"В России пока нет своих вебдванольных идей" - Антон Болотов

Дата публикации: 30.10.2007
Раздел: Интервью

Сетевые СМИ постепенно отвоевывают аудиторию у бумажных изданий. Благодаря широкой доступности Интернет стал главным поставщиком самых свежих и разнообразных новостей, но аналитическая журналистика пока не торопится мигрировать в Сеть с бумажных носителей. Консерватизмом принт-изданий активно пользуются те, для кого интернет был привычной средой с самого начала.

В 2005 году владелец веб-студии Антон Болотов понял, что собственное сетевое медиа стоит гораздо дороже сайта, сделанного для стороннего заказчика. Первым самостоятельным проектом стал портал новостей о технологиях, науке и изобретениях Membrana, а в 2006-м креатив-группа "Болотов.ру" запустила сайт DRIVE.RU, который сегодня называют первым в Рунете "сетевым глянцем".

Компания со штатом 42 человека не боится играть на одном поле с лидерами сегмента, используя недостатки "китов" себе во благо. При этом Антон Болотов предпочитает сохранять полную финансовую независимость своего предприятия. Он так же консервативен в вопросах развития проектов, довольно резко отзывается о "русской версии" концепции web 2.0 но при этом широко использует в собственных сайтах технологии интернета следующего поколения. О том, как сделать DRIVE.RU самым популярным автомобильным сайтом в Рунете, и о том, куда зайдет в ближайшие пару лет интернет-коммерция, E-xecutive расспросил Антона Болотова.

E-xecutive: Антон, как ваша компания перешла из ранга простых подрядчиков на уровень владельцев сетевых медиа?

Антон Болотов: Все началось с собственного проекта Membrana, которому в этом году исполнится шесть лет. Мы запустили его, еще будучи веб-студией. Для нас Membrana была одновременно демонстрацией собственных технологических возможностей и возможностей по созданию контента. Это наш первый полностью самостоятельный проект, в котором мы сделали все так, как посчитали нужным. Ниша была пустая, новые технологии и изобретения в то время никем не обозревались. Membrana эту нишу создала.

DRIVE.RU - это следующее самостоятельное сетевое медиа. В нем лежит все та же внутренняя потребность в создании собственных проектов. В 2005 году эта потребность помогла нам иначе взглянуть на многие вещи. Мы поняли, что свои проекты - намного более интересный во всех смыслах бизнес, чем просто веб-дизайн.

E-xecutive: Каким образом вы оценили степень успешности нового проекта перед его запуском? Готовили бизнес-план?

А.Б.: У нас все проще. В противовес тщательному исследованию рынка, подробным бизнес-планам и всему прочему мы уверены, что любой наш проект, за который мы возьмемся, будет лучше всех. Эта уверенность перевешивает рациональные аргументы и опасения. Без ложной скромности – мы лучше всех в стране умеем делать суперпроекты. Невозможно сделать что-то большое и успешное случайно. Конечно, мы не в запускаем десятки проектов в месяц, но то, что делаем, делаем лучше всех.

E-xecutive: Но сфера автомобильных медиа - весьма конкурентный сегмент со своими лидерами…

А.Б.: Любой лидер наряду со статусом "номера один" имеет свои недостатки - прогрессирующий консерватизм и отсутствие стремления к инновациям. Мы эти слабые стороны используем себе во благо. Это касается всех наших проектов. На "Драйве" мы сделали акцент на контент и формат. Работать в том формате, в котором работаем мы, не может себе позволить ни один из лидеров сегмента автомобильных СМИ. Мы недавно пришли на рынок, поэтому можем себе позволить гораздо более свободный язык и иную редакционную политику.

E-xecutive: Вы называете DRIVE.RU "сетевым глянцем". Что под этим следует понимать?

