Спам: взгляд с "другой стороны баррикад"

Дата публикации: 24.06.2004
Раздел: Статьи

В последнее время борьба со спамом стала не только модной, но и массовой. И, кажется, уже никто не сомневается в прогрессивности этого направления. Никто, кроме самих спамеров… Авторы проекта Аantispamhaus предлагают вашему вниманию альтернативный взгляд на спам и антиспамерское движение.

Сейчас стало бесконечно модно бороться со спамом. Об этом пишут все: онлайн-издания всех мастей и размеров, телевидение и газеты. Такой информационный фон приводит к тому, что у подавляющего большинства слово "спамер" бескомпромиссно ассоциируется с международным террористом из страны третьего мира, зарабатывающим съемками детской порнографии и продажей ворованных кредитных карточек. Картина дополняется отсутствием морали и духовных ценностей, склонностью к воровству, лжи и заражению компьютеров невинных бабушек ядерными вирусами. Взломать и испортить этот человек может все, даже телефонную будку.

Да, да! Именно так думают 8 из 10. Более того, на Западе уже мало у кого вызывает сомнение, что спамер должен как минимум сидеть в тюрьме и быть оштрафован на миллионы долларов. И такого рода убежденность уже начала бурно прорастать в России. Вероятно, если бы я не был знаком с более чем десятком этих жутких зверей, я бы первый пошел на них с вилами.

А не возникало ли у вас желания разобраться во всем этом более объективно? Выслушать обе точки зрения? Если точку зрения, что спамер – это лютый преступник, вы уже слышали неоднократно, то не задавались ли вы вопросом, какие цели преследуют спамеры? Я возьму на себя смелость ответить на этот вопрос: все, что хотят спамеры, - это рассказать вам о своей услуге и удачно вам ее продать. Все. Вы удивлены? Давайте подискутируем!

Сразу слышу главный аргумент: "Плевать мы хотели на эту рекламу, из-за этого наши сотрудники каждый день тратят драгоценные пять минут рабочего времени, а наша фирма в итоге теряет несколько миллиардов долларов США в столетие".

Бред. Нет, даже хуже - психический или неандертальский бред (выбирать по вкусу). Я не знаю точно, кто в вашей компании вызвал такие убытки. Были ли это ошибки целого отдела или одной личности. Но кто-то, читая очередное онлайн-издание, повествующее о злостных спамерах, определенно воскликнул: "О, да, вот кто во всем этом виноват!" Удобно, правда?

Но давайте вспомним, как проходит ваш обычный будний день? Вы просыпаетесь утром под звуки радио. В течение получаса чистите зубы, готовите, собираетесь на работу. Среди прочего, за это время вы слышите пять минут рекламы средства от геморроя, кроссовок и других, казалось бы, ненужных товаров, хотя, вероятно, вы хотели бы услышать прогноз погоды и информацию о пробках на дорогах. - Жаль, но их передавали в 8 утра, а на часах уже 8:30. Вы садитесь завтракать, включаете телевизор, информация о котировках на рынке FOREX очень гармонично разделена рекламой подгузников и прокладок.

Итак, пора в путь – садимся в машину, на пути к офису вы видите стенды с рекламой все тех же прокладок, журнала Cosmopoliten и новой модели Mercedes-Benz. Хотя, возможно, вы разглядываете все это в пробке.

Ура! Все хорошо, вы добрались до офиса. Включаем компьютер, заходим в любимый Интернет, открываем страничку с новостями – о да, четыре баннера ярко-малинового цвета нас совсем не отвлекают. Заходим посмотреть котировки акций и тут поражаемся чудесам прогресса – рекламой Rich Media, которая открывается на весь экран. Вас это не раздражает? Как, ваш финансовый директор не пишет в отчете за столетие: "Убытки из-за рекламы Cosmopoliten составили 2 миллиона долларов, а реклама Mercedes-Benz привела к потере 6 миллионов прибыли"? Удивительно!

