Мы можем показать эволюцию Мадонны

Дата публикации: 20.05.2008
Раздел: Рекламные фотографы

Фотобанк, фотосток, фотосупермаркет - что это? Клипарт с картинками для быстрого и нехитрого креатива? Шпицрутен для художника? Ступенька фото- эволюции?  На вопросы Advertology.Ru отвечают Анна Сахарова и Александр Курлович - генеральный директор  и фоторедактор московской компании FOTO S.A.

Что это такое вообще - имиджбанк, фотосток? В чём суть этого бизнеса, и что получает фотограф, сотрудничая с ним?
А.С.: Имиджбанк, или фотобиблиотека - посредническая фирма, которая сотрудничает с фотографами и реализует их работы на рынке рекламы и СМИ.

Сотрудничая с имиджбанком, фотограф вводит "в обращение" работы, которые в противном случае осели бы в архиве. Фотограф делегирует в это сотрудничество свои фотографии, а имиджбанк - систему каталогизации и поиска, а также работу менеджеров и рекламные возможности фирмы.

Имиджбанки, вообще говоря, - одна из составляющих рекламного бизнеса. Там, где развита реклама - есть и имиджбанки. В России активный их рост начался, когда развился рекламный рынок, и большинство фирм, включая нашу - относительно молоды. Хотя есть как минимум три крупных "игрока", ведущие свою историю начиная с 90-х годов.

Александр Камакаев
Александр Камакаев

Насколько люди привыкли обращаться к вам? Есть же знакомые фотографы, у них и работы подешевле...
А.С.: Давайте спросим себя, какое количество фотографий может быть в коллекции у знакомого фотографа?  У нас на сайте только в блоке креативных изображений - около полутора миллионов фотографий. Это практически неограниченный выбор, почти на любую тему.

Кроме того, фотография в имиджбанке снабжена ключевыми словами и доступна для поиска в любое время - как по отдельным "ключам", так и по их комбинациям. Это позволяет находить нужные изображения быстро и эффективно. Кстати, именно текстовка фотографий, снабжение их "ключами" для поиска - пожалуй, самая трудоёмкая часть нашей работы. И при всём уважении к фотографам, имеющим порой замечательные архивы, надо сказать, что проделать архивацию с полноценной текстовкой практикующий фотограф просто не сможет - ему элементарно не хватит времени, да и навыка в подборе стандартных ключевых слов. А когда этот стандарт не соблюдается, результаты поиска оказываются смешанными и непрогнозируемыми.

И ещё одно - поиск в нашей коллекции можно вести самостоятельно через интернет, или же заказать менеджерам подборку на заданную тему.

А если говорить о привычке, то постоянных клиентов, работающих с нами давно, у нас много.

Валерий Лукьянов
Валерий Лукьянов

Все происходит так же быстро, как и с европейскими фотобанками?
А.С.: Абсолютно. С европейскими еще придется повозиться: валютные операции в нашей стране - не самая простая штука. Но все же клиент тратит больше время на выбор  фотографии, чем на её получение.

Кстати, о ключевых словах. Поисковая система на вашем сайте - на английском. Почему?
А.С.: Мы работаем с партнёрами из разных стран мира и распространяем их фотографии на российском рынке. Партнёрские коллекции поступают к нам с англоязычной текстовкой, как это принято по всему миру - в Германии, Японии, Италии, тем более Англии и США. В этих коллекциях - многие сотни тысяч фото, и перетекстовать их на русском - работа колоссальная по объёму.

Российские фотографии мы также текстуем на английском языке, потому что они включены в общую поисковую базу. Но мы ведём постоянную работу по переводу ключевых слов на русский язык, и сейчас поиск на русском языке уже реально работает.

Ирина Моисеева
Ирина Моисеева
Ирина Моисеева

Насколько демократичен подбор ключевых слов? Или он требует знания профессионального слэнга?
А.С.: Абсолютно демократичен, ничего специального. Единственное отличие от, скажем, Яндекса - обязательно полные слова и в именительном падеже. Яндексовский принцип полнотекстового поиска у нас применен только в разделе репортажной съемки.