А.Б.: Это люди его так называют. DRIVE.RU - первый и пока единственный в Рунете полноценный электронный журнал об автомобилях. Уже долгое время говорят, что пресса перейдет в интернет, и я соглашусь, что новости уже почти полностью принадлежат интернету, но более глубокие материалы хорошего качества пока в основном можно встретить только в бумажной прессе. Так получилось в силу особенностей процесса подготовки аналитических материалов по экономике и политике - там иной уровень временных и трудозатрат. Онлайновые СМИ на данный момент приносят ту самую глубину в жертву оперативности. Отсюда - особенности оформления и подачи материалов: средние тексты, неважные заголовки, посредственные фотографии. Сетевые СМИ пока - это скорее электронные газеты. А мы в рамках проекта DRIVE.RU решили сделать полноценный онлайновый автомобильный журнал. В соответствии с этой концепцией формировалась команда, задавались стандарты качества, разрабатывался внешний вид, интерфейс и все остальное.

E-xecutive: Кто стал инвестором проекта? Сколько было денег в него вложено и сколько времени занял подготовительный этап?

А.Б.: Проект финансировался за счет собственных средств компании. Мы полностью автономная структура, обходимся без внешних заимствований. С момента возникновения идеи онлайнового автомобильного журнала и принятия решения о реализации до открытия сайта прошло чуть меньше года. На разработку общей концепции, дизайна, внедрение основных инновационных штучек ушла примерно половина времени. Другую половину посвятили воплощению задуманного, созданию бета-версии сайта и тестированию сервисов. Пару месяцев редакция работала "в стол" для того, чтобы наполнить основные разделы - новости, тесты, каталог. Что касается инвестиций... Работая "внутрь", точно оценить затраты довольно сложно. В любом случае это несколько сотен тысяч долларов.

E-xecutive: Проект вышел на уровень рентабельности?

А.Б.: Уже да.

E-xecutive: Сколько времени на это понадобилось?

А.Б.: Около года. Мировой опыт и внутреннее ощущение подсказывают, что год - это минимальный срок для выхода на окупаемость, своеобразный младенческий период. Проект либо умирает, либо показывает свою состоятельность и продолжает развиваться.

E-xecutive: DRIVE.RU - один нескольких проектов вашей компании. Как существующие проекты помогли в создании сайта?

А.Б.: Существующие проекты помогли "Драйву" материально и ресурно. Когда есть несколько налаженных бизнесов, можно делать что-то новое, не прибегая к поиску источников внешнего финансирования. Общий отдел разработок, общий отдел продаж позволили удержать операционные затраты на запуск в разумных пределах. Также на первоначальном этапе при продвижении "Драйва" очень помог RORER - так же, как сейчас уже DRIVE.RU помогает "Рореру".

E-xecutive: Какова посещаемость DRIVE.RU по сравнению с прочими автомобильными сайтами Рунета?

А.Б.: Скрупулезных исследований на этот счет мы не вели. И никогда не гнались за трафиком и рейтингами - не было такой задачи. Вообще на сайт в сутки заходят около 40 тыс. уникальных пользователей, которые просматривают порядка 300 тыс. страниц. Есть, конечно, сайты, которые обгоняют нас по посещаемости, но посещаемость - это в большинстве случаев вопрос денег, то есть закупки трафика. Больше половины людей на "Драйв" приходят сами - набирают адрес в строке браузера или кликают по закладке. На сегодня наш проект - если не самое читаемое автомобильное сетевое СМИ в Рунете, то одно из двух или трех. Мы уверенно движемся к тому, чтобы стать номером один.

E-xecutive: Когда эта цель будет достигнута?

А.Б.: По плану к концу 2008 года мы должны стать безусловным лидером как автомобильное онлайновое СМИ, а к 2010 году - стать первым сайтом автомобильной тематике всего Рунета по посещаемости, известности, авторитетности, цитируемости. Ставка – на качество проекта и любовь народную.

E-xecutive: Сколько пользователей Рунета вас будут читать в этом случае?

А.Б.: Довольно сложно ответить на этот вопрос. По моим оценкам, автомобильная тематика в том или ином виде интересует чуть ли не половину пользователей Рунета. (Общее число пользователей Сети в России - 25 млн по состоянию на II квартал 2007 года. Данные Romir Monitoring - ред.). Другое дело, что далеко не все готовы потреблять эту информацию ежедневно. Сейчас автомобильный рынок на подъеме, дилеры и представительства автомобильных брендов готовы покупать рекламу в интернете, поэтому перспективы проекта самые оптимистичные.

E-xecutive: К вам обращались с предложениями о продаже проекта?

