Боб ван Дайк

Дата публикации: 16.03.2007
Раздел: Про дизайн

Вопрос о "традициях и новаторстве" в истории искусства любой страны является ключевым. Для современного отечественного художественного процесса, который протекает в условиях превратно понимаемого новаторства и потери традиции, эта проблема особенно актуальна.

Тем интереснее обратиться к примеру голландской дизайнерской школы, чья художественная традиция не прерывалась, а под "авангардистской оболочкой", по словам Владимира Кричевского, можно "обнаружить национальное" содержание.1 Пример голландского графического дизайна интересен еще и потому, что именно в нем идеи советского конструктивизма (1920–30-х годов) получили развитие сильнее, чем где бы то ни было.

Боб ван Дайк - наследник традиций не только своего непосредственного учителя Герта Думбара, но и Яна ван Торна, Ритфельда, Зварта, Дуйсбурга, Мондриана (Лисицкого, Родченко, Татлина) и именно этим он интересен. Его работы не содержат того "прикола", который иные представители современного российского дизайна считают пределом креативности. На первый взгляд они скучны, абстрактны, сухи. Художественный язык его произведений не использует в полной мере возможностей современной фотографии, компьютерных технологий, печатного производства с их сильными визуальными эффектами. Стерильное, мажорное, маньеристическое - все это не о работах ван Дайка. Нет в них черного юмора, эстетики глянцевых журналов, нет бесконечных аллюзий на классическую японскую графику, нет эффектных росчерков, чувственных орнаментов, кричащих надписей, изящных шрифтов.


Плакат The Hague, 2004


Плакат CultuurNacht, 2004


Плакат для Национального музея Мали

Визитной карточкой ван Дайка можно считать рекламный плакат голландского танцевального фестиваля, разработанный им в студии Думбара в 1995 году. По словам автора, любители балета и дизайна снимали афиши со стен еще до того как на них успевал высохнуть клей.2 "Я люблю бороться с белой частью листа," - говорит о своем творчестве ван Дайк. Способность предать форму пустоте, умение заполнить белый лист бумаги - большая редкость в мире художников-графиков. Ван Дайк делает это изящно и просто, обходясь минимальным набором графических средств. Орнамент на заднем плане напоминает музыкальные ноты (выполнен в лаконичной стилистике ар-деко), ему пластически уподоблена фигура танцора. Два этих элемента увязаны в единую гармоническую композицию. Каждая деталь графической "арабески" поддержана пластикой танцующего артиста, одно обогащает другое. Поза танцора походит на математический символ, обозначающий бесконечность. Экспрессия жеста не доведена возможностями дизайна до предела, как могло произойти в работе представителя другой художественной школы. Она аккумулирована, сжата при непотерянном напряжении и направлена по упорядоченному выверенному пути. В результате этого создается ощущение, что плакат организуют мощные благородные, но сдержанные и осознанные силы, контрастные друг другу. Такое становится возможным и благодаря внешним художественным приемам, диктуемым "рационалистической" концепцией, идущей от Мондриана. Четкие и лаконичные строчки текста, анонсирующего фестивальные показы, набраны простым шрифтом. Их правильный ритм не только дань канонам "Стиля", но и одновременно уравновешивание относительно свободной экспрессии на заднем плане. Автор стремится привести к гармонии силы с разными темпераментами. И то, что текст совершенно не рационально повернут на 90 градусов, воспринимается как уступка одной силы другой ради достижения единого звучания. Так же и заголовок - не только намек на конструктивистскую эстетику ("Левый марш"), но и организация стихии танца. Выразительные возможности экспрессивного действа раскрыты, использованы полностью и полностью подчинены идее (присутствие которой до сих пор отличает голландский дизайн) - идее искусства в данном случае. Наверно не будет преувеличением, если сказать, что автор, создавая рекламный плакат, визуализировал свои размышления об искусстве в целом, конечно, в голландском представлении.



Плакат Фестиваля Танца Голландии, 1995 (разработан в студии Думбара)
Темой плаката стала "музыка для танца". Ван Дайк объединил музыкальные символы и фотографии, чтобы показать эмоциональное движение. Плакат получил голландский Приз Дизайна в 1996-м. Выставляется в Музее Современного Искусства (МОМА) в Нью-Йорке.



Плакат Фестиваля Танца Голландии, 1998 (разработан в студии Думбара)
Темой плаката был "рассказ балерины", с использованием тех же самых образов, как и в кампании 1995-го. Этот ряд плакатов получил Главный Приз STD в Лондоне в 1999 году и Typographic Excellence Award от нью-йоркского TDC в 1999 году.