Со словами понятно. А как насчет людей? О том, что даже коленки имеют национальность, сегодня пишутся научные статьи, но даже без   чернокожих обитателей планеты...
А.С.: Которых, в американских банках до 40%.

Да, даже без чернокожих бывает очевидно: с рекламного плаката смотрим не мы! Эти люди - не из России! Может быть, если бы с рекламы смотрели свои, а не чужие лица, какие-то креативные изыски  и провокации были бы не нужны. Свой свояка видит издалека!
А.С.: Я абсолютно с вами согласна, но мы, как и многие другие сферы, во многом зависим от Запада. Фотобанки как бизнес развиваются там десятилетия, и как качественный уровень коллекций, так и количество фотографий в них значительно больше, чем в России. Поэтому большинство рекламных образов идут оттуда.

Созданная нами российская коллекция на 70% состоит из культовых и культурных мест и объектов, и лишь на 30% из креативных фото с нашими лицами. Этого, безусловно, мало.

Игорь Коротеев
Игорь Коротеев

В чем же причина дефицита? Мало хороших фотографов?
А.С.: Ни в коем случае. У нас есть прекрасные фотографы с великолепными работами. Но они не подходят западным фотобанкам по техническим требованиям. Вот только недавно из 500 фотографий, которые мы предложили, они взяли лишь около 100.

Кроме того, далеко не все наши фотографы правильно оформляют юридическую сторону работы с моделями. Фотография для использования в рекламе должна сопровождаться подписанным релизом - разрешением от модели на использование ее/его образа в рекламных целях. Для России это требование относительно ново, и немало фотографов просто не делает модельных съёмок на продажу, чтобы не осложнять себе жизнь.

Константин Кокошкин
Константин Кокошкин

Какие же на западе стандарты?
А.С.: Обычные требования - 12-мегапиксельная цифровая камера, файл, конвертированный из RAW в размер А3 (50 мб tiff), или аналогичного размера скан с плёночного оригинала. Редко используются 10-мегапиксельные цифровые исходники.

Мы продолжаем работать с "отбракованными" картинками, но международный рынок для них, увы, закрыт. Фотографы это понимают, но современная техника, на которой можно работать на западный рынок, слишком дорога. Последние модели профессиональных фотокамер стоят порядка 2-2,5 тысячи долларов. Мы со своей стороны прилагаем максимум усилий. Очень хочется, чтобы наши фотографы продавались за рубежом, им действительно есть, что показать! Там более устойчивый рынок, и более дорогой. Глянцевая обложка, которая у нас стоит 350 евро, во Франции стоит 800. Процесс двигается в позитивном направлении, но медленно.

Если сравнить вашу базу с базой какого-нибудь западного банка, то сколько примерно картинок выдаст каждая на ключевое слово "Москва"?
А.С.: Думаю, близкое или меньшее количество картинок. При том, что западный фотобaнк может быть крупнее нашего по количеству онлайн материалов.  Некоторые наши фотографы, кстати, работают с западными фотобанками напрямую.

alpauk
alpauk

Минуя вас?
А.С.: Да, но мы все - свободные люди, и не хотим, да и не можем навязываться кому-то. Но привлечь пытаемся.

Как именно?
А.С.: Всевозможными способами, начиная от участия в фотофорумах до посещения фотовыставок. У нас в штате - замечательный редактор, сам - профессиональный фотограф-флорист. Он, собственно, и собирает российскую коллекцию.

Игорь Рогожин
Игорь Рогожин

Есть трудности в общении с нашим фотографом?
А.С.: Есть. На западе культура взаимоотношений фотографа с фотобанком сложилась давно. У нас же зачастую фотограф боится, что фотобанк отберет у него работу навсегда, отнимет авторские права и так далее. Мы тратим массу времени на то, чтобы рассказать о своей работе, о юридической стороне дела. Самое главное - завязать нормальные, долгосрочные отношения.

Вы сами ставите задачи фотографам?
А.К.:
Мы коммерческая организация, и мы, безусловно, ориентируемся на маркетинговые цели. Если нужны фотографии Москвы, то обязательны четыре времени года, определенные места и даже ракурсы. Бывает, что вроде собрали обширную коллекцию, но что-то важное упустили. Тогда, конечно, озадачиваем фотографа.  В большинстве же случаев опытный мастер сам знает, какие места, объекты или обстоятельства пользуются спросом, и что необходимо, чтобы снять их красиво. Здесь мы формулируем не задачу, а, скорее, общую ориентировку.