Господа, неужели вы еще не понимаете, что мы живем в век развивающейся электронной коммерции, а ее двигатель – реклама? С течением времени на вас будет обрушиваться все больше и больше рекламы во всех ее проявлениях. Вы так уверены, что это плохо? Хорошо, а могли бы вы уточнить, как вы узнали о том холодильнике с авторазморозкой, который стоит у вас на кухне? О том моющем средстве, которым вы пользуетесь? О той страховке, которой защищены вы и ваш автомобиль? Наконец, о том сайте или журнале, который так приятно почитать вечером?

Я рад, что мы не живем в КНДР или СССР, где очень долго абсолютно не было рекламы. В этих государствах у каждого ребенка была Кукла №6, а в каждом доме стоял Шкаф №8. Даже продукт завода резиновых изделий имел № 21, и им пользовалась вся страна, чтобы предотвратить нежелательную беременность. Вы думаете, это лучше, чем реклама? Уверяю вас, нет.

"Нет! Все равно мы терпим убытки потому, что передаем целых 100 Мбайт трафика за столетие и платим за это провайдеру".

Еще больший бред, чем в первом случае! Один рекламный баннер в среднем занимает 15-17 Кбайт (самый-самый маленький). Одно рекламное письмо – 2,5-5 Кбайт. Зайдя на один сайт с тремя баннерами, считайте, что вы скачали примерно 10 сообщений от спамеров. А если вас угораздило зайти на сайт с рекламой Rich Media, которая столь популярна в наше время, то считайте, что вы скачали около сотни спам-сообщений!

Тогда вы скажете: "Реклама с помощью спама - это не реклама вовсе. Сравнивать ее с телевизионной рекламой бессмысленно".

Скажите, а почему вы верите, что только реклама с помощью спама не сравнима с телевизионной рекламой, но не распространяете это утверждение на любую рекламу в Интернете?

Пятьдесят лет назад, когда у западного человека возникало желание открыть свое дело, выбор был прост – булочная, ремонт обуви, швейное ателье, магазин скобяных изделий и т. п. Нужно привлечь клиентов – вешаем вывеску (чем богаче дело, тем больше вывеска). Все. На этом реклама ограничивалась. Кстати, следует заметить, что в США горожане вовсе не были довольны этими первыми вывесками, однако вывеску мог повесить каждый.

Когда появились газеты и, наконец, столь любимое вами телевидение, первая реклама в СМИ также вызвала бурные протесты.

Наше время, двадцать первое столетие, вам нужны деньги. Очередной кризис экономики вам, менеджеру по образованию, не позволяет зарабатывать на жизнь, используя навыки своей профессии. Вы остановились на профессии страхового агента. Или, может быть, вы всю жизнь учились на страхового агента. Вы всю жизнь хотели им быть! Сбылась мечта, вывела нелегкая (выбирать по вкусу), но так или иначе вам нужно рассказать о своих услугах. Написать в газете о том, как выгодно вы застрахуете любую машину от падения сосны при ясной луне – нет денег, сообщить по телевизору – тем более. Контингент тех, кто может увидеть надпись краской на вашем доме, отнюдь не жители сосновых боров. Что же делать?

Что-то более реальное? Вы открыли сайт, продающий рисунки вашего одаренного ребенка, который пишет языком Достоевского и Star Wars. Вряд ли ваша затея окупится, если вы расклеите бумажные объявления по своему району. Талант вашего ребенка так и останется незамеченным.

К чему я клоню? Так исторически сложилось, что появился Интернет. А с течением времени - спам. Да, спам – это дешево! Да, спам – это средство рекламы, которое доступно для малых предприятий, home и family бизнеса. Вы думаете, это однозначно плохо? Я так не считаю.

"Да, но все равно, - скажете вы, - уважающий себя человек никогда не станет рекламировать свои услуги спамом! Все, кто так делает, жулики и мошенники! Я столько раз слышал от друзей и знакомых, как их обманули в Интернете!".

Опять углубимся в историю. Вспомните, когда открывались первые банки, сколько вкладчиков не получило своих денег? Не забыли ли вы, что профессия банкира была одной из самых рискованных на определенном отрезке истории?