Постер, выполненный ван Дайком в рамках проекта "Pan European", так же во время работы в студии Думбара, не менее интересен. Он посвящен проблемам пожилых людей (это каждый четвертый житель в Голландии, отсюда цифры 1 и 4). Доминирующее место на плакате отдано единице, что по замыслу автора символизирует одиночество людей этой социальной группы. Единственной их поддержкой в старости становится клюка, которая и изображена прислоненной к цифре. Два башмака висят на основании единицы: один - поменьше, с портретом ребенка, другой - побольше, с лицом пожилой женщины (может быть это символизирует жизненный путь человека). От последнего за край листа ведут следы (функционально - текст). Смысл изображенного - вырисовываться в процессе интерпретации деталей, которые можно расшифровывать бесконечно. Их сочетание дает новые и новые уровни сложности. Так, например, цифра четыре располагается на пустом поле в "голове" коллажа в композиционном (а значит, смысловом) одиночестве, что порождает размышление и о судьбе людей еще не пожилых.


Плакат Проекта Pan European (разработан в студии Думбара)

Вот это внимание к деталям, часто обыденным, но существенно расширяющим содержание заставляет вспомнить полотна Вермеера. Живопись этого "самого загадочного голландского живописца" также не отличается прихотливостью сюжета, эффектностью манеры и на первый взгляд, кажется простой иллюстрацией бытовых сцен. Но в композиции его картин нет ни одной лишней детали, внимательное и тонкое отношение к которым раскрывает истинную глубину изображенного.

Работы ван Дайка часто внешне просты, "не эффектны". Необходимы усилия, даже чтобы соотнести детали, из которых составлены его композиции, с реальными объектами, не говоря уже о поиске и интерпретации смыслов. Но внимательный зритель находит в них, прежде всего размышление автора об изображаемом, сообщенное в "типографически нейтральной", "аскетической", лишенной "модных штампов" форме. Голландский дизайн - это полноценное раскрытие заданной темы и еще один дополнительный шаг в сторону оттеняющий и расширяющий ее содержание: ван Дайк не исключение.


Айдентика для Tresparc, 2002
Личное место в Интернете - эта платформа позволяет пользователям управлять их собственными данными.


Айдентика для Oni, 2002
В японском языке слово "Oni" - это уникальные средства. Символы представляют компоненты, связанные с японской кухней: вода, рыба, рис и соевый соус. Формы являются простыми и открытыми, как сама возможность дизайна.

"Я не вдохновляюсь, рассматривая книги по дизайну, я получаю это из каждодневной жизни, смотря вокруг, наблюдая за людьми, за работой художников. Есть так много талантливых людей, которые могут вдохновить Вас смотреть на вещи иначе", собственные слова ван Дайка.3 Эта фраза иллюстрирует на уровне концепции желание художника отойти от свойственной постмодерну потребности оглядываться назад, цитировать. Постер для "Jetlag Discotheque Publicity" демонстрирует это стремление на практике. Работа сильно отличается не только от распространенных образцов рекламирования ночных клубов, но в ней явственен отход и от эстетических канонов школы Думбара. Вещь эта менее выдержанная, более свободная, и в сравнении с предыдущими примерами, кажется "прорвавшейся плотиной" красок, динамичных линий. Отношение к шрифтам, выглядит просто вызовом "школьной строгости" (они заменены корявыми подписями вручную). Ван Дайк смело поместил когда-то на афише голландского танцевального фестиваля обнаженное мужское тело. Также неожиданно на рекламном постере "ночного клуба" увидеть "наивный" детский рисунок никому не льстящий, никого не соблазняющий. Но "несовременные", "не выигрышные" впечатления, (будто и не дизайн вовсе), попытка диалога со зрителем (или монолога об искусстве), только в данном случае с оттенком иронии, выдают в нем представителя голландского дизайна. И снова за смелой "авангардной" формой скрывается неизменное (со времен Вермеера) национальное содержание, "традиция тонкого сосредоточенного наблюдения". Видимо в следовании своим традициям - залог будущих новых открытий голландской графики, как в формальном, так и в идейном плане.

Дизайн, говорящий "на языке содержания". Настоящее искусство!




Плакаты для Jetlag Lounge Discotheque Publicity, 2001
Каждый месяц, владельцы клуба просят различных художников, дизайнеров или фотографов создать материал рекламы для клуба. Идея ван Дайка: лицо рядом с протянутой рукой, основанной по форме на ножке поворотного стола

Литература:
1 В.Г.Кричевский. Марки голландского дизайна. - Из сборника "Дизайн на Западе", ВНИИТЭ, Москва, 1992
2 www.nlxl.com
3 The Graphics Book. - RotoVision, UK, 2002

Дмитрий Федотов
журнал "ПРОсто дизайн"
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article43779.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100