Ваши основные клиенты сейчас на Западе?
А.К.: Нет, основная клиентура здесь. Но перспективные планы, конечно же, связаны и с выходом на западный рынок.

Сергей Шандин
Сергей Шандин

Значит, заказывая фотографии русской жизни, вы заранее пытаетесь прогнозировать, что же понравится иностранцам, а ваши фотографы пытаются увидеть Россию взглядом иностранца?
А.К.: Не совсем так. Западным партнёрам и покупателям интересно получить от нас что-то новое, такое, чего у них нет, новый взгляд или новые предметы, истории, типажи. Это и различные достопримечательности России, и всё, что связано с обычаями, традициями, кухней и прочим.

Что дает и что отнимает фотобанк у фотографа в плане творчества?
А.К.:
Сложный вопрос. Во-первых, надо разделять свободное творчество и работу на заказ в любом её виде - будь это фотобанк, реклама, заказной портрет или что-то ещё.

Фотобанк как своего рода субкультура еще только формируется. У нас есть масса талантливых людей с одним недостатком: они упорно не воспринмают маркетинговой задачи.  Мы даже разделили это непонимание на типы. Тип первый. В идеале фотограф, работающий с фотобанком, хорошо знает требования к коллекции, которую он хотел бы нам показать. Это должна быть обширная подборка с ключевыми кадрами, пригодная для использования в разных форматах и желательно тематизированная так, как это сделано, например, у нас на сайте. Но наш фотограф просто вываливает нам массу фотографий, и неплохих фотографий, но... сделанных "по ходу дела, проеэжая мимо", то есть, безо всякой целевой привязки. Тип второй. В идеале предлагаемая фотографом коллекция должна содержать как минимум от 500 до 1000 снимков. Этот объем позволяет гарантировать активные продажи. Наш фотограф приносит от силы 50 работ и начинает нетерпеливо ждать и требовать денег. А откуда им взяться?  Я хочу подчеркнуть: все это - творческие, талантливые люди.

Александр Петросян
Александр Петросян

А идеал-то присутствует?
А.К.: Да, у нас есть костяк, который активно работает и, соответственно, неплохо продает работы. Но за массу "Левшей", у которых не прыгают подкованные блохи, по-настоящему обидно.

А есть "Левши", категорически не согласные с маркетинговой задачей? Я имею в виду галерейных фото-художников.
А.К.: Многие отсеиваются уже на первом этапе сотрудничества. Каждый профессионал, особенно талантливый, любит делать, например, красивые натюрморты. Они бесподобны, но я сразу говорю: взять-то я их возьму, но они могут пролежать невостребованными очень долго. А какая-нибудь панорама Кремля за это время будет продана 50 раз! Вот почему такие люди быстро уходят. Сейчас, после того, как мы подсобрали коллекцию,  начали работать с западными партнерами и хорошенько осознали требования мирового рынка, мы подняли исходную планку качества. И это лишь обострило чувство задачи. Хотя, с другой стороны, мы стремимся сейчас разнообразить нашу коллекцию,  в том числе и стилистически.

Что касается галерейной фотографии, то этот жанр в России в зачаточном состоянии. Фотографу, делающему Fine Art "файн арт", какой бы высокохудожественной ни была его работа, прожить сегодня в России крайне трудно. Да и на Западе, насколько я знаю, они не работают исключительно для галереи. Такой известный человек, как Майкл Кенна, например, работает и для рекламы.

Виталий Соколовский
Виталий Соколовский

И для российского фотографа это - шаг вперед, условно говоря, к галерейным эмпиреям?
А.К.: Только очень условно говоря. Сток сегодня активно развивается, в этой сфере уже можно прилично зарабатывать. А вообще, если говорить о творчестве, все зависит от характера. Кму-то в стоке становится тесно, а кто-то нашел здесь спокойное, стабильное дело. Кому-то нравится фигурное катание, а кому-то хоккей. И там, и там - коньки, а спорт разный...