Интернет еще совсем юн, активно используется не больше двух десятилетий, и вы удивляетесь, что тут столько мошенников? Вы правы, их немало, но пять лет назад их было больше! За это время появились более безопасные системы электронных платежей и аукционов, разработаны новые системы контроля, но отрасль все еще молода и продолжает развиваться. Именно поэтому в Интернете, как и в любом новом бизнесе, много опасностей!

Одного я не могу понять: почему все мошенники в Интернете вдруг ассоциируются с пользователями спамерских услуг? Вероятность кражи номера вашей кредитной карты мошенниками не зависит от того, зашли ли вы в виртуальный цветочный магазин, кликнув на баннер, или по ссылке в спамерском письме. Visa, MasterCard или любая другая карточная система, присутствующая в Интернете, считает Интернет зоной риска.

Другими словами, в Интернете вероятность быть обманутым больше, чем в реальной жизни, хотя бы из-за более высокого уровня анонимности.

Я не призываю вас доверять всему, что предлагают вам спамеры в своей рекламе. – Упаси Господь! Ближайшие минимум лет двадцать относитесь к любой коммерции в Интернете с разумной осторожностью. Однако, на мой взгляд, не следует выделять спам особым образом.

"Хорошо. Может быть. Но большинство пользователей все равно не довольны рекламой! Вы только посмотрите, сколько существует уважаемых сайтов, которые занимаются благим делом – бравой борьбой со спамом".

А вы попробуйте применить двустороннюю систему общения в телевизионных технологиях или на радио? И спросите у телезрителей и слушателей: "Можно мы еще на пять минут в час увеличим объем рекламы?" Как вы думаете, что они скажут? "Да, давайте, ура"? Или все-таки дело в том, что в Интернете легко высказать свое мнение по поводу той или иной рекламы, а в случае с телевидением – нет?

Есть группа граждан, у которых уйма свободного времени. Их достала реклама по телевидению. Когда их любимый сериал "Динозавры в космосе" прерывает реклама корма для собак, они покрываются красными пупырышками. Представьте, что они-таки получили возможность высказать всем этим рекламным гадам, что они обо всем этом думают! И в какие только коалиции не собираются эти господа, на какие только ухищрения не идут. Достаточно обратиться к сайту организации Spamhaus (подробную критику позиции проекта Spamhaus вы можете прочитать в оригинале статьи – прим. ред.)

Наконец я слышу: "Хорошо, но ведь пытались сначала с вами разговаривать по-хорошему: внесите, мол, в тему письма тег ADV или укажите один реальный адрес отправителя. Меня не интересует реклама страховки моего автомобиля от падения сосны. Да меня вообще не интересует реклама! Даешь изделие № 21!"

Как вы думаете, спамеру интересно тратить деньги на пересылку сообщения вам (ха, думали это все спамерам задаром обходится?), потом отплевываться от ваших злостных жалоб и звонков провайдера? Неинтересно вообще! Любой нормальный спамер готов не посылать вам рекламу и готов указать в сообщении его реальную тему. Но есть один момент, о котором многие рядовые пользователи даже не подозревают. Попробуйте послать письмо с темой "ADV: Some cool spam" своему другу. Я уверен с вероятностью 50%, что оно не дойдет. Вы пойдете и спросите вашего друга: "Эй, дружище, где та кнопка в почтовом клиенте, чтобы отключить сообщения ADV?" "Ммм, - ответит он, – "не знаю, да и не нажимал я ее вовсе".

Выясняется, что многие провайдеры и, может быть, в том числе ваш, фильтруют вашу почту по целому ряду признаков. Им получить ее тоже стоит денег, и они экономят свои деньги и просто отключают все, что может быть похожим на рекламу. Масла в огонь добавляет то, что борьба со спамом сейчас в моде и, крикнув в своей рекламе "у нас самая мощная защита от спама", можно заработать еще пару десятков абонентов. О легальности вопроса фильтрации, которая, надо заметить, не исключает ошибки, опять же никто не задумывается.

