Проверяйте товарные знаки на охраноспособность

Дата публикации: 16.08.2007
Раздел: Статьи

Если вы разрабатываете название для новой торговой марки без учета юридической составляющей процесса, то в девяноста случаях из ста придете к тому, что придуманное словесное обозначение окажется уже зарегистрированным в качестве товарного знака и введенным в коммерческий оборот третьими лицами.

А кто у  Вас в компании занимается неймингом? Слышу в ответ: "Что я сам не смогу придумать название для своего товара? Это не такая уж и сложная  задача". Оказывается, и сегодня немало тех, кто ломает голову над именем для новой торговой марки сам и не обращается за помощью к специалистам - профессиональным неймерам и патентным поверенным.

Если вы разрабатываете название для новой торговой марки без учета юридической составляющей процесса, то в девяноста случаях из ста придете к тому, что придуманное словесное обозначение окажется уже зарегистрированным в качестве товарного знака и введенным в коммерческий оборот третьими лицами. В первую очередь, сказанное касается наиболее развитых товарных категорий  российского рынка, таких как торговля, косметика, туалетные принадлежности, бытовая химия, фармацевтика, ветеринария, дезинфицирующие средства,  медицинские препараты, напитки, пряности и приправы, мороженое, чай, кофе, какао, пищевые добавки, соусы и другие пищевые продукты. Пока  станет очевидным, что придуманное и полюбившееся владельцу словесное обозначение нельзя использовать в коммерции, может уйти много времени, потрачено много средств, а в итоге процесс нейминга и визуализации торговой марки придется начинать заново.

Создавая новый товарный знак, неймеры и дизайнеры  должны гарантировать заказчику, что словесное обозначение и логотип пройдут регистрацию в патентном ведомстве России или других стран, если заказчик планирует выход на зарубежные рынки. Именно поэтому все серьезные брендинговые и нейминговые работы работают в тесной связи с патентными поверенными- специалистами, которые осуществляют регистрацию и защиту словесных обозначений, логотипов, упаковки, рецептуры и технологий, промышленного дизайна, рекламных слоганов и других составляющих, позволяющих потребителю отличить одну марку от другой.

Только факт регистрации элементов товарного знака Роспатентом превращает результат творческой работы в объект юридической охраны – в интеллектуальную собственность, которой его владелец может распоряжаться по своему усмотрению. Если товарный знак и его рекламные элементы должным образом зарегистрированы, то владелец может взыскать с нарушителя немалый штраф через суд за нарушение права собственности и недобросовестную конкуренцию. Товарный знак, как и другую собственность, можно выгодно продать, а стоимость раскрученной марки иногда может превышать стоимость самой фирмы или производимой ею продукции.  Можно также предоставить третьим лицам лицензию на использование своего товарного знака, получая с этого ежемесячные отчисления.

Мнение патентного  поверенного  Елены Поленовой поддерживают все эксперты: "Решение о введении в коммерческий оборот нового словесного обозначения товара  или услуги целесообразно принимать, если Вы можете получить на него Свидетельство Роспатента". Оценить охраноспособность нового слова и возможность его использования в качестве товарного знака помогут патентные поверенные,  которые проверяют вновь придуманные словесные обозначения в базах уже зарегистрированных и поданных на регистрацию товарных знаков.

Охраноспособность словесного обозначения всегда определяется конкретно, в связи с  реальным товаром (услугой), обозначенным классом МКТУ. МКТУ – сокращенное название Международной классификации товаров и услуг. МКТУ на данный момент содержит 45 классов, в которые собраны почти все существующие в мире виды товаров и услуг. Классы перечисляют товары и услуги, относящиеся приблизительно к одной области производства.

Можно выделить два основных критерия сильного товарного знака – это   его  юридическая и маркетинговая сила. Комплекс маркетинговых критериев для оценки названия торговых марок включает их соответствие рынку, словарю целевых групп, ассоциативной связи с продуктом или обстоятельствами его потребления, выразительность, эстетические качества, понимание, запоминаемость, приятное впечатление. Юридические критерии для оценки нового имени - это охраноспособность придуманного слова, возможность комплексной защиты словесного обозначения и его визуальных элементов по нескольким классам МКТУ с целью блокировать конкурентам возможность зарегистрировать  аналогичное словесное обозначение по корреспондирующим классам. Стоимость патентных  поисков входит в затраты по разработке словесного обозначения и  варьируется в зависимости от того, по какому количеству классов товаров и услуг предприниматель захочет зарегистрировать свое новое словесное обозначение.

По ходовым классам МКТУ наиболее сильные, с точки зрения маркетинга, словесные обозначения чаще всего, зарегистрированы, либо владельцами знака, либо предприимчивыми   компаниями и физическими лицами, которые занимаются регистрацией знаков с целью их последующей перепродажи. Соответственно, за разработку нового имени для будущего бренда в популярных классах МКТУ Заказчику придется оплатить коэффициент сложности, включающий как творческие муки, так и юридические издержки.

Наталия Тесакова
e-xecutive.ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article50651.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100