А.Б.: Предложения поступают регулярно. На данный момент инвестиции нам особо не нужны, а полная продажа чего-либо вообще не рассматривается. При этом я не исключаю появление в нашей жизни партнера, с которым может получиться что-то интересное, но исключительно "по любви". Вариант "по расчету" может только навредить.

E-xecutive: Во сколько интересующиеся оценивают проект?

А.Б.: По-разному. Самое убойное предложение было сделано человеком, "представляющим группу серьезных инвесторов, заинтересованных в покупке качественных проектов". Он предложил $80 тыс. Последний раз я так смеялся, когда смотрел "Летающий цирк Монти Пайтона".

E-xecutive: На официальном сайте вашей компании вы критично высказались о новой "фишке" интернета - концепции web 2.0. Откуда такой скепсис?

А.Б.: Web 2.0 даже на Западе еще не сформировался. Во всем интернете наберется от силы десяток проектов, которые олицетворяют это понятие и являются одновременно успешным, инновационным проектом и прибыльным бизнесом. Все остальное - мусор. Web 2.0 - это следующая версия веба. Как и любой продукт следующего поколения (неважно, о чем речь - об автомобилях, о компьютерных программах и пр.), он должен быть лучше во всем. Он должен иметь больше функций, он должен быть более инновационным, он должен больше зарабатывать либо иметь к тому очевидные перспективы. Web 2.0 в России - это жалкая пародия на саму концепцию. Отчасти это вызвано тем, что даже традиционный веб у нас так плох, что следующее поколение получилось еще хуже. Во многих случаях web 2.0 стал шагом назад.

E-xecutive: Каким, по-вашему, должен стать перспективный проект web 2.0?

А.Б.: На мой взгляд, великим российским проектом web 2.0 станет то, чего нет на Западе. Хороший ресурс - это прежде всего новая, яркая, инновационная идея. Все, что делается у нас - это по большей части калька с западных сайтов. Сейчас принято называть ресурсами web 2.0 все фотохостинги, блогхостинги и т.д. и т.п. Что, нельзя было сделать фотохостинг пять лет назад? Можно. И они были, но только сейчас и только в России это обозвали вебом 2.0. Все наши фотохостинги, вместе взятые, в подметки не годятся одному Flickr. И не по количеству посетителей, а по уровню реализации. В России нет вебдванольных идей. Даже если появляется что-то более-менее интересное, чаще всего оно оказывается загубленным отвратительной реализацией.

E-xecutive: Вы планируете создать что-то, что впишется в концепцию web 2.0?

А.Б.: Есть ряд идей для новых проектов. При всем моем скептическом отношении к вебу 2.0 как таковому - давайте лучше назовем мое отношение в меру консервативным - я никогда в жизни не соглашусь с мнением, что технология станет движущей силой проекта. Только идея! Если это контент-проект, должна быть идея, бросающаяся в глаза. Чтобы не нужно было каждому объяснять, чем проект необычен. Если это сервис, его уникальность тоже должна быть очевидна. В наших проектах мы точечно внедряем вебдванольные "фишки" только там, где это действительно необходимо, когда эти "фишки" - важный вспомогательный инструмент для идеи проекта в целом.

E-xecutive: То есть, вы не считаете DRIVE.RU проектом web 2.0?

А.Б.: Ни в коем случае! Это обычный проект, который, наверное, должен был появиться гораздо раньше. В нем, конечно, есть ряд инновационных шагов, которые придают проекту новое качество, но в нем нет ничего революционного.

E-xecutive: Тогда как же быть с обилием на сайте комментариев, отзывов читателей о своих автомобилях и всего другого, что принято называть user generated content (UGC) и что является неотъемлемой частью концепции web 2.0?

А.Б.: Комментарии на "Драйве" - это наше видение сегодняшней ступени эволюции интерактива, взаимодействия посетителей с сайтом. Исторически первый интерактивный инструмент, гостевая книга, появился практически сразу же после создания самих сайтов. Затем появились форумы. Третьим шагом стала привязка форумов к контенту. Дальше дело почему-то не пошло, в то же время для нас очевидно, что это не конец эволюции. Мы рискнули и разработали свою систему. Теперь пользователь размещает свой комментарий к каждому абзацу текста или к каждой иллюстрации. При этом комментарий пользователя становится частью контента и повышает информационную ценность редакционного текста. Комментарии у нас читают столько же пользователей, сколько читают и сами материалы. Это возвращает нас к концепции веба 2.0: такие комментарии - тот самый контент, сгенерированный пользователем, который действительно нужен. Как раз эту нужность и упускает подавляющее большинство сайтов.

