авторское право, обслуживающее коммерческую деятельность по индустриальному тиражированию книг, музыки, фильмов и т.д., появилось задолго до возникновения интернета и в то время было вполне своевременно. С развитием интернета, когда копирование и распространение информации становится почти невозможно контролировать, все несовершенства и однобокость законодательства по авторскому праву стали очевидны всем тем производителям контента, которые хотели распространять свой контент безвозмездно и без каких-либо ограничений. Именно для таких случаев американский правовед Лоуренс Лессиг в 2001 году и придумал лицензии Creative Commons (CC, в переводе с англ. «творческие сообщества»).

Существует несколько видов лицензий, определяющих, какую часть своих прав на созданный вами медиаконтент вы готовы передать в общественное пользование. Например, вы можете разрешить распространение вашей работы только на некоммерческих основаниях при условии указания вашего авторства и запретить использование произведения для создания производных работ. Или вы можете разрешить распространение вашей работы только при условии, что все модификации вашего творения будут лицензированы точно так же.

«Частный корреспондент» - первое в России интернет-СМИ, которое переходит на лицензию Creative Commons. Хотя и не первый такой сайт в Рунете в целом. И нам приятно оказаться в компании многочисленных российских блогеров, публикующих свои тексты на условиях СС, и, конечно же, рядом с русской «Википедией», которая в скором времени тоже перейдёт на эту лицензию», - писал Иван Засурский уже почти два года назад.

P.S.: Подводить итоги всегда оказывается сложнее, чем это кажется поначалу. Часть пунктов описывают тенденции, которые уже устоялись и стали реальностью настолько, что трудно представить, как мы когда-то жили без них. Другие пункты, наоборот, вошли в нашу жизнь в течение последнего года - и впечатления от них так свежи, что кажется: именно они больше всего повлияли на сегодняшние реалии. На самом деле прошло ещё слишком мало времени, чтобы отрефлексировать как первый ряд тенденций, так и второй. И только спустя ещё лет десять мы сможем точно узнать, приведут ли они нас в столь долгожданное светлое будущее.

Анастасия Алексеева, "Частный корреспондент"
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article85835.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100