А теперь представим, что придуман специальный стандарт телевизионной рекламы, который позволяет пользователям наложить красную сеточку на экран, когда идет реклама прокладок, голубую - и не будет рекламы Pampers, черную - и не будет рекламы сигарет. Идея хороша, не правда ли? Но производители телевизоров в борьбе за прибыль и большее количество клиентов начинают выпускать телевизоры с универсальной сеточкой, которая не показывает рекламу вообще. Без сеточки телевизоры выпускают только поштучно для гурманов. Как думаете, будут ли рекламодатели пользоваться этим стандартом рекламы а-ля сеточка? Что-то я сомневаюсь, да и вы, по-моему, не верите.

Тут вы спросите: "Неужели нет никакого цивилизованного способа решения проблемы?"

Отнюдь! Способ есть! Вероятно, вы слышали о том, что недавно в США был одобрен законопроект, не запрещающий спам в целом (это было бы глупо), но регламентирующий поведение спамеров (в частности, обязывающий указывать реальный адрес отправителя, тему и т. п.). Все бы хорошо, однако авторы законопроекта в очередной раз забывают о том, что в текущем состоянии к законности нужно подходить с обеих сторон. Ограничение поведения спамеров - это хорошо. Но кто ограничит провайдеров в фильтрации сообщений? В первую очередь, надо обязать провайдеров не использовать никаких типов фильтрации входящей рекламы. Оптимальный же путь систематизирования потока рекламы, на наш взгляд, – всего лишь расширить протокол SMTP одним небольшим заголовком, который позволит указать категорию рекламы и возрастной уровень ее получателя. Производители программного обеспечения будут рады дать вам возможность указать свой возраст и, если что, снять галочки с тех категорий рекламы, которые вас не интересуют. Нужные вам предложения будут удобно организованы в системе директорий. (Самое главное, чтобы не появился "единственный" в мире почтовый клиент "без спама", фильтрующий все сразу по умолчанию – так все усилия пойдут насмарку). В результате пользователь сам будет решать, получать ему рекламу или нет. И если да, то какую. А спамеры не будут изощряться в использовании ложных адресов, добавлении мусора и огромных картинок и других "нестандартных" путей отправки почты. Есть, правда, один недостаток - нашим активистам из проектов типа Spamhaus придется вернуться назад к просмотру телесериалов. Необходимость в их "эпохальном" труде на "благо человечества" отпадет. Но уверены ли вы, что им есть, где себя применить?

"Ладно, хорошо, вы заставили меня задуматься. Но вот мой друг попал недавно в передрягу – спамеры как-то использовали его IP-адрес и разослали спам. Он за это получил нагоняй от провайдера. – Все-таки они бандиты, раз использовали его IP-адрес?"

Давайте задумаемся, зачем спамер пошел на это? На самом деле, ответ частично уже был дан раньше. Зачастую деятельность Spamhaus и им подобных организаций сводится к составлению "черных списков", которые провайдеры впоследствии используют при постановке фильтров.

Как попасть "черный список"? Достаточно послать пару сотен сообщений с одного IP-адреса. Более того, если ваш провайдер согласился рассылать сообщения, то его сеть также окажется в списке. При этом информация о правомерности занесения в "черный список" никак не проверяется.

Ни один из знакомых мне спамеров не рассылает письма с чужих адресов. Вероятно, компьютер вашего друга заразили трояном и использовали его для проведения DDoS-атаки.

Мораль сей басни такова...

Сегодняшние тенденции в борьбе со спамом развиваются в направлении разделения Интернета на "плохие" и "хорошие" участки, что зачастую создает проблемы совершенно ни в чем не повинным людям. "Докторы от Интернета" предлагают "лекарство". Но их совершенно не волнует, что они могут залечить "пациента" до смерти. Антиспамеры чувствуют себя на войне. Они воюют со спамерами. А если эта война задевает простого пользователя, они считают это неизбежными потерями. У них нет желания мирно договориться, чтобы одни люди могли спокойно читать почту, а другие могли рассылать рекламу тем, кто не против ее получать. Рано или поздно соглашение все равно будет достигнуто.

Webinform.ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article4876.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100