Даже блогхостинги не знают, что делать с контентом, который сгенерировала аудитория. После нажатия юзером кнопки "Submit" высказывание мелькнуло и исчезло. От такого UGC по большому счету нет никакой пользы: совсем скоро написанное становится не нужным ни автору, ни аудитории, ни сайту. Самое смешное, подобная информация генерируется сумасшедшими объемами. Мы вообще очень осторожно относимся ко всему, что называют UGC.

Комментарии на DRIVE.RU видны всем посетителям страницы. Они не свалены в кучу, а систематизированы так, что по ним можно составить объективную картину ситуации и понять, что думает по тому или иному поводу не только автор, но и читатели. При традиционной схеме UGC нормальных комментариев не дождешься. Представьте ситуацию: человек заходит на страницу, где уже висят 50 комментариев. Он бы и рад сказать что-то умное, но не скажет, потому что его комментарий никто не увидит. Другие пользователи просто не станут рыться в этой куче в поисках чего-то стоящего.

Когда DRIVE.RU с нашей системой комментариев только запускался, был риск, касающийся публичности интерактива. Мы готовились жестко модерировать высказывания. Гипероткрытость стала серьезным барьером для любителей постить гадости. За все время существования сайта мы удалили от силы 20 комментариев. Поток высказываний очень большой, их пишут тысячами в сутки, но плотной модерации они не требуют. Такой вот парадокс.

E-xecutive: Сколько народу работает в Болотов.Ру?

А.Б.: На данный момент - 42 человека.

E-xecutive: На чем зарабатывают медийные проекты компании?

А.Б.: Сейчас 100% выручки - это реклама. Основных источников дохода у нас два - RORER и DRIVE.RU. По деньгам Membrana отстает от флагманских проектов, но мы ее очень любим. Не исключено, что когда-нибудь на "Мембране" вообще не будет рекламы, поскольку мы позиционируем ее как социально значимый проект, который сделан совсем не ради денег.

E-xecutive: То есть, продавать его вы тоже не будете?

А.Б.: Зачем? В данной ситуации продать значит закрыть проект. А мы будем продолжать его делать так, как задумывалось. Более того, Membrana станет лучше. В конце этого года или в начале следующего появится новая версия. Не сказать, что "Мембрана" сильно устарела, но мы ее освежим и добавим нового функционала, при этом - никакого веба 2.0.

E-xecutive: Вы сами называете RORER уникальной системой контекстной рекламы. Почему?

А.Б.: RORER использует технологию автоматического определения контекста страниц сайтов. Мы первыми в России ее создали и запустили, поэтому очень гордимся и самой технологией, и точностью, с которой она работает.

E-xecutive: Если сравнивать RORER с прочими системами контекстной рекламы, на каком месте по оборотам она находится?

А.Б.: На четвертом месте, сразу же после операторов "большой тройки" - "Яндекс. Директ", Begun и Google AdWords. Мы крупнейший из независимых игроков рынка контекстной рекламы и в ближайший год собираемся нарастить свою долю за счет новых продуктов.

E-xecutive: Каков оборот системы RORER?

А.Б.: Несколько миллионов долларов в год.

E-xecutive: Во сколько оцениваются обороты российского рынка контекстной рекламы?

А.Б.: В прошлом году совокупный оборот по рынку составил $110 млн. По итогам 2007 года ожидается двукратный рост.

E-xecutive: Наряду с вебом нового поколения темой года стал так называемый бизнес 2.0 - бизнес в интернете. Чем он будет отличаться от традиционной интернет-рекламы?