Вы по сути собираете коллекцию визуальных стереотипов. Возможно, жизнь стокового фото циклична, как жизнь моды. Никогда не хотелось предсказать, что устареет, а что будут снимать завтра?
А.К.: Трудно сказать. Меняется мода: и сейчас в моде светлый интерьер, а не яркие цвета. Актуальность картинки с моделями из раздела "креатив" пропадает через 3-5 лет. Уходят из жизни, а значит, из коммерческого оборота известные архитектурные здания, например, гостиница "Россия".  Но предсказать, что кому завтра может потребоваться, невозможно. Недавно искали и нашли фотографию советских весов. Придет время, будут искать изображения огромных телефонов, помните, как в фильме "Красотка"? Вообще мы ведем учет спроса и предложения. Но главным образом, чтобы понять, чего из того, что требует рынок, у нас еще нет.

Виталий Соколовский
Виталий Соколовский

Что живет дольше всего?
А.К.: Природа. И памятники культуры, если им повезет.

А есть среди стоковых фотографов маньяки- "хокусаи" снимающие свои "виды Фудзи"?
А.К.: У нас есть по крайней мере два таких "Хокусая": один снимает Москву, другой - Петербург.  Знают в своем городе каждый камень, все места у них пристрелены... Я бы сказал, что маркетинговая задача в их случае очень близка к художественной. Суть ведь не только в том, чтобы снять какой-то известный объект - надо, чтобы снимок был красивым, нёс какую-нибудь "фишку" - эффектное освещение, что-то ещё... Это и есть мастерство.

С другой стороны, если сделать абсолютно законченную работу, ее рекламные возможности - как бэкграунда, или интерьера, будут ограничены... .  Насколько охотно наши не заточенные под маркетинг фотографы делают панорамные снимки? Ведь это своего рода полуфабрикаты для дизайнеров...
А.К.: Это называется - "вам шашечки, или ехать?" - то есть вы хотите заработать или заниматься чистым творчеством?

Любая заказная работа есть ремесло. Делая дорогущую рекламную съёмку, вы готовите полуфабрикат для дизайна, и в этом нет ничего плохого. Заказной портрет в определённой манере - то же самое, не говорю уж о съёмке свадеб или школ.

Поймите, мы только предлагаем фотографам возможность продавать их работы и получать за это деньги. Использовать ли её - личный выбор автора. Жить по пушкинскому принципу "не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать" удаётся единицам, не только в России. В большинстве случаев "галерейный" автор тоже делает не то, что он хочет, а то, что диктует ему куратор, арт-рынок. Это весьма жесткий формат.

Абсолютно свободен лишь любитель, для которого фотография - заполнение свободного времени. Каждый делает свой выбор, в этом суть. Но любой выбор достоин уважения.

Андрей Петросян
Андрей Петросян

Вы выдерживаете западный стандарт  технических требований и задач. А что с ценами? Они у вас тоже западные?
А.С.: Цены российские. Вся информация открыта. Но есть несколько моментов, о которых стоит упомянуть. У фотографий  статуса Royalty Free цена зависит в основном от размера файла, а у Rights-Managed - от характера применения, куда входят территория,  носитель, формат и срок использования. Скажем фотография для корпоративного календаря может стоить где-то 150-200 у.е.,  а для  двухдневной выставки, скорее всего, эта сумма будет меньше.

Самая высокая цена на фото из креативного раздела?
А.С: За использование в "наружке".

А самая низкая - в Интернете?
А.С: Не всегда. Скажем, если это главная страница корпоративного сайта, то цена может увеличиться. Это же "обложка"!

Андрей Петросян
Андрей Петросян

Как вы конкурируете с новостными агентствами?
А.С: Скоростью предоставления информации. Понятно, что после вручения "Оскара" фотографии есть у всех. Но у нас есть еще одно преимущество, так как мы - фотобанк, а не агентство новостей. Мы можем, например, показать эволюцию Мадонны. Или показать, на каких событиях звезды шоубизнеса появлялись в одинаковых платьях.  На новостную фотографию всегда есть дополнительный спрос, и получается, что удовлетворить его может только фотобанк!
Фото С.А. http://www.fotosa.ru/

Юлия Квасок
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article61623.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100