Банки, пиво и обнаженка…

Дата публикации: 05.10.2007
Раздел: Репортажи

Сразу два экспертных совета ФАС – по применению законодательства о рекламе и защите конкуренции на рынке финансовых услуг – вершили судьбу рекламы финансовых услуг.

Одним из главных борцов со скрытыми комиссиями банков выступает Федеральная антимонопольная служба. По словам Андрея Кашеварова, заместителя руководителя ФАС, за последние два года количество нарушений при рекламировании финансовых услуг увеличилось в пять раз. Ага, давайте, берите кредиты… Обещанный рекламой кредит в 18% годовых на деле оказался 80% кабалой – знакомая ситуация, неправда ли? Банкиры уже привыкли, что россияне будут меньше есть, но платить за кредиты вовремя. Ан нет!

За последние месяцы ФАС провела ряд проверок банков на предмет соблюдения норм закона о рекламе. В результате были выявлены нарушения законодательства "Инвестсбербанком". В частности, по данным антимонопольного ведомства, в рекламе этого банка указывалась лишь часть сведений об условиях кредита и отсутствовала существенная информация, которая могла послужить основанием для отказа потребителя воспользоваться услугой.

В июле ФАС в соответствии с поручением Генпрокуратуры провела проверку деятельности банка "Русский стандарт" по предоставлению и обслуживанию потребительских кредитов из-за многочисленных жалоб заемщиков. Банк не предоставлял полную и достоверную информацию о кредитных картах, а реальная процентная ставка за пользование кредитом оказывалась в несколько раз выше заявленной. Однако ФАС по результатам проверки не выявила в действиях банка "Русский стандарт" признаков нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе. Тем не менее, 27 августа банк объявил об отказе от комиссий по всем видам кредитов.

Теперь же ФАС утвердила единые рекомендации по содержанию рекламы розничных кредитных продуктов банков. Самое важное – срок выдачи кредита, его сумма и процентная ставка. С 1 июля вступило в силу указание ЦБ, в соответствии с которым банки должны раскрывать эффективную процентную ставку по потребительским кредитам, то есть ставку, которая получается с учетом различных комиссий по кредиту - например, на страхование или открытие банковского счета и обслуживание. Если в рекламе своих кредитов банки не указывают эффективную процентную ставку, то им придется указывать их реальную стоимость, возможные варианты ее изменения в зависимости от срока и суммы кредита, предупреждение по платежам третьим лицам (страховщикам, нотариусам, регистрационной службе) без указания суммы либо ставку по основному долгу и размеры всех дополнительных банковских платежей и комиссий, если их взимание не оспорено Роспотребнадзором, за исключением штрафных санкций. При этом указание ставки по основному долгу и перечня дополнительных платежей по кредиту может стать поводом для обращения ФАС в ЦБ с просьбой проверить банк на предмет формирования однородных портфелей ссуд. Дело в том, что не доведение до клиента информации о размере эффективной ставки при одновременном формировании портфеля однородных ссуд является нарушением требований ЦБ. Было рекомендовано указывать в рекламе процентную ставку годовых, в случае же, если банк указывает иную ставку, он должен четко прописывать, за какой срок.

Но вычислить эффективную ставку порой не под силу самим банкам, выдающим кредит. Она варьируется от длины кредита и его условий, а по кредитным картам может с легкостью варьироваться от нуля до 50% – в зависимости от того, как клиент пользуется такой картой. Так что выполнить рекомендации ФАС банкам будет весьма непросто.

Также банки могут размещать имидживую рекламу, не содержащую в себе конкретной информации о кредитах. Тогда им не придется указывать точных цифр. Однако если банки рекламируют конкретную услугу, информация должна быть предельно точной и понятной потребителю. Сергей Пузыревский, начальник управления контроля и надзора ФАС за соблюдением рекламного законодательства, считает, что во избежание длинных нечитаемых пояснений, а также для простоты изложения банкам следует рекламировать не линейку продуктов, а конкретный кредит. Кроме того, все условия кредитования должны указываться одним размером шрифта и быть читаемыми для среднестатистического гражданина вне зависимости от рекламного носителя. Чтобы облегчить банкам реализацию своих рекомендаций, ФАС готова рассмотреть рекламные макеты банков и сообщить свое мнение об их соответствии своим требованиям. Кашеваров предложил работать с рекламой банковских услуг по модели работы с рекламой производителей табачной продукции. "Подобная консультация в ближайшем будущем будет проведена с пивоварами", – отметил Кашеваров и призвал банки последовать данному примеру.

Эксперты считают, что указание в рекламе эффективной ставки будет вводить потребителя в заблуждение относительно истинной стоимости банковских продуктов. "Сложная и не совсем однозначная методика расчета ставки, предложенная ЦБ, не позволяет сравнивать банковские продукты по этому критерию на объективной основе, – считает Сергей Тропин, начальник управления маркетинга "Международного московского банка". – Например, одни банки учитывают в ней страховку за первый год, а некоторые – за все время пользования кредитом. Получается, что банк, более дружественный заемщику, проигрывает конкурентную борьбу еще на этапе рекламы своих продуктов".

В результате выполнения этих рекомендаций эффективность банковской рекламы снизится, а ее объем сократится. Даже если банки будут рекламировать не линейку, а конкретный продукт, с учетом зависимости ставок от суммы и срока, придется указывать достаточно большое количество числовых значений с пояснениями. "Это займет много места, что ухудшит представление бренда. Кроме того, для восприятия клиентом такого объема информации придется увеличить число контактов, что чревато ростом затрат на рекламу на 10-20%, – уверен Дмитрий Юрцвайг, директор департамента маркетинга "Русь-банка".

В сложившейся ситуации банки будут вынуждены размещать значительный объем рекламы не на телевидении, радио и наружных объектах, а в СМИ и интернете. Носители, используемые банками сейчас, рассчитаны на быстрое восприятие, а новый объем информации, предписанный ФАС, клиент просто не успеет обработать.

Олег Митволь, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, просил установить, есть ли нарушения закона в том, что иллюстрацией к статье Дмитрия Владыкина "Неквасной Непатриотизм" о конфликте Росприроднадзора и пивзавода "Очаково" стал коллаж, состоящий из названия компании и изображения человека, пьющего пиво.

Чиновника интересовало, подпадает ли этот рисунок в список нарушений закона, который запрещает использовать в рекламе пива образы людей. Рассмотрев дело, экспертный совет Федеральной антимонопольной службы счел, что эта иллюстрация не является зарегистрированной торговой маркой и ничего не нарушает.

В Астрахани негодование некоторых жителей вызвала реклама, расположенная в ста метрах от школы. Щит с изображением кустодиевской обнаженной дивы роскошных форм, по замыслу креаторов, рекламирует баню.

ФАС рекомендовала перенести биллборд подальше от учебного заведения. Эксперты также направили это дело на рассмотрение в областное управление ФАС с тем, чтобы выяснить, какое воздействие оказывает эта реклама на местное население. Члены экспертного совета ссылались на то, что в некоторых регионах подобная реклама с изображением известных произведений искусства вызывает негативную реакцию. Однако совет указал, что в рекламном законодательстве не содержится прямого запрета на размещение подобной рекламы близ образовательных учреждений.

Натали Кирпа
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article52949.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100