А.Б.: Еще долгое время е-бизнес будет получать 98-99% дохода с рекламы - контекстной, медийной, своей, чужой, полученной по партнерским программам. По моим оценкам, порядка 1-2%смогут приносить деньги пользователя: SMS, виртуальные деньги, дополнительные платные сервисы и возможности. Пока доля денег пользователя исчезающе мала, и потенциал роста достаточно большой. Электронные деньги, пластиковые карты получают распространение, пользователь все чаще будет применять и то, и другое. Но и здесь встает вопрос, за что платить…

E-xecutive: Если в ближайшее время доходы будет приносить реклама, логично сделать свою поисковую систему. Например, за шесть месяцев 2007 года выручка Google от продажи рекламы превысила $7,4 млрд…

А.Б.: Поиск - тема для нас совершенно не интересная по ряду причин. Но совсем не потому, что мы безоговорочно принимаем тезис о том, что Google всех задавит. На мой взгляд, так и произойдет, но это вовсе не значит, что нельзя сделать лучше, чем сделал Google. Скажем прямо, Google мало где преуспел так же, как в поиске. Всегда можно сделать что-то другое, отличное от того, что уже есть. В этом, кстати, и состоит принцип нашей компании - быть несколько в стороне от тренда. В то же время, я против радикализма: значительное удаление от тренда приведет к тому, что мы окажемся в стороне и от массовой аудитории, и от денег рекламодателей.

E-xecutive: Какие особенности есть в управлении коллективом небольшой инновационной компании?

А.Б.: Кадровая политика в отношении журналистов состоит из двух пунктов: чтобы работать у нас, нужно обладать талантом и не иметь опыта работы в смежных областях. А лучше вообще не иметь опыта. Мы целенаправленно привлекаем талантливую молодежь.

E-xecutive: Это принципиальная позиция?

А.Б.: Она сформировалась естественным путем. Кстати, это относится не только к журналистам. Команда разработчиков набиралась по тому же принципу. Люди как профессионалы растут в компании, впитывая знания, ценности и атмосферу. Если снова вернуться к журналистам, то у нас нет ни одного "звездного" автора с опытом работы в печатных изданиях. Не скажу, что работа в бумажных журналах идет во вред, но людей из принт-изданий чрезвычайно сложно переучивать. По сути, им нужно менять мировоззрение.

E-xecutive: Как в таком случае вы решаете вопросы подбора персонала?

А.Б.: По принципу "Твори, выдумывай, пробуй". На сайте каждого проекта есть раздел с вакансиями. Мы берем людей, они некоторое время работают. Как правило, человек или остается у нас очень надолго, или не приживается и уходит довольно быстро. Я не считаю, что, переманив известного журналиста или мегапрограммиста с мировым именем, можно гарантированно добиться большого успеха. На самом деле, все великие вещи делаются простыми людьми.

E-xecutive: Рано или поздно медиахолдинги приходят к необходимости диверсифицировать свой бизнес. Есть ли у вас такие планы?

А.Б.: На ближайшее время мы совершенно точно останемся в интернете. Просто к существующим проектам добавятся новые.

E-xecutive: Чем вам еще было бы интересно заниматься?

А.Б.: Писать музыку. Снять кино.

E-xecutive: Не так давно вы купили довольно редкий автомобиль – Smart Brabus. Он компактный и при этом довольно дорогой. В России из миллиона найдется всего несколько желающих купить такую машину. Чем обусловлен столь необычный выбор?

А.Б.: Тут все вместе - от гражданской позиции до естественного желания выделиться из толпы. Плюс мне очень нравится эта машина. Концепция, дизайн, обаяние, позитив – она гениальна! Например, Леонардо Ди Каприо ездит на Toyota Prius (автомобиль с гибридной силовой установкой из бензинового и электрического двигателя. Отличается низким расходом топлива и минимальными выбросами в окружающую среду - ред.), демонстрирует свое бережное отношение к экологии. Некоторые считают, что выделиться из толпы можно, выбрав Maybach или Ferrari. И одних, и других в Москве десятки и сотни штук. Мой "Брабус" - чрезвычайно удобное средство передвижения по городу. У меня есть еще две машины, но 90% поездок я совершаю за рулем "Смарта". Люди покупают какой-нибудь Hummer и тем самым демонстрируют окружающим свой комплекс неполноценности. Наверное, Smart Brabus - это мой комплекс полноценности. И, конечно, мне сильно греет душу, что это очень редкая машина. В Москве он такой один…

Евгений Купраш
E-xecutive

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article